Важно нырнуть в «голубой океан»

На сегодня в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Татарстана входят более 163 тысяч юрлиц и индивидуа­лов. Причем из них 20,5 тысячи – новички, в основном молодежь, решившая войти в бизнес-сообщество в 2023 году.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: novosti-saratova.ru

Молодежному предпринимательству требуется поддержка

 

 

На сегодня в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) Татарстана входят более 163 тысяч юрлиц и индивидуа­лов. Причем из них 20,5 тысячи – новички, в основном молодежь, решившая войти в бизнес-сообщество в 2023 году. Несмотря на то что доля молодежного предпринимательства в общем объеме МСП растет и приближается к 25 процентам, к чему стремились татарстанские власти, все же в этом секторе экономики проблем немало.

 

В Татарстане численность населения превышает четыре миллиона человек, в их числе 1,43 млн – это молодые люди в возрасте от 14 до 35 лет, всего лишь 230 тысяч из них проживают в сельской местности. И ежегодно от 500 до 1500 молодых людей уезжают из муниципальных районов в крупные города и не возвращаются обратно. Это серьезный отток молодежи из села в город, тем более что из 45 муниципальных образований РТ в 33 проживают менее чем 50 тысяч человек в каждом.

Поэтому руководство рес­публики кровно заинтересовано в том, чтобы развивать молодежное предпринимательство прежде всего в сельской местности. В этом видится точка опоры, которая позволит остановить отток и сохранить молодежь на селе. Ведь речь идет о социально-экономическом развитии Татарстана.

 

ОТ ПРОГРАММЫ К ПРОГРАММЕ

– Сегодня во всех районах есть универсальные спортивные комплексы, бассейны, дома культуры. Ремонтируются и строятся молодежные центры, подростковые клубы и другие объекты. То есть инфраструктура создается, но непонятно для кого, если лет через два­дцать молодых на селе не останется, – сетует министр по делам молодежи РТ Ринат Садыков. – В Татарстане действовала программа поддержки сельской молодежи. Мы поняли, что она нерабочая, и свернули ее. Совместно с Минэкономики и Минсельхозпродом республики разработали новую программу, которая в основном нацелена на то, чтобы как в крупных городах, так и в небольших, а также в селах запустить системную и масштабную работу по развитию малого предпринимательства среди школьников, студентов, а также неработающей и сельской молодежи. Государство должно создавать условия для того, чтобы было выгодно формировать рабочие места молодым предпринимателям на селе.

По словам министра, предлагается на первые несколько лет освобождать молодых бизнесменов от налогов, снижать для них тарифы на энергоносители, предоставлять им производственные площадки без арендной платы и так далее. В настоящее время чиновники создают реестр необходимых мер для развития молодежного предпринимательства.

Планируется с 2024 года начать активную реализацию новой программы, в которой большое значение отведено образовательным сессиям для начинающих предпринимателей.

 

НОСКИ КАК ПУТЕВКА НА МАРКЕТПЛЕЙС

Понятно, что сегодня все рынки в той или иной степени стагнируют. Существует стратегия «голубого океана», суть которой заключается в том, чтобы не пытаться обогнать конкурентов. «Голубой океан» – это новый незанятый рынок, живущий по своим правилам. Его противоположность – «алый океан», рынок с высоким уровнем конкуренции, где нужно обогнать соперников любой ценой, иначе тебя съедят.

– В Татарстане имеются инвестиционные ниши, на которые действительно есть запрос, – считает Ринат Садыков. – Сотни миллиардов рублей ежегодно уходят за пределы республики, потому что за границей закупаются многие товары, начиная от говядины и баранины, заканчивая джинсами, носками и другой одеждой. Хотя производство многих видов продукции можно локализовать в Татар­стане. И продавать эти товары через маркетплейсы.

Глава Минмолодежи привел интересный реальный пример. Еще несколько лет назад у нас не была развита, как сейчас, система электронной торговли. Один подросток приехал на каникулы в татарскую деревню к своей бабушке, которая увлекалась вязанием носков, варежек и прочего. Парнишка увидел все это богатство, взял одну пару носков, предложил ее российскому интернет-сервису «Авито» к продаже, естественно, расписав достоинства вещи ручной работы. В итоге – носки купила семья из европейской страны. А подросток получил доход в евро. Он отдал деньги бабушке и решил расширить бизнес. В результате несколько деревенских семей объединились под кураторством этого молодого человека и начали на поток под заказ вязать носки, перчатки, шарфы, другие изделия, продавать их в электронном магазине. И стали получать неплохую прибыль.

– Маркетплейсы – хороший вариант для реализации местной продукции, – говорит Ринат Садыков. – Ведь в торговые сети предпринимателю зайти практически нереально, поскольку невозможно выполнить все выдвигаемые ими требования. К примеру, Минмолодежи совместно с Минсельхозпродом прорабатывало возможность состыковать наших молодых ребят, которые в районах занимаются выращиванием ягод, с елабужской компанией «Эссен Продакшн АГ», выпускающей пищевые продукты под брендом «Махеевъ». Не получилось. Потому что у нее такой список требований, которые может выполнить только предприятие из Китая, откуда ягоды – смородина, малина и другие – нужного калибра и в больших объемах привозят к нам. А у нас нет мощностей по хранению одновременно сотен тонн такой продукции, условий для логистики и других.

Вместе с тем в республике интернет-торговля в последние годы активно развивается. Предприниматели некоторых районов по продажам на маркетплейсах выходят на показатели более 100 млн рублей в год. В отсутствие этих электронных площадок их бизнес, особенно молодежный, свелся бы к нулю.


Маркетплейсы – хороший вариант для реализации местной продукции – ведь в торговые сети предпринимателю зайти практически нереально, поскольку невозможно выполнить все выдвигаемые требования. Предприниматели некоторых районов по продажам на маркетплейсах выходят на показатели более 100 млн рублей в год. В отсутствие этих электронных площадок их бизнес, особенно молодежный, свелся бы к нулю


 

БЕЗВОЗМЕЗДНО! ТО ЕСТЬ ДАРОМ

Эта цитата из советского «Винни-Пуха» соответствует комментарию руководителя Центра инноваций социальной сферы Фонда поддержки предпринимательства РТ Михаила Унтуры, который предпочитает пропагандировать именно бесплатные услуги, предоставляемые представителям МСП в рамках нацио­нального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Тем более молодым бизнесменам помощь необходима, к тому же безвозмездная.

Например, он сообщил, что центр реализует обучающие программы. Допустим, сейчас выполняется образовательный проект по выходу на маркетплейсы, в котором участвуют 800 предпринимателей. А программа «Бизнес молодым» предоставляет возможность ее выпускникам претендовать на гранты в размере от 100 до 500 тысяч рублей. К слову, центр помогает предпринимателям получить гранты и от федерального Фонда содействия инновациям, там уже более крупные суммы – от 500 тысяч до 30 млн рублей в зависимости от уровня разработанного инновационного проекта.

– Предпринимателей-экспортеров мы можем, по сути, взять за руку и вывести за рубеж на какие-либо выставки – в Казахстан, Турцию и другие дружественные страны, – говорит Михаил Унтура. – При этом помочь с составлением экспортных контрактов и предоставить другие услуги, например, сертификацию продукции. Достаточно сделать соответствующий запрос на электронной платформе МСП.РФ. Все очень быстро и удобно.

Руководитель бизнес-инкубатора казанского IT-парка Даниил Шейко добавляет:

– Хорошее подспорье для начинающих предпринимателей – бизнес-инкубаторы в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, отбор в них проходит раз в квартал. Стартапа мы должны вырастить в классную IT-компанию. На данный момент выпустили 717 IT-фирм, из них 32 – возглавляют молодые люди до 35 лет. В сентябре у нас стартуют две большие программы. Первая – «Школа цифровых чемпионов» для действующих IT-компаний, которые предполагается внедрить в татарстанские промышленные предприятия. Вторая – под названием «Алгоритм» предназначена для студентов.

 

НАУЧИТЬСЯ СЧИТАТЬ ДЕНЬГИ

Предприниматели поделились с корреспондентом «РТ» проблемами в бизнесе, несмот­ря на то что Михаил Унтура утверждает: «В масштабах Российской Федерации в Татарстане самые мощные меры поддержки МСП».

Татьяна Баркова, основатель и руководитель группы компаний ArkticFox ­(Казань), работающей в сфере оптимизации и автоматизации предприятий, планирования бизнес-процессов и в других направлениях, прямо заявляет:

– Я – человек, который помогает бизнесу больше зарабатывать. Ко мне приходят предприниматели, причем не только молодые, но и в возрасте 35+. Знаете, что они не умеют? считать деньги. Такая, казалось бы, простая базовая вещь. Государство дает гранты, оказывает другую поддержку. Но обучать людей планировать бюджет, заниматься стратегией, отличать бухгалтерский учет от управленческого бюджетирования никто толком не может. У нас тотальная безграмотность в части финансов. Чиновники, отвечающие за поддержку предпринимательства, должны учитывать это.

Предпринимательница затронула и другой проблемный вопрос:

– У меня команда из тридцати человек, которые одновременно заняты в ряде IT-проектов и не числятся в штате моей компании. И когда я заявляюсь на какой-либо грант, первый вопрос, который мне задают: «А сколько сотрудников в вашем штате?» Я уверена, что 90 процентов предпринимателей не смогут получить ни один грант и вообще участвовать в каких-либо программах господдержки, потому что их компании работают по такому же принципу…

У каждого предпринимателя своя стезя. Рафаил Венедиктов из Иннополиса прошел обучение по программе «Бизнес молодым» и разработал электронную платформу, на которой искусственный интеллект учит молодежь IT-технологиям. Казанская компания «Современное образование» Рамиса Зинатуллина создает комфортную среду для обучения детей по всей России и странам СНГ, но прежде всего в Татарстане.

– Предлагаем современное учебное интерактивное оборудование российского производства на базе процессора с низким энергопотреблением «Байкал». Сейчас мы нацелены на импортозамещение, внедрение новейших технологий в образовательный процесс, – констатирует он.

Один из предпринимателей, не пожелавший назвать имя, поведал о своей первой ошибке в бизнесе:

– Моя фирма открылась в 2010 году. После получения первой прибыли в 700 тысяч рублей я направо-налево снимал с банкоматов эти деньги: мол, они же мои, я никому ничего не должен. По прошествии квартала мой главбух огорошивает: предприятие должно налоговикам 500 тысяч. Для меня это стало шоком, ведь мне нужно было сделать определенные закупки, рассчитаться с людьми. После такого удара одним из направлений деятельности моей фирмы стало налоговое консультирование. Так что мой совет молодым предпринимателям – прежде чем запустить свое дело, разберитесь с бухгалтерией и прислушайтесь к советам опытных бизнесменов. И следует учесть, что государство без налоговых поступлений существовать не сможет.


Мой совет молодым предпринимателям – прежде чем запустить свое дело, разберитесь с бухгалтерией и прислушайтесь к советам опытных бизнесменов


 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще