Вернуться в край, где в пленницах душа…

Крым считают своей родиной многие живущие здесь народы

Нити истории Крыма теснейшим образом переплетены и с нашим народом, его далёкими предками. И говоря о татарах Крыма, сегодня мы будем говорить о том большом татарском мире, чьей духовной столицей считается Казань…

Автор статьи: Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Фото: tourprom.ru

 

крым

 

И вот мы снова в Крыму. Сюда можно возвращаться до бесконечности, всякий раз открывая для себя что-то новое на полуострове, четыре года назад вернувшемся в состав России.

 

Эту землю считают своей родиной многие веками живущие здесь народы, чьи праотцы – скифы и киммерийцы, тавры и греки, генуэзцы и готы, десятки других этносов, чьи имена давно канули в Лету, но оставили свой след в формировании культурно-исторического наследия края. Однако нити истории Крыма теснейшим образом переплетены и с нашим народом, его далёкими предками. И говоря о татарах Крыма, сегодня мы будем говорить о том большом татарском мире, чьей духовной столицей считается Казань…

 

ОТКРЫВАЯ ДАВНО ОТКРЫТОЕ

За эти годы я объездила Крым вдоль и поперек. Он маленький. Всего-то чуть более 26 тысяч квадратных километров против примерно 68 тысяч татарстанских. Но сколько же всего вместил в себя этот чудный уголок нашей страны!

Здесь есть чему неустанно восхищаться: на небольшой территории встречаются сразу три природные и климатические зоны. Южный берег Крыма, близкий к субтропической зоне, карабкается в горы, а те перетекают в степи с умеренно-континентальным климатом. Такое разнообразие на небольшом пространстве плюс относительная изолированность Крыма привели к тому, что на полуострове появилось множество эндемичных видов животных и растений. Подумать только: в Крыму произрастают 240 видов растений, которые нигде в мире больше не встречаются!

Поражает и тот факт, что на территории Крыма протекает 257 рек, а еще тут находится около полусотни соленых озер, зачастую заполненных целебными грязями. Самая длинная река в Крыму – Салгир, который протекает через крымскую столицу и тянется на 204 километра, а вот береговая морская линия Крыма, оказывается, составляет всего одну тысячу километров. Самая высокая точка полуострова вовсе не знаменитый Чатыр-Даг, а гора Роман-Кош высотой в 1545 м.

 


Полуостров не перестаёт преподносить сюрпризы: во время строительства Крымского моста на участке со стороны Керчи обнаружили целую античную деревню. По оценкам учёных, поселение относится к концу пятого века до нашей эры


 

Именно в Крыму проходят самый длинный троллейбусный маршрут на планете и самая короткая трамвайная ветка. Троллейбус курсирует между Ялтой и Симферополем. Длина маршрута составляет 86 км. А вот трамвайную мини-ветку нам довелось видеть в евпаторийском пансионате «Береговой», её протяжённость всего 1800 метров, и она доставляет отдыхающих к морю.

Здесь Айвазовский писал море. Это родина «Прощания славянки», тут жили и творили Бунин, Куприн, Чехов, Горький и многие другие писатели. А уж когда Волошин устроил свою дачу в Коктебеле, это место и вовсе стало пристанищем российской интеллигенции и Меккой советских писателей. Помните эти юлийкимовские строчки: «В Коктебеле, в Коктебеле на лазурной колыбели весь цвет литератур СССР…»?

Но Крым – это и Муса Джалиль, из-под пера которого в 1935 году в Ялте появились эти строки: «…Вы в Крым приезжайте! // Здесь нежные бризы // Подарят вам ласковый свой поцелуй, // Вас к морю, построясь в ряды, кипарисы// Проводят до синих сверкающих струй.// Погладит вас солнце// Горячей рукою// Нежнее, чем ваша родимая мать, // И море, когда захотите покоя,// В своей колыбели вас будет качать…»

 

ЧТО МЫ ЕЩЁ НЕ ЗНАЛИ О КРЫМЕ

Таких фактов оказалось немало. К примеру, в период Крымской войны 1853–1856 годов единственной державой, которая продолжала дружить с Россией, остались Соединённые Штаты Америки. Добровольцы из Америки, в том числе профессиональные врачи, помогали русским солдатам. А когда англичане и французы затеяли в Сан-Франциско банкет по случаю падения Севастополя, туда не пришёл ни один из приглашённых американцев, а сам зал торжеств был разнесён толпой. Вот такой на фоне нынешних политических событий парадоксальный факт.

