“ГОСУСЛУГИ” – ЛАКОМЫЙ КУСОК
Звонки от имени компаний – операторов связи стали главным трендом среди мошенников в последнее время.
Алгоритм обмана такой: аферисты представляются сотрудниками сотовой компании и сообщают абоненту, что необходимо продлить срок договора на оказание услуг связи, иначе его сим-карта будет заблокирована. После этого «мобильный оператор» просит сообщить код, который поступит человеку в СМС. Если абонент на этом этапе не почуял подвоха, он сообщает мошенникам код и они получают доступ к его личному кабинету на “Госуслугах”, где хранится полная информация о человеке.
После этого жертве звонит другой неизвестный и говорит, что в его учетную запись совершен вход с нового устройства, похоже, это мошенники, поэтому необходимо позвонить по указанному номеру. Там сообщают, что человек стал жертвой обмана, но уберечь деньги ему поможет «сотрудник банка», который руками самой жертвы либо переводит личные деньги на сторонний счет либо оформляет на жертву кредит. Например, 59-летний елабужанин 29 марта лишился таким образом 800 тыс. рублей, а жительница Казани 1 апреля потеряла полмиллиона.
Подобный звонок от «сотового оператора» поступил недавно и сотруднице нашей редакции: милая девушка, представившись работником «Мегафона», также грозилась заблокировать номер, если не «актуализировать данные». Просила ИНН или СНИЛС. Коллега смекнула, что дело нечисто, и не сообщила данные. А позже сам сотовый оператор опубликовал призыв не передавать звонящим СНИЛС и ИНН.
Стоит отметить, что новая схема обмана возникла не на пустом месте. В начале года та же компания «Мегафон» и другие сотовые операторы действительно просили абонентов актуализировать свои паспортные данные в личных кабинетах. А если операторы просят данные паспорта, почему бы не попросить и СНИЛС? Звучит вполне правдоподобно.
Примерно по такой же схеме обманывают татарстанцев и от имени представителей портала «Госуслуги РФ». Полиция чуть ли не каждый день сообщает о таких фактах. Как рассказали нам в МВД по РТ, с начала года зарегистрировано 300 подобных преступлений, и хотя не все попытки обмана оказались успешными, в общей сложности аферисты обогатились на 30 млн рублей.
– Причиной роста преступлений, совершенных путем взлома личного кабинета на портале “Госуслуги”, является расширение спектра услуг, предоставляемых через данный ресурс. В первую очередь это возможность оформления кредитов и микрозаймов непосредственно через аккаунт, что и привлекает мошенников. Число преступлений, связанных со взломом аккаунта “Госуслуг”, выросло значительно, почти на 8 процентов, – сообщили нам в пресс-службе МВД по РТ. – Еженедельный ущерб от всех видов дистанционного мошенничества составляет около 20 миллионов рублей. Чаще на уловки мошенников попадаются женщины.
«НАЧАЛЬНИКИ» ТОЖЕ ПРОСЯТ ДЕНЕГ
Еще из новенького: последние пару месяцев татарстанцы массово получают сообщения в мессенджерах якобы от своих начальников на работе, которым срочно понадобились деньги. Правдоподобности таким посланиям добавляют реальные фото руководителей на аватарках. Например, в начале апреля «работодатели» выманили у двух жителей Елабужского района более миллиона рублей.
Также, по данным полиции, аферисты обосновались на сервисах по поиску попутчиков: присылают ссылку на оплату поездки и крадут деньги с карты.
Довольно часто жители республики (в основном, пенсионеры) попадаются и на старые схемы со звонками от «родственника, попавшего в ДТП» или от «сотрудника правоохранительных органов».
ЦЕНА БАЗЫ ДАННЫХ – 10 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ
– Не так давно моя тетя лишилась 800 тысяч рублей. Развели по старой схеме: представились сотрудниками банка, дескать, у нее проблема с картой, давайте эту заблокируем и новую выдадим. Мы в тот же день написали заявление в банк, там сказали, что она сама перевела деньги. Поэтому шансы вернуть потерянное в таких случаях близки к нулю.
А жене несколько недель назад в “Телеграме” пришло сообщение от «директора школы», в которой она работает, он просил 70 тысяч рублей якобы на улаживание проблем с налоговой. Но она, конечно, сразу сообразила, что это мошенники, – привел примеры из своей жизни казанский юрист Виктор Шабанов. – ИНН и СНИЛС аферисты узнают для доступа к “Госуслугам”. Да, там сейчас двухфакторная идентификация, но обойти ее большого ума не надо, это был бы следующий шаг. Имея доступ к “Госуслугам”, можно, к примеру, подать заявление на ипотеку.
На вопрос, как к мошенникам попадают личные данных татарстанцев (номера телефонов, ФИО, дата рождения), которыми они умело оперируют, втираясь в доверие, юрист ответил, что купить базы данных сейчас не проблема.
– Например, взламывают и продают базы СДЭКа. Там данные тех, кто что-то отправлял, получал: паспорта, адреса, банковские карты… СДЭК и сам не отрицает, что у них бывают утечки. За 10-15 тысяч рублей можно приобрести абсолютно актуальную базу на 100 тысяч телефонных номеров.
Конечно, это незаконно, но ведь за покупателями данных никто не охотится. Так что пока утечка сведений не будет прекращена, мошенники не перестианут