Пока одни татарстанцы оставляют кучи мусора после отдыха в лесах и на берегах, другие стараются отдохнуть так, чтобы ничем не навредить природе. Например, компенсировать посадкой деревьев свои полеты на самолетах, во время которых в атмосферу выделяется углекислый газ.
ЛЕТАТЬ СТЫДНО
Как известно, в атмосфере Земли давно копится углекислый газ и именно этим обусловлено изменение климата, поскольку газ создает парниковый эффект. По данным Росгидромета, в 2023 году, концентрация СО2 в очередной раз достигла очередного исторического максимума. Углеродный след – это выбросы парниковых газов в атмосферу вследствие действий человека. Например, мы оставляем углеродный след во время авиаперелета, когда самолет при сжигании топлива выбрасывает в атмосферу огромное количество выхлопных газов: углекислого газа, метана, оксида азота, сажи. Ученые давно бьются над тем, как заменить керосин, используемый в самолетах, биотопливом. Но пока безрезультатно. Выход – всеми способами сокращать выбросы парникового газа.
Экологи давно пришли к выводу, что красивые белые инверсионные следы, которые оставляют лайнеры в голубом небе, сильно вредят окружающей среде и усиливают парниковый эффект. На Западе давно уже стыдят звезд шоу-бизнеса и других состоятельных людей за то, что они совершают короткие самолеты на частных самолетах туда, куда можно было бы доехать на поезде.
В 2017 году в Швеции зародилось движение ответственных путешественников под названием Flygskam – «летать стыдно» или «стыд за полет».
5 ЧАСОВ ПОЛЕТА – 13 ДЕРЕВЬЕВ
О том, как компенсировать свой углеродный рассказхала экоактивистка, соорганизатор и участник региональных проектов «ЭкоЛогично», «ВерниВгрунт», «Экошкола», «Зеленый компас» Екатерина Карпухина.
– Если вы хотите путешествовать экологично, причиняя минимальный вред окружающей среде, из всех видов транспорта лучше выбрать поезд. Однако на поезде можно доехать не до всех мест назначения, либо придется ехать слишком долго, – признает Екатерина. – Поэтому, если уж выбирать самолет, то можно компенсировать углеродный след, который он оставил в воздухе. Для этого есть специальные калькуляторы, которые можно найти в Интернете. Например, я летела от Москвы до Иркутска – это пять часов. Рассчитываю на калькуляторе углеродный след, или количество CO2, который выбросил за это время наш самолет в атмосферу, и делю его на количество углекислого газа, которое поглощает одно дерево (в среднем за сутки одно дерево способно поглотить такой объем поглощает 83 г). Получаю результат – мне нужно посадить 13 деревьев.
Для расчета нужно ввести трехзначный код аэропорта вылета и прибытия. Его пишут на авиабилетах, можно найти в Интернете. Так, код аэропорта Казани – KZN. Также указывается класс (бизнес, эконом) и количество перелетов. После этого калькулятор выдаст вам ваш углеродный след.
По словам Екатерины, точно таким же образом, с помощью специального калькулятора, можно рассчитать углеродный след автомобиля, мотоцикла, автобуса, домохозяйства, когда мы включаем электричество, газ, топим печь.
– Если вы не можете сами посадить деревья, можно обратиться в добровольческие организации, которые этим занимаются и которые также можно найти в интернете. Им нужно только перечислить деньги – 150-180 рублей за одну посадку. Саженцы добровольцам предоставляют лесничества, с которым они сотрудничают. Например, в Татарстане – в Зеленодольском, Пестречинском районах. А вообще посадки могут производиться на всей территории России, выбрать породу и место нельзя, это делают сами организаторы, – объяснила Карпухина.
Кстати, специалисты выяснили, что из растущих в России пород деревьев самой высокой способностью поглощать углекислый газ обладает осина. На втором месте – береза, на третьем – дуб. В целом леса России ежегодно поглощают до 1,6 млрд тонн СО2.