На соискание Госпремии имени Г.Тукая
Восходящая эволюция человечества на наших глазах смещается от Запада к Востоку. При этом происходит смена «ценностных вех» – от материальных активов к величинам духовным. И всё это обретает формат «войны эпох». Войны, протекающей не на границах держав, а в умах, сознании, мировоззрении людей. В смятении духа выкашивается поле плодоносной культуры. На её месте насаждаются семена «зрелищ», порождая ассоциации с поздним разлагающимся Римом. Искусство подменяется гламуром, на эстраде правит бал ширпотреб, классику теснит и подминает под себя шоу-бизнес. Человечеству грозит духовное затмение, национальным культурам – исчезновение.
От безудержного культа попсы, экспансии бесталанности и «вспухшего» от амбиций непрофессионализма в художественном мире есть лишь одна прививка – обращение к традициям истинной, народной культуры. В духовном мемориале татарского народа запечатлена россыпь имён-величин: в поэзии это Г.Тукай, в литературной прозе – Г.Ибрагимов, в музыке – С.Сайдашев. Всем критериям принадлежности к ряду столпов татарской культуры как фигура, выделяющаяся из общего ряда классиков, соответствует и Рашит Вагапов. Вершинность профессионального мастерства, бархатная мелодичность исполнения, не имеющая аналогов способность вызывать высокие вибрации в самых потаённых закоулках сердца – всё это характерно для его песенного творчества. Но главное, что его отличает, – это безмерно-глубинная народность, философско-космогоническое восприятие сердцем величественной и драматичной истории татарского народа с её невероятными кругооборотами и эпициклами, спиралями и бросками-отступлениями, обретениями и потерями.
Рашит Вагапов – тончайший психолог, умевший ювелирно оперировать историко-аналитическим инструментарием. Его песни – не просто хиты советской эпохи. В них скрыта квинтэссенция боли и тревог-ожиданий. Вагаповская песнь – это проникновенная молитва, в «сурах» которой бьётся горячая мысль о том, что родник песни – народ, а песня – сотворец его духа, его оберег. Народ жив, пока в его душе рождается песня, песня же вечна благодаря «зерну» народности. В ней зашифрованы культурные коды нации, и это составляет философское кредо «неистовости» Рашита Вагапова, кредо, превратившее его не только в легендарного акына, но и в «первопахаря». Именно он проложил борозду на культурной пашне к национальной идее как источнику духовности народа. Незадолго до своей кончины певец провидчески изрёк: «Я не хочу умереть, а если умру – останутся мои песни». Те самые песни, в которых таилась витальная энергия, рождалась ведическая сила татарского народа. Необходимость поворота к вагаповскому песенно-поэтическому наследию, возвращение к своим корням, к истокам особенно ощутимы на разломах истории. Вот почему возникновение движения «Международный фестиваль татарской песни имени Рашита Вагапова» – уникальное духовное начинание – можно назвать ответом на вызовы нашего времени.
Пятнадцать лет. Столько времени прошло с рубежного начала вагаповского международно-фестивального движения. Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, давший стартовую отмашку этому движению и ставший специальным посланником ЮНЕСКО по вопросам культурного диалога, и сегодня остаётся его духовным попечителем
У каждого крупного явления есть свой инициатор. В нашем случае им стал Рифат Фаттахов, сын той земли, которая породила жемчужно-недосягаемых певцов Рашита Вагапова и Хайдара Бигичева. Что в этом сокрыто – воля случая или проявление закономерности?
Рифат «оперялся» в крестьянской семье, где знали цену хлебу насущному и в неменьшей степени любили песню, а Вагапова – боготворили. Заводилой в этом была Хадича-эби, вынимавшая иногда из своего сокровенного сундучка бережно хранимые чёрные пластинки и заводившая старый патефон. «И… весь дом, – как вспоминает сам Рифат Фаттахов, – заполнялся волшебной музыкой. Чарующий мужской голос пел удивительно светлые и проникновенные песни: «Урман», «Нурия», «Альфия», «Алсу»… «Это Рашит! Рашит Вагапов! Односельчанин наш», – поясняла бабушка. Я стоял и слушал, как зачарованный».
Это тот самый случай, когда на ум приходит татарская мудрость: «Какую песню ребёнок слышит в люльке, ту песню он и в жизни поёт». Но Рифат не сразу после школы, которую он окончил с золотой медалью, кинулся в объятия музы песенного искусства. Время горбачёвской перестройки его изрядно помотало по всем кругам бытия, укоренив наконец на судьбоносной стезе. За его плечами прекрасное филологическое образование, солидный опыт, накопленный в «горячих цехах» журналистики (на радио и телевидении, на посту главного редактора журналов «Идель» и «Татарстан») и обретение научного сана кандидата философских наук. Диссертация и монография Рифата Фаттахова были посвящены его кумиру – Рашиту Вагапову. Вот она – та необходимая школа, которая подготовила его к Прометеевой роли на культурном фронте, где под мощным давлением шлягеров-однодневок затаптывалось животворное вагаповское начало, предавались забвению имена классиков татарской народной песни, существовал риск оборвать нить традиций.
Вот в таком возрождённом ключе должно быть оценено появление фигуры Рифата Фаттахова на культурном небосклоне в качестве идеолога, адепта татарской классическо-профессиональной песни в вагаповском ожерелье.
