Возвращение к истокам

В поселке Параньга прошла Межрегиональная научно-образовательная конференция «Насретдиновские чтения. Традиции ислама на земле Марий Эл. Наследие Фидай-Мухаммед хазрата и Халил хазрата Насретдинова».

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Фото: Вячеслав ЗАГИТОВ

 

Инициатор проведения конференции, председатель ДУМ Республики Марий Эл Фарид Шагеев.

 

Древний Алатский тракт, который проходит по территории Татарстана, испокон веков был крепкой нитью, соединявшей Казань с одним из самых значимых, что во времена ханств, империй, так и ныне, татарских поселений страны – Параньгой, центром одноимённого района Республики Марий Эл.  И во все времена важными и взаимопроникающими здесь были связи просветительского характера. Выдающийся марийский учёный, академик Ксенофонт Сануков подчёркивал: «центром просветительства для народов Поволжья и Приуралья была Казань. Здесь концентрировалась зарождавшаяся общественная мысль, издавались учебники, готовились первые кадры национальной интеллигенции поволжских народов». Десятки, а то и сотни параньгинцев уходили по Алатскому тракту в Казань за знаниями, возвращаясь в родные края, чтобы служить своему народу.

 

Значимое место в истории региона всегда занимало религиозное образование. Как отмечает старший научный сотрудник Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории им. В.М.Васильева Гульнара Зеленеева, «несомненно, при активных процессах глобализации, интеграции, аккультурации именно религия может стать оплотом сохранения самобытности татарского этноса».

Эта мысль неоднократно звучала на первой научно-образовательной конференции «Насретдиновские чтения», посвящённой 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией и Году национальных культур народов России и прошедшей недавно в Параньге. Организаторами выступили Духовное управление мусульман России, мухтасибат, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и администрация Параньгинского района. Участниками же научно-образовательной конференции стали научные деятели, работники учреждений культуры, краеведы из двух соседних респуб­лик и Москвы.

Доклады на конференции были посвящены истории ислама в Республике Марий Эл, жизни и деятельности уроженца Параньги Халила хазрата Насретдинова, возглавлявшего Московскую соборную мечеть в годы Великой Отечественной войны, и другим актуальным темам. Как отметил заместитель минист­ра культуры, печати и по делам национальностей РМЭ Игорь Садовин, религиозные традиции несут в себе созидательное начало, направленное на укрепление нашего многоконфессионального сообщества. «Со­временный мир – и сложный, и агрессивный, – подчеркнул Игорь Садовин. – И сегодня мы должны быть вместе, консолидировать все здоровые силы общества. Именно сейчас обществу нужна духовная броня, основа которой – наша историческая память. Единые нравственные ценности позволяют вести продуктивный межконфессиональный и межнацио­нальный диалог, формируя патриотизм, воспитывая любовь к Родине, отдавая дань уважения предкам».

Об этом говорил и глава администрации Параньгинского муниципального района Альфит Ибраев, отметив, что именно теперь появилось понимание, что такого рода конференции не просто актуальны. Это важнейший элемент воспитания подрастающего поколения на исторических примерах, а параньгинская земля ими богата.

Руководитель кинодокументальных проектов ДУМ РФ Ахмад Макаров поделился редкими архивными кинозаписями, которые были сняты в годы Великой Отечественной войны и показывают эпизоды молений во время Курбан-байрама.

Именно в это время Московскую соборную мечеть возглавлял Халил хазрат Насретдинов. Потомок известного рода, ныне руководитель местной религиозной организации мусульман Рамиль хазрат Зулькарнаев рассказал о своём предке, жизнь которого была посвящена служению народу. «Родоначальником нашей династии, – сказал он, – принято считать выходца из села Ташкичу ныне Арского района Татарстана Насретдина бин Габдессаляма (1796–1868), более 45 лет служившего имамом центральной мечети Параньги, построенной ещё в 1771 году. Дело отца продолжил его сын. Именно Халил-Рахману Насретдинову выпала одно­временно и ответственная, и горькая миссия возглавлять Московскую соборную мечеть в 1936–1953 годы. Ответственная, так как мечеть была в то время единственным мусульманским храмом в столице СССР. Горькая, поскольку работа Халил-Рахмана Насретдинова выпала на период между двумя волнами гонений на религию. Не обошли они и его родную Параньгу – из четырёх мечетей поселения не уцелела ни одна».

Богатая событиями, фактами и именами история этого района Марий Эл и сопредельных с ним районов Татарстана, по мнению редактора газет «Наша жизнь» и «Якташлар» Фаниля Мусина, даёт не только пищу для размышлений, яркие примеры для воспитания подрастающего поколения, но и активно отображается на страницах местной прессы.

Как заметил полномочный представитель председателя ДУМ РФ в Приволжском федеральном округе Мунир хазрат Беюсов, возвращаться к вопросам религиозного просвещения следует ещё и потому, что сегодня государство как никогда прежде открыто для религиозных деятелей традиционных конфессий во всех сферах. Наследие династии мусульманских религиозных деятелей Насретдиновых является одной из духовных скреп, соединяющих многие поколения мусульман Респуб­лики Марий Эл. В этом отношении остаётся актуальной задача изучения, возрождения и популяризации духовных основ татарских мусульманских общин региона, их выдающихся личностей и эпистолярного творчества.

Вносят свою лепту в решение этой задачи и крае­веды. Их работа в архивах помогает восстановить не только страницы нашей истории, но и зачастую вернуть потомкам доброе имя близких. Так, председателю общества татарских крае­ведов Марий Эл Сание Газизьяновой и председателю ассоциации «Клуб воинской славы» Татарстана Михаилу Черепанову, работающим в одной связке, удалось найти в архивах и восстановить воинский путь параньгинца, потомка Халила хазрата Насретдинова Акрама Зулькарнаева, погибшего в апреле 1945 года в Германии.

Завершая работу конференции, председатель ДУМ Республики Марий Эл Фарид Шагеев отметил, что особая значимость 1100-летия принятия ислама народами Волжской Булгарии заключается в мирном распространении проповеди ислама. Свободный исторический выбор заложил прочную основу под традиции мирного сосуществования ислама с другими конфессиями на российской земле и укрепление культуры добрососедства.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще