Воздух, которым дышим

Александр Шадриков: «Лучший показатель работы экологов – уменьшение числа жалоб татарстанцев»

Каким воздухом дышим мы? Какая работа проводится в республике по улучшению его качества? Наш разговор об этом – с министром экологии и природных ресурсов Александром Шадриковым.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: Минэкологии РТ

Александр Шадриков: «Лучший показатель работы экологов – уменьшение числа жалоб татарстанцев»

 

 

Воздух. Одна из главных составляющих среды, которая нас окружает. Загрязнение его – очень серьёзная угроза самочувствию человека. И наоборот – с чистым воздухом ассоциируются высокие показатели здоровья. А каким воздухом дышим мы? Какая работа проводится в республике по улучшению его качества? Наш разговор об этом – с министром экологии и природных ресурсов Александром Шадриковым.

 

– Александр Валерьевич, изменилось ли, а если изменилось, то как, качество воздуха в республике за последние годы?

– Сначала замечу, что экологию достаточно сложно визуализировать. Поясню. Если мы возьмём, к примеру, отрасль жилищно-коммунального хозяйства, то видно, сколько объектов здесь построено, сколько квадратных метров жилья введено в эксплуатацию, где и какие сети проложены. В дорожной сфере мы видим, как возводятся мосты, прокладываются дороги, в культурной – как проводятся различные мероприятия и так далее. То есть эту работу видно. А экология – такое направление, на которое обращаешь внимание, только когда становится трудно дышать, когда помутнела вода или карьер незаконно начали разрабатывать. То есть только в случае, когда возникает проб­лема и её нужно решить оперативно, становится видно работу экологов. Хотя, конечно, мы ведём её постоянно.

Что касается качества атмосферного воздуха, то приведу цифры. Мы проанализировали ситуацию: валовой региональный продукт в сопоставимых ценах с 1998 по 2021 год в республике увеличился в 2,6 раза. В то же время объём вредных выбросов уменьшился на 21,4 процента. Таким образом, вывод очевиден – экономика развивается, а количество выбросов уменьшается. У нас существуют два крупных источника загрязнения атмосферного воздуха – передвижные и стацио­нарные. Или по-другому автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Именно по этим двум направлениям велась серьёзная работа на протяжении последних тридцати лет. В итоге за это время выбросы от передвижных источников снизились на 72,6 процента, а от стационарных – на 44,5 процента.

 

– За счёт чего такая динамика?

– Пойдём по порядку. Если взять городские автомобили, то тут огромную роль сыграло развитие электротранспорта – метрополитена, троллейбусов, трамваев. Их работа позволяет снизить объёмы выбросов на 22,8 тысячи тонн в год. Благодаря президентской программе по развитию рынка газомоторного топлива в Татарстане с 2013 года на газовое оборудование переведено более 11 тысяч автомобилей, а это снижение количества выбросов ещё на 19,4 тысячи тонн в год. По поручению Президента РТ ведётся также оснащение автозаправочных станций системами улавливания и рекуперации паров моторного топлива. С 2013 по 2020 год такими системами оснащено 558 АЗС. Сегодня любые новые автозаправочные станции их устанавливают автоматически. В итоге это позволило устранить выбросы в атмосферу, равные выбросам крупного и промышленно развитого Чистопольского района.

Далее, мы совместно с Госавтоинспекцией МВД по РТ проводим операцию «Чис­тый воздух». Ежегодно проверяется от 6 до 11 тысяч автотранспортных средств. В итоге здесь тоже складывается неплохая картина. Если, к примеру, в 1994 году больше четвёртой части автотранспортных средств не соответствовали нормам по выбросам, то на сегодня таких осталось 2,8 процента от общего числа. Нужно понимать, что на этот показатель влияет и качество бензина, и качество самих автомобилей.

Теперь перейдём к стационарным источникам. Наибольший «вклад» в загрязнение атмосферы вносят предприятия теплоэнергетики, топливной и нефтехимической промышленности. Мы также проанализировали здесь ситуацию. За последние тридцать лет вредные выбросы от топ­ливной промышленности в атмосферный воздух снизились в два раза. Это произошло за счёт уменьшения выбросов попутного нефтяного газа, а также модернизации и внедрения новых технологий.

 


У нас существуют два крупных источника загрязнения атмосферного воздуха – передвижные и стацио­нарные. Или по-другому автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Именно по этим двум направлениям велась серьёзная работа на протяжении последних тридцати лет. В итоге за это время выбросы от передвижных источников снизились на 72,6 процента, а от стационарных – на 44,5 процента


 

Что касается теплоэнергетики, то тут снижение произошло в пять раз! Раньше многие котельные топились углём, сегодня же почти все они перешли на газ. Может, кто-то помнит, как мы ходили зимой в школу по чёрному снегу – это был тот самый осадок от сжигания угля, благодаря которому получали тепло. Сейчас такого нет. А если посмотреть по вредным веществам, то снижения просто колоссальные. К примеру, выбросы по диоксиду серы уменьшились в 10 тысяч раз! По оксиду углерода – в 500 раз, по оксидам азота – в 1,7 раза. 