Народная песнь ещё жива в аулах, районах, хотя и не является предметом культа в городских, столичных аудиториях. Но народная песня пребывает в поиске путей выхода на международно признанный уровень. В этом плане вагаповский фестиваль как общественно-социальная институция становится серьёзным претендентом на подготовку талантливых, нациеразвивающих профессионалов
Пятнадцать лет. Столько времени прошло с рубежного начала вагаповского международно-фестивального движения. Первый Президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, давший стартовую отмашку этому движению и ставший специальным посланником ЮНЕСКО по вопросам культурного диалога, и сегодня остаётся его духовным попечителем. Рустам Минниханов, сегодняшний руководитель республики, взяв историческую ответственность за правильный выбор вектора татарской эстрады с её потенциалом конкурентной культурной единицы на мировой арене, также сделал ставку на «вагаповизм» как искомый ресурс для совершения прорыва, то есть ставку на народность.
Стратегически дальновидна концепция фестивального движения: через зажжение вагаповско-песенного огня в пространстве исторического «бурления смыслов» татарской энергетики в координатах «Волга – Урал – Байкал – Тихий океан» возродить традицию сбережения народных корней базового принципа дальнейшей эволюции национального музыкально-песенного искусства. Одиннадцать стран, 56 регионов России – не произвольно выбранный маршрут вагаповского трека, а осознанная целеустановка: вхождение в поле, отмеченное на геостратегической карте как сакральное место хранения «кода предков». Впереди презентация вагаповского концерта в Баку в рамках международного проекта «Великий Волжский путь: пространство диалога культур, народов и цивилизаций». А юбилейно-финальную точку в вагаповско-фестивальном марафоне предполагается поставить в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО.
Значимость феномена вагаповского фестивального движения определяется не только магией статистики явления (945 концертов на 329 площадках). У цифр нет интонации, но и они умеют «говорить» на языке смыслов. Многие из них носят далеко не татарский, но общероссийский и мировой контекст. Наиболее важны тренды, набирающие темп, и масштабы. Прежде всего это рост запроса на глубокую народность содержания современного песенного искусства, в котором главный дефицит – уровень профессионализма, смысловая ориентационная нагрузка. О силе «звучания» инициативы и востребованности фестивального формата свидетельствуют данные итогов начатого общественным Фондом татарской культуры РТ имени Р.Вагапова социологического опроса. На вопрос «Какие из 100 песен постсоветского времени стали вашими культурными кодами?» 56 процентов опрошенных ответили: «Народные песни вагаповского стиля – «Умырзая», «Зуляйха», «Фирдавескай», «Бибисара», «Сандугач»…» Разве это не аргументы, не сигналы того, что назрела реабилитация песенного наследия Рашита Вагапова?
Вагаповская песнь – это проникновенная молитва, в «сурах» которой бьётся горячая мысль о том, что родник песни – народ, а песня – сотворец его духа, его оберег. Народ жив, пока в его душе рождается песня, песня же вечна благодаря «зерну» народности
В этой связи важным укором-уроком является отсутствие концепции и системы подготовки кадров национально-народного профиля. Народная песнь ещё жива в аулах, районах, хотя и не является предметом культа в городских, столичных аудиториях. Но народная песня пребывает в поиске путей выхода на международно признанный уровень. В этом плане вагаповский фестиваль как общественно-социальная институция становится серьёзным претендентом на подготовку талантливых, нациеразвивающих профессионалов. Сегодня есть лишь несколько имён, ставших знаком-символом возрождения школы татарской профессиональной песни, – Филюс Кагиров, Ришат Тухватуллин, Гульсирень Абдуллина, Рустам Асаев… Инструментом целевой подготовки новой когорты профессионалов, «фабрикой татарских звёзд» становится проводимый вагаповский ежегодный конкурс молодых исполнителей.
Ещё один, далеко не единственный урок, исходящий из опыта вагаповского фестиваля. Речь об акценте на идее-принципе интернационализма, братства, солидарности народов мира. Татары, будучи националистами в смысле любви, способности защитить свой народ, в принципе, всегда были космополитами – гражданами России и мира. Они в значительной мере сформировались в нацию и стали исторически долгожителями планеты с минимум трёхтысячелетним «стажем» на основе приверженности ценностям «мягкой силы» – философии, литературе, культуре, музыке, песне. Песня для татар – это их визитная карточка, посол мира.
Интересен в этом смысле ещё один результат соцопроса, проведённого вагаповским фондом: удельный вес певцов мира, умеющих исполнять татарские песни, за постсоветский период удвоился. Неслучайно все встречи-выступления в российских и зарубежных концертных залах традиционно завершаются гимном татар «И туган тел». Актом мирового признания заслуг вагаповского движения явилось вручение его основателю Рифату Фаттахову международной награды – диплома, ленты и золотой медали «Роза Мира» в номинации «Миротворец планеты». Он также удостоен звания «Посол культуры» Ассоциации культуры Азербайджана «Симург».
Самое ценное в подвижническом прорыве Рифата Фаттахова то, что он заслуженно возвысил Рашита Вагапова с «бабушкиного сундучка» и вернул его миру. Но не в качестве модного бренда или тренда, а как солнце татарского мира. Если «через Пушкина и Тукая умнеет всё, что может поумнеть», то через Вагапова человечество может излечить свою израненную душу. А это, пожалуй, лучший пропуск в галерею лауреатов Государственной премии РТ имени Г.Тукая.