Техника КВЗ приобретает лесопожарную специализацию
В столице Татарстана состоялась торжественная передача двух из шести вертолётов Ми-8МТВ-1, которые Казанский вертолётный завод должен собрать для нужд авиалесоохраны.
Контракт, заключённый в уходящем году, предусматривает поставку партии винтокрылых машин до конца 2022 года, так что первые экземпляры заказчик получил в некотором роде досрочно. Можно сказать, что это подарок к юбилею уникального учреждения, подведомственного Рослесхозу.
ДОСТОЙНАЯ СМЕНА
Сегодня кажется невероятным, но первый специальный полёт для обнаружения лесных пожаров был выполнен в СССР ещё девяносто лет назад – в 1931 году. Чуть позже, всё в те же тридцатые, появилась совершенно удивительная профессия – парашютист-пожарный. Тогда основной рабочей лошадкой для лесных ангелов-хранителей был поликарповский У-2.
Однако непосредственно в чащу, где может проходить так называемая кромка пожара, с парашютом не прыгнешь. Проблема решилась с появлением вертолётной техники, когда к лесным парашютистам добавились десантники-пожарные. С помощью спусковых устройств они могут высадиться практически в любом месте. Весь вопрос – в средствах доставки к горячей в прямом смысле точке, которая может находиться в непроходимой местности в сотнях километров от цивилизации.
Первыми вертолётами, поступившими в пятидесятые годы на службу в авиалесоохрану, были казанские Ми-4.
Позднее их сменил самый массовый в мире двухдвигательный вертолёт Ми-8. Модификации этой многоцелевой машины, опять-таки родом из Казани, составляли значительную часть весьма солидного авиапарка учреждения.
В ходе административной реформы середины двухтысячных полномочия по охране лесов от пожаров вместе с имевшейся техникой были переданы регионам. Однако время показало необходимость сохранения централизованной структуры с соответствующими авиационными базами.
Каждый из вертолётов Ми-8МТВ-1, переданных Авиалесоохране, способен перевозить до 22 десантников-пожарных с необходимым снаряжением или четыре тонны огнегасящей смеси в водосливном устройстве. Машины эффективно работают в любых климатических условиях при температурах от минус 50 до плюс 50 градусов, что особенно актуально над горящим лесом
В прошлом году по поручению Президента Владимира Путина был утверждён план по созданию за Уралом межрегионального лесопожарного центра «Север». На реализацию проекта, включая закупку шести казанских вертолётов, Правительством России выделено пять миллиардов рублей.
Центр дислоцирован под Красноярском в аэропорту Черемшанка. Именно туда отправляются казанские «восьмёрки», чтобы патрулировать и спасать от пожаров миллионы гектаров сибирской и дальневосточной тайги, включая Байкальскую природную территорию.
Вертолёт Ми-8МТВ-1 специально приспособлен для такой работы. Он берёт на борт до 22 десантников-пожарных с необходимым снаряжением, несёт в специальном водосливном устройстве на внешней подвеске четыре тонны воды или огнегасящей смеси. Благодаря установке дополнительных топливных баков дальность полёта увеличилась до 1150 километров, то есть радиус действия машины (которая должна долететь до нужной точки и без дозаправки вернуться обратно) – почти 600 километров. При этом полёты могут выполняться в условиях автономного базирования на необорудованных площадках. Свои задачи этот вертолёт способен эффективно выполнять в любом климате, в стоградусном диапазоне. Как в лютый холод, так и в 50-градусную жару, что особенно актуально в условиях полёта над горящим лесом.
«ВОСЬМЁРКА» ПЛЮС «АНСАТ»?
Торжественная церемония передачи вертолётов состоялась в одном из заводских цехов. В ней приняли участие начальник ФБУ «Авиалесоохрана» Николай Кривошеев, заместитель генерального директора холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех» Владислав Савельев, помощник Президента РТ Равиль Зарипов и новый управляющий директор Казанского вертолётного завода Владимир Гинсбург. Посредством видеоконференцсвязи к участникам торжественного мероприятия обратился российский министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов.
– Создание лесопожарного центра «Север», где будут базироваться казанские вертолёты, – событие первостепенной важности. Именно отсюда наши десантники будут отправляться на тушение лесных пожаров на удалённых и труднодоступных территориях, – сказал министр. – Надеюсь, что сроки поставки будут соблюдены, ведь для борьбы с огнём каждая машина на счету.
Тему продолжил Николай Кривошеев, отметив, что «эти вертолёты с нетерпением ждут сотрудники авиалесоохраны».
Вместе с руководством КВЗ представитель «Вертолётов России» Владислав Савельев заверил, во-первых, что действующий контракт будет безусловно выполнен. А во-вторых, сообщил: на уровне Правительства России обсуждаются планы дальнейшего пополнения казанскими машинами вертолётного парка, используемого для авиационной охраны и защиты лесов.
Кстати, уже в ближайшей перспективе речь может идти не только о «восьмёрке», но и о пожарном «Ансате». При меньшей грузоподъёмности он дешевле и в прямом смысле лёгок на подъём, требуя минимального времени для подготовки к взлёту. КВЗ уже получил одобрение Росавиации на оснащение «Ансата» внешней подвеской. Сейчас завершается сертификация водосливного устройства. Система пожаротушения успешно прошла серию заводских испытаний.