В целом хочу подчеркнуть, что все наши крупные предприятия проводят грамотную экологическую политику. И снижение выбросов в атмосферу – это одно из таких направлений. Более половины средств, направленных на улучшение экологической ситуации в республике, вкладывают именно татарстанские предприятия – это больше шести миллиардов рублей по итогам прошлого года. По данному показателю мы занимаем первое место в Приволжском федеральном округе.

 

– Скажите, а в каких наших районах качество воздуха ниже по сравнению с другими?

– Я бы не стал их так называть. Есть объективные причины, по которым у людей возникают вопросы, и они устраняются. Для меня как для руководителя экологического ведомства такими местами являются те, откуда больше всего поступает жалоб со стороны жителей. К примеру, в Казани болевой точкой является территория Самосыровской свалки. С 2019 года к нам, в Министерство экологии и природных ресурсов РТ, поступило более трёхсот жалоб от населения на неприятные запахи. В итоге в рамках проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология» этот вопрос решается, причём на перспективу. И из того газа, который загрязнял воздух, мы будем вырабатывать элект­роэнергию на протяжении 20–25 лет. Это один из пилотных проектов в России. Мы очень заинтересованы в его эффективной реализации, потому что на этом примере потом будут работать другие российские регионы.

 

– Значит, будем надеяться, что скоро жалобы исчезнут. А интересно, Александр Валерьевич, какова процедура мониторинга атмосферного воздуха?

– Если интересно, расскажу. За его качеством у нас «следят» шестнадцать стационарных постов и шесть передвижных лабораторий, которые выезжают на места по жалобам жителей. Кроме того, мы имеем доступ к информации на восьми стационарных постах промышленных предприятий. Непрерывно контролируем атмосферу по 36 веществам, а в лаборатории этот список расширяется до 59. Ежегодно нашими экологами проводится более четырёх миллионов анализов атмосферного воздуха. Кроме того, предприятия выставят ещё три стационарных поста по мониторингу качества воздуха, данные с которых также будут поступать в министерство. 

На нашем сервере в режиме онлайн мы видим информацию по качеству воздуха с шестнадцати наших постов и восьми постов предприятий – это три объекта «Татнефти» и пять «Нижнекамскнефтехима». У нас единая операционная система, что говорит об открытости и экологоориентированности крупных республиканских компаний. Отбор проб воздуха происходит каждые 20 секунд. Если видим, что где-то превышена предельно допустимая концентрация вредных веществ, то оперативно реагируем.

 


Наши автоматические стационарные станции по контролю атмосферного воздуха работают так, чтобы найти нарушителя. Цель – не просто мониторинг качества воздуха, а выявление нарушителей и исключение повторных загрязнений. Нам нужно предотвратить негативную ситуацию, а не только зафиксировать её. В итоге – уменьшить количество жалоб от жителей


 

– И предположим, такое превышение зафиксировано. Что дальше?

– Давайте на конкретном примере. 18 марта минувшего года одна из наших станций зафиксировала превышение ПДК в 1,7 раза по этилацетату. На основании данных о погоде, направлении и скорости ветра мы произвели расчёты и выявили нарушителя. Им оказалось ООО «Полипак». Его руководство признало вину. Естественно, были приняты меры по недопущению подобных ситуаций.

 

– Смогут ли татарстанцы в режиме онлайн наблюдать за качеством атмосферного воздуха? Будет ли у них доступ к этим данным?

– Хочу пояснить, что мы работаем в зоне промышленных предприятий. Наши автоматические стационарные станции по контролю атмосферного воздуха работают так, чтобы найти нарушителя. Цель – не просто мониторинг качества воздуха, а выявление нарушителей и исключение повторных загрязнений. Нам нужно предотвратить негативную ситуацию, а не только зафиксировать её. В итоге – уменьшить количество жалоб от жителей. И мы к этому идём. Благодаря системной работе видим, что оно уменьшается с каждым годом – и в Казани, и в Набережных Челнах, и в Нижнекамске, и в других населённых пунктах.

В перспективе будем открывать данные с наших станций, но это произойдёт только после цифровизации работы ведомства. Наша цель – чистый воздух. А уменьшение числа претензий со стороны татарстанцев – лучший показатель нашей работы.

Конечно, воздух – не единственное направление, которое курирует наше министерство. Реализуются проекты, связанные с улучшением качества воды в наших водоёмах, а также с чистой питьевой водой и мониторингом подземных источников.

Надеюсь, вскоре приступим к практической части реализации ещё одного направления в рамках национального проекта «Экология». Это поднятие со дна водоёмов затонувших судов. В этом деле мы тоже первопроходцы. Минприроды России поддержало именно нашу республику в качестве пилотного региона, потому что у нас высокий уровень проработки этого вопроса. Мы провели мониторинг девяти десятков затонувших судов: вес, остаток ГСМ и так далее. В итоге планируем на первом этапе поднять четырнадцать судов в Куйбы­шевском водохранилище. Останавливают только юридические моменты. Есть ли собственник у этого судна, списано ли оно с реестра судов, кто станет собственником после демонтажа, можно ли сдать на металлолом и так далее. Важно всё это проработать заранее, чтобы потом не было судебных разбирательств. Сейчас как раз ведётся такая работа, и в августе будет понятно, начнётся ли подъём затонувших судов уже в нынешнем году.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще