О том, что общественный транспорт в столице Татарстана находится в состоянии глубокого кризиса, говорили на вчерашнем заседании Казгордумы. В качестве антикризисных мер предложено повысить зарплату водителям автобусов и электротранспорта, а для пассажиров увеличить штраф за безбилетный проезд.
КРИЗИС НАРАСТАЕТ
– Хочу обратить ваше внимание на самую, пожалуй, острую городскую проблему – состояние общественного транспорта. Им регулярно пользуются более трети жителей нашего города. В среднем в будние дни в городском пассажирском транспорте совершается порядка 750 тысяч поездок. Его востребованность ни у кого не вызывает сомнений, однако, несмотря на все наши усилия, кризисные явления в этой сфере нарастают, – сообщил депутатам заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров.
Он напомнил, что последний раз глобальная реформа общественного транспорта в столице Татарстана проводилась в 2006-2007 годах, когда маршрутные «газели» и пазики заменили на вместительные красные автобусы. Тогда в Казань приезжали за опытом из других регионов, а казанцы благодарили власти за позитивные изменения. Но «запас прочности закончился», констатировал Шакиров. За последние пять лет в городе обанкротились шесть частных автобусных перевозчиков. Причины – снижение пассажиропотока в пандемию, грянувшие вскоре за этим экономические санкции, вызвавшие рост цен на запчасти и автобусы, недополучение компенсаций за провоз льготников.
– В 2023 году перевезен 231 миллион 300 тысяч пассажиров, что на 5 процентов больше показателей 2022 года. Однако пассажиропоток до сих пор ниже допандемийного 2019 года на 11 процентов, – констатировал Шакиров. – На сегодня выпуск подвижного состава на линию составляет 76 процентов по автобусам и 95 – по электротранспорту, что вызывает недовольство у жителей и приводит к еще большему снижению пассажирского трафика.
ЗАРПЛАТА НЕКОНКУРЕНТНАЯ, УТОМЛЯЕМОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ
Первоочередной задачей, требующей решения, Шакиров считает восполнение дефицита кондукторов и водителей. Если без кондукторов еще как-то можно обойтись (в казанских трамваях и троллейбусах уже внедрили бескондукторную систему оплаты проезда, но в автобусах она себя не оправдала), то без водителей общественный транспорт пока не ездит.
– Эта проблема характерна для всех крупных городов России. Тяжелые условия труда и неконкурентная заработная плата привели к оттоку профессиональных кадров в другие смежные отрасли: такси, грузоперевозки, доставку, где предлагаются лучшие условия труда и более высокая зарплата. Неукомплектованность водительскими кадрами приводит к переработкам. Водитель общественного транспорта начинает работать в пять утра и заканчивает в 11 часов ночи. В среднем за месяц он нарабатывает порядка 220 часов при норме в 160, что приводит к повышенной утомляемости и зачастую к повышению числа аварийных ситуаций, – посетовал заместитель руководителя исполкома.
Сегодня водители автобусов в Казани получают за фактически отработанное время с учетом переработок в среднем 110 тысяч рублей в месяц, трамваев – 78 тысяч, троллейбусов – 84 тысячи рублей. Тогда как зарплата водителей грузовиков составляет 200-250 тысяч рублей.
– В советские годы водитель общественного транспорта зарабатывал от 400 рублей, при том, что заработная плата инженера составляла 160 рублей. И водитель автобуса имел возможность участвовать в строительстве кооперативной квартиры, – напомнил выступающий.
Сейчас транспортные предприятия могут предложить иногородним водителям максимум места в общежитиях и бесплатное переобучение на категорию D.
– В Челябинске в этом году для привлечения водителей автобусов и трамваев используют мотивационные выплаты в размере 500 тысяч рублей при условии, что водитель отработает на транспортном предприятии два года и не допустит ДТП. В Нижнем Новгороде увеличили уровень зарплаты водителей автобусов до 135 тысяч рублей за норму времени. Считаю, что настало время применять подобные меры и в Казани, – заявил Ильдар Шакиров.
Он отметил, что Раису РТ Рустаму Минниханову направлено предложение о включении водителей общественного транспорта в перечень участников программы соципотеки.
ЧТОБЫ «ЗАЙЦАМ» НЕПОВАДНО БЫЛО
Если водителей общественного транспорта городские власти предлагают стимулировать рублем, то несознательных пассажиров, наоборот, карать. Спикер заявил о необходимости повышения размера штрафа за безбилетный проезд, который сейчас составляет 300 рублей, до 2500 рублей.
Другая беда общественного транспорта Казани – техническое состояние подвижного состава. По словам Шакирова, из 606 автобусов, курсирующих по казанским улицам, необходимо обновить 207, которые эксплуатируются больше 10 лет и уже отслужили свое.
– Отдельного пристального внимания требует инфраструктура наземного электрического транспорта. Сегодня 82 километра контактной сети и 32 километра кабельных линий эксплуатируются с предельным износом и требуют срочной замены. Из 132 километров трамвайных путей 70 – с предельным износом. Все это приводит к сходам вагонов с путей, длительным простоям из-за повреждения контактной сети. Всего на капитальный ремонт инфраструктуры наземного электротранспорта требуется порядка пяти миллиардов рублей, – обозначил масштаб проблемы докладчик.
Обрисовав плачевную ситуацию на городском общественном транспорте, Ильдар Шакиров обратился к депутатам за помощью. Может, народные избранники предложат нестандартные пути решения проблемы. Но пока предложений от депутатов не поступило.