И возвращаясь к истории, напомню, что единственным городом Крыма, сохранившим название с античного времени, является Феодосия («богом данная»). Она была основана в VI веке до н. э. Побывали мы и в самой таинственной бухте полуострова – Балаклавской. Бухта спряталась между скал и не видна с моря. Древние греки называли её Сюмболон лимпе – Гавань предзнаменований. Как предполагают, это был порт листригонов – великанов-людоедов, с которыми столкнулись Одиссей и его спутники.

Поразила нас и самая глубокая речная долина Крыма – Большой Каньон, расположенный в глубине северного склона Ай-Петринского горного массива. Его максимальная глубина достигает 320 м, самые узкие места между противоположными склонами – от трёх до пяти метров.

Будучи в Бахчисарайском районе, добрались мы и до посёлка Научный. Именно тут расположена крупнейшая в Европе астрофизическая обсерватория. Первый телескоп был установлен в 1949 году, и с тех пор с его помощью открыто более 850 астероидов.

 


Основатель крымской династии Хаджи-Гирай и зачинатель династии казанских ханов Улуг-Мухаммад были двоюродными братьями. Сахиб I Гирай, заложивший первый камень Бахчисарая, правил Казанским ханством, а его родной брат Мухаммад Гирай царствовал в это время в Крыму


 

Кроме всего, в начале ХХ века в Крыму добывалась чуть ли не половина поваренной соли Российской империи. Довелось нам постоять на берегах уникального озера с розовой солью, что близ Евпатории. А ещё мы опустили руки в чёрную воду источника Аджи-Су, из которого бьёт минералка, образующая иссиня-угольный осадок. Столь же чёрной оказалась лечебная глина в уникальных целебных лиманах села Межводное, что на мысе Тарханкут, где снимали знаменитые кинофильмы «Человек-амфибия», «Пираты ХХ века», «Питер Пэн», «Тачанка с юга». И не случайно именно здесь пустили корни инклюзивные фестивали культурно-просветительского проекта «Алтын майдан» нашей газеты: лечебную силу грязей Межводного и рапы здешних озер испытали на себе десятки юных артистов – детей с синдромом ДЦП из Татарстана, Якутии, Чувашии, Бурятии, Вологодской, Липецкой областей и многих других регионов страны.

Полуостров не перестаёт преподносить сюрпризы: во время строительства Крымского моста на участке со стороны Керчи обнаружили целую античную деревню. По оценкам учёных, поселение относится к концу пятого века до нашей эры. А строительство трассы «Таврида» во многом послужило катализатором научно-исследовательских работ в области истории и археологии на полуострове. Найдены артефакты, которые относятся к Боспорскому царству (образовалось около 480 года до н. э.), Тириктакский вал, гидротехнические коммуникации, датирующиеся догреческим периодом, и многое другое.

Но все эти эмоции несколько померкли после того, как мы окунулись в историю татарского народа, чья судьба оказалась куда теснее и глубже переплетена с историей полуострова, чем это представлялось с берегов Волги…

 

ОСКОЛКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

После распада Улуса Джучи (Золотой Орды) в первой половине XV века возникают новые тюрко-татарские государства: Большая и Ногайская Орды, а также Казанское, Крымское, Астраханское, Касимовское ханства, где правили представители одной и той же династии Гираев, относящейся к роду Джудидов – потомкам Джучи, сына Чингисхана, которые были у власти на территории Золотой Орды и её осколков вплоть до XIX века.

Особо близки Казанское и Крымское ханства. Выходцы с Волги селятся в Крыму, крымчане оседают на Волге. Крымский хан Менгли I Гирай, женатый на Нур-Султан, вдове казанского хана, переселяет в крымские степи множество выходцев с Волги для поднятия экономической и военной мощи страны.

 

Зухра-Акчурина,-супруга-Исмаила-Гаспринского
Зухра Акчурина, супруга крымскотатарского просве- тителя Исмаила Гаспринс- кого.

Основатель крымской династии Хаджи-Гирай и зачинатель династии казанских ханов Улуг-Мухаммад были двоюродными братьями. Сахиб I Гирай, заложивший первый камень Бахчисарая, правил Казанским ханством, а его родной брат Мухаммад Гирай царствовал в это время в Крыму. Его племянник Сафа-Гирай был женат на ногайской княжне Сююмбике, дочери правителя Большой Ногайской Орды хана Юсуфа. Сын Сафы-Гирая и Сююмбике Утямыш, пусть и формально, но был властителем Казанского ханства в последние годы его существования.

Связи казанских татар с крымскими были в тот период особо тесными, наши поволжские прадеды часто оседали в Крыму и пускали там крепкие корни.

И вот что важно для понимания нынешней истории: средневековые предки мишар, ногайцев и степных крымских татар ничем друг от друга не отличались. «Может быть, потому и до сего времени какие-то мелодии, многие элементы вышивки, даже основной словарный запас у перечисленных потомков кипчаков поразительно схожи, в чём мы и сами убеждались не раз, – отмечает руководитель Национально-культурной автономии татар Чувашии, член Национального совета и исполкома Всемирного конгресса татар Фарит Гибатдинов. – Крымских татар степной зоны мы, татары-мишаре, понимаем легко, в отличие от тех, кто говорит на южнобережном диалекте крымскотатарского языка»…

Немало крымских татар ежегодно прибывало в Казань на ханскую службу. Они занимали важные посты в администрации, составляли основу гвардии. Многие оседали в Казани и очень быстро смешивались с близким по языку и происхождению местным населением. И вряд ли тогда татары, живущие в Казани и в Крыму, считались разными народами и говорили на разных языках…

Пожалуй, лишь с XV века локальные диалекты начинают влиять на общий старый «тюрки», и только с тех пор можно говорить о начале обособления татарских языков и первых признаках появления так называемых староказанскотатарского и старокрымскотатарского языков. Примерами первого могут служить произведения Махмуда Булгари, примерами второго – газели крымскотатарских ханов с ярко выраженным османским диалектом.

 

ВРЕМЯ ТРЕВОГ И НАДЕЖД

После падения Казани в 1552 году многие уцелевшие защитники города бегут в Астрахань и в Крым, так же и в 1556 году после завоевания русскими уже и Астрахани жившие там татары, спасаясь от расправы, устремляются в Крым.

В этот период связи казанских татар с крымскими надолго прерываются. Лишь с падением Крымского ханства и присоединением его к России татары вновь оказываются в одном государстве, их взаимоотношения возобновляются. Особенно это касается прерванных на два с лишним века духовных и культурных связей.

В 1799 году казанским татарам после многолетних просьб и ходатайств разрешено открыть мусульманскую типографию. В начале XIX века Азиатская типография в Казани начинает издавать массовыми тиражами Коран. Печатаются учебники, историческая и богословская литература как на арабском, так и на татарском языках. Общее число татарских изданий в Казани в середине XIX века доходит до двух миллионов в год. Немалая часть этих книг доставляется в Крым. Язык татарских книг, изданных в Казани, – пока всё тот же старинный «тюрки», понятный всем образованным татарам.

 


Немало крымских татар ежегодно прибывало в Казань на ханскую службу. Они занимали важные посты в администрации, составляли основу гвардии. Многие оседали в Казани и очень быстро смешивались с близким по языку и происхождению местным населением


 

Немало трудов оставил для будущих крымскотатарских историков Хусаин Феизханов (1826–1866), преподававший татарский и турецкий языки в Казанском университете. Он впервые собрал и переписал дипломатические грамоты крымских ханов, хранившиеся в Московском архиве Коллегии иностранных дел (МАКИД), и издал их отдельной книгой.

Как и в Средние века, казанские татары охотно переезжают в Крым и навсегда здесь остаются. Они быстро ассимилируются с местным однородным по духу и религии населением, говорящим на близком им языке.

Между крымскими и казанскими татарами часто заключались браки. Известно, например, что во второй половине XVIII века муллой деревни Коккоз был казанский татарин Иса Астнашов, женатый на крымской татарке. Но самым знаменитым брачным союзом такого рода стал заключённый в 1882 году союз великого крымскотатарского просветителя Исмаила Гаспринского и Зухры Акчуриной – дочери известного симбирского фабриканта Асфандияра Акчурина. Она, кстати, осталась в истории и как первая татарская женщина-журналистка. Самое активное участие Зухра Акчурина принимает в издании газеты «Терджиман». Именно она осуществляла финансирование газеты, которая просуществовала 35 лет и была закрыта 23 февраля 1918 года. Вместе с мужем Зухра редактировала тексты, желая сделать их максимально понятными всем татарам вне зависимости от их геополитического положения. С газетой в то время сотрудничают Юсуф Акчурин, братья Рамиевы, Ризаэтдин Фахретдин, Ахмет Хади Максуди, писатель Муса Акджигит.

Окончание в следующей «толстушке».

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще