В Татгосфилармонии состоялась встреча с известным кинорежиссером
Владимир Меньшов читает поэму “Снегопад” Давида Самойлова
Размышления о миссии актера и режиссера, о современном кинематографе и советской цензуре и, конечно, любопытные подробности о самых любимых фильмах «Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли», «Розыгрыш». Все эти яркие моменты подарил казанской публике кинорежиссер, народный артист РСФСР, лауреат премии «Оскар» Владимир Меньшов.
Оставаясь и на своем вечере режиссером, Владимир Меньшов еще в начале распределил роли и описал ее краткий сценарий: пока он читает одного из своих любимых поэтов Давида Самойлова, зрители должны подготовить записки с вопросами. Также мастер пообещал небольшой сюрприз – эпизод из невышедшего фильма.
И в зале зазвучали стихи из позднего цикла Самойлова «Цыгановы». Несколько раз слова забывались, но зал поддерживал чтеца аплодисментами. А после перешли к вопросам.
БЫЛ НЕ ГОТОВ
Кинорежиссер рассказал, что в театральный институт поступил лишь с четвертой попытки, успев поработать токарем, в шахте и даже матросом на водолазном катере.
Мечта стать режиссером была с 14-15 лет. Однако когда впервые приехал поступать, понял, что совсем не готов. И одновременно с этим появилась мотивация – после того, как, пожив в общежитии при ВГИКе и познакомившись с миром режиссеров, сценаристов, операторов, осознал, что именно в нем он и хочет находиться.
Среди своих любимых писателей Владимир Меньшов назвал Жюль Верна и Гюго. Следом за ними – русская классическая литература и Глеб Успенский. А лучшим произведением на русском языке режиссер считает «Былое и думы» Александра Герцена, называя его прозу чувственной и умной. Из современных авторов выделил Максима Кантора с его «Учебником рисования».
Отвечая на вопрос о вере в бога, гость сослался на интимность темы, отметив однако, что ему не симпатична агрессивная религиозность. И добавил, что крещен и два года назад обвенчался с женой Верой Алентовой.
ЗАЧЕМ МИРУ ЕЩЕ ОДИН РЕЖИССЕР?
– Видимо, спрашивает тот, кто покушается на это, утром перед зеркалом задает такой вопрос, – пошутил Владимир Валентинович.
И уже без улыбки сказал, что видит в этой профессии серьезную миссию. Однако и профессия, на его взгляд, вторична: если человеку есть что сказать, он найдет возможность сделать это – через искусство, лекции, проповеди… Важно, чтобы было что сказать.
Именно эту проблему Владимир Меньшов считает основной у начинающих режиссеров. Он признал, что сейчас много мастеровитых ребят, которые «великолепно делают всякого рода упражнения». Но когда дело доходит до короткометражек, выясняется, что им нечего сказать.
Личность, убежден режиссер, должна быть на первом плане и на актерской, и особенно режиссерской стезе. Когда говорит интересный человек, зритель заражается. Но таких примеров, сожалеет художник, становится сейчас все меньше.
«ЛЮБОВЬ И ГОЛУБИ»
Вдохновила кинорежиссера на создание фильма, по его словам, пьеса Владимира Гуркина, которая заставила и плакать, и смеяться, и задуматься о жизни.
Так Владимир Меньшов пришел к выводу, что эта триада и должна составлять совершенное произведение, и что никакой поучительно-публицистический тон, в котором режиссер изначально хотел снимать картину, не сможет с ней сравниться. Это осознание художник называет решающим в своем творчестве.
По его признанию, немалую сложность в фильме для него составлял незнакомый материал – деревенская жизнь. И здесь режиссеру помогли корни со стороны матери, переехавшей в город из села и оставшейся малограмотной.
Другая трудность в картине была связана с цензурой, вспоминает Владимир Меньшов. Когда уже отсняли весь фильм, Госкино потребовало вырезать линию дяди Мити (сыгранного Сергеем Юрским), несмотря на то, что сценарий до этого был уже утвержден. Дело оказалось в борьбе с пьянством, которая началась в стране.
«Я раздумывал, где бы мне купить автомат. Всех там положить, и себя в конце», – полушутя вспоминает режиссер. После долгих переговоров на уровне министра решили внести лишь небольшие исправления. А картина в итоге вышла третьим экраном, не была представлена ни на один фестиваль, хотя является, по убеждению Владимира Меньшова, как раз фестивальной, и подтверждение этому – главный приз на фестивале комедийных фильмов в Испании через семь лет.
Однако это вмешательство цензуры, отмечает кинорежиссер, было самым значительным за всю его творческую биографию. Кинорежиссер утверждает, что всего несколько картин за историю кино были жестко запрещены. В основном же предлагалось вносить лишь поправки, и если режиссер настаивал на своей позиции, со временем все приходило в состояние покоя.
УРСУЛЯК И САМ ПРОБИЛСЯ
Один из вопросов касался роли Жукова в сериале «Ликвидация», которую исполнил Владимир Меньшов. Отвечая на него, он поведал историю о режиссере фильма Сергее Урсуляке. Когда-то Сергей поступал на режиссерские курсы, желая учиться именно у Владимира Валентиновича. Однако Меньшов не принял Урсуляка, решив, что «парнишка пробьется сам», а взял молодого екатеринбуржца из рабочего класса, которого решил поддержать «по идеалистическим воззрениям».
Так Сергей Урсуляк оказался в мастерской Владимира Мотыля, но работы свои часто показывал и Владимиру Меньшову. Попал к Владимиру Валентиновичу и сценарий «Ликвидации», который, как признался режиссер, он прочитал взахлеб. Показал его Константину Эрнсту, но тот отказался. Когда уже стали снимать фильм, началась буквально драка между «Первым» и «Россией». В итоге, как известно, фильм вышел по «России», а Сергей Урсуляк стал штатным режиссером, сняв для канала картины «Жизнь и судьба» и «Тихий Дон».
Одним из вариантов названия фильма «Ширли-мырли» был «Братцы Кроликовы».
Однако остановились на менее обычной версии, несмотря на то, что никакого особого смысла эти слова в себе не содержат
Что касается роли Жукова, то Владимиру Меньшову понравилась возможность представить этот образ по-новому. На его взгляд, после фильма «Освобождение» маршал стал ассоциироваться с образом Жукова, созданным Михаилом Ульяновым, от чего Меньшов в сериале постарался уйти. Также он уговаривал Сергея Урсуляка расширить эту роль, но, по мнению режиссера фильма, места не было.
ФИЛЬМЫ О ВОЙНЕ И НИКИТА МИХАЛКОВ
Затронули на вечере и тему фильмов о войне. Кинорежиссер отметил, что тема для России беспроигрышная – война коснулась практически каждой семьи, но поддается спекуляции. И решать ее в легком жанре нельзя, считает Владимир Меньшов. Кроме этого, художник указал на множество фактических ляпов, которые допускают молодые режиссеры, не понимая той эпохи.
Прозвучал вопрос и о картине «Цитадель» Никиты Михалкова, которую в свое время Владимир Меньшов не поддержал для выдвижения на премию «Оскар». Меньшов посчитал, что в тот год были более достойные фильмы – «Елена» Андрея Звягинцева и «Фауст» Александра Сокурова, который получил главный приз Венецианского фестиваля. «Цитадель» же не нашла признания ни среди зрителей, ни среди критиков.
ПАУЗА ЗАТЯНУЛАСЬ
Зрители выразили надежду увидеть новый фильм Владимира Меньшова, на что режиссер ответил: «Пауза у меня настолько затянулась, что уже неприлично…»
Кинорежиссер рассказал о своей попытке снять очередную картину в 2005–2006 годах – мюзикл «Салонная драма» по пьесе Ференца Мольнара «Олимпия», с Верой Алентовой, Юлией Меньшовой, Александром Лобоцким и Александром Адабашьяном в ролях. Однако он не смог найти на нее средств. Тогда Владимир Меньшов снял фрагмент «Бал» для демонстрации потенциальным инвесторам, однако и это не помогло – инвесторы не откликнулись.
На вечере режиссер показал зрителям тот самый «Бал». И хотя фрагмент из невышедшего фильма не вызвал в зрителях бурных эмоций, встреча, под занавес которой прозвучал «Снегопад» Давида Самойлова в трогающем за душу исполнении режиссера, получилась теплой, а самое главное, искренней. Состоялся откровенный разговор между художником и зрителем. Согласитесь, далеко не каждый публичный человек может это себе позволить.
Владимир Меньшов читает поэму “Снегопад” Давида Самойлова