Водителям – соципотеку, «зайцам» – штрафы: власти Казани думают, как спасти городской транспорт

Водителям – соципотеку, «зайцам» – штрафы: власти Казани думают, как спасти городской транспорт

О том, что общественный транспорт в столице Татарстана находится в состоянии глубокого кризиса, говорили на вчерашнем заседании Казгордумы. В качестве антикризисных мер предложено повысить зарплату водителям автобусов и электротранспорта, а для пассажиров увеличить штраф за безбилетный проезд.

КРИЗИС НАРАСТАЕТ

– Хочу обратить ваше внимание на самую, пожалуй, острую городскую проблему – состояние общественного транспорта. Им регулярно пользуются более трети жителей нашего города. В среднем в будние дни в городском пассажирском транспорте совершается порядка 750 тысяч поездок. Его востребованность ни у кого не вызывает сомнений, однако, несмотря на все наши усилия, кризисные явления в этой сфере нарастают, – сообщил депутатам заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров.

Он напомнил, что последний раз глобальная реформа общественного транспорта в столице Татарстана проводилась в 2006-2007 годах, когда маршрутные «газели» и пазики заменили на вместительные красные автобусы. Тогда в Казань приезжали за опытом из других регионов, а казанцы благодарили власти за позитивные изменения. Но «запас прочности закончился», констатировал Шакиров. За последние пять лет в городе обанкротились шесть частных автобусных перевозчиков. Причины – снижение пассажиропотока в пандемию, грянувшие вскоре за этим экономические санкции, вызвавшие рост цен на запчасти и автобусы, недополучение компенсаций за провоз льготников.

– В 2023 году перевезен 231 миллион 300 тысяч пассажиров, что на 5 процентов больше показателей 2022 года. Однако пассажиропоток до сих пор ниже допандемийного 2019 года на 11 процентов, – констатировал Шакиров. – На сегодня выпуск подвижного состава на линию составляет 76 процентов по автобусам и 95 - по электротранспорту, что вызывает недовольство у жителей и приводит к еще большему снижению пассажирского трафика.

ЗАРПЛАТА НЕКОНКУРЕНТНАЯ, УТОМЛЯЕМОСТЬ ПОВЫШЕННАЯ

Первоочередной задачей, требующей решения, Шакиров считает восполнение дефицита кондукторов и водителей. Если без кондукторов еще как-то можно обойтись (в казанских трамваях и троллейбусах уже внедрили бескондукторную  систему оплаты проезда, но в автобусах она себя не оправдала), то без водителей общественный транспорт пока не ездит.

– Эта проблема характерна для всех крупных городов России. Тяжелые условия труда и неконкурентная заработная плата привели к оттоку профессиональных кадров в другие смежные отрасли: такси, грузоперевозки, доставку, где предлагаются лучшие условия труда и более высокая зарплата. Неукомплектованность водительскими кадрами приводит к переработкам. Водитель общественного транспорта начинает работать в пять утра и заканчивает в 11 часов ночи. В среднем за месяц он нарабатывает порядка 220 часов при норме в 160, что приводит к повышенной утомляемости и зачастую к повышению числа аварийных ситуаций, – посетовал заместитель руководителя исполкома.

Сегодня водители автобусов в Казани получают за фактически отработанное время с учетом переработок в среднем 110 тысяч рублей в месяц, трамваев – 78 тысяч, троллейбусов – 84 тысячи рублей. Тогда как зарплата водителей грузовиков составляет 200-250 тысяч рублей.

– В советские годы водитель общественного транспорта зарабатывал от 400 рублей, при том, что заработная плата инженера составляла 160 рублей. И водитель автобуса имел возможность участвовать в строительстве кооперативной квартиры, – напомнил выступающий.

Сейчас транспортные предприятия могут предложить иногородним водителям максимум места в общежитиях и бесплатное переобучение на категорию D.

– В Челябинске в этом году для привлечения водителей автобусов и трамваев используют мотивационные выплаты в размере 500 тысяч рублей при условии, что водитель отработает на транспортном предприятии два года и не допустит ДТП. В Нижнем Новгороде увеличили уровень зарплаты водителей автобусов до 135 тысяч рублей за норму времени. Считаю, что настало время применять подобные меры и в Казани, – заявил Ильдар Шакиров.

Он отметил, что Раису РТ Рустаму Минниханову направлено предложение о включении водителей общественного транспорта в перечень участников программы соципотеки.

ЧТОБЫ «ЗАЙЦАМ» НЕПОВАДНО БЫЛО

Если водителей общественного транспорта городские власти предлагают стимулировать рублем, то несознательных пассажиров, наоборот, карать. Спикер заявил о необходимости повышения размера штрафа за безбилетный проезд, который сейчас составляет 300 рублей, до 2500 рублей.

Другая беда общественного транспорта Казани – техническое состояние подвижного состава. По словам Шакирова, из 606 автобусов, курсирующих по казанским улицам, необходимо обновить 207, которые эксплуатируются больше 10 лет и уже отслужили свое.

– Отдельного пристального внимания требует инфраструктура наземного электрического транспорта. Сегодня 82 километра контактной сети и 32 километра кабельных линий эксплуатируются с предельным износом и требуют срочной замены. Из 132 километров трамвайных путей 70 – с предельным износом. Все это приводит к сходам вагонов с путей, длительным простоям из-за повреждения контактной сети. Всего на капитальный ремонт инфраструктуры наземного электротранспорта требуется порядка пяти миллиардов рублей, – обозначил масштаб проблемы докладчик.

Обрисовав плачевную ситуацию на городском общественном транспорте, Ильдар Шакиров обратился к депутатам за помощью. Может, народные избранники предложат нестандартные пути решения проблемы. Но пока предложений от депутатов не поступило.

штрафы общественный транспорт новости Казани новости Татарстана
Вы уже оставили реакцию
Новости Еще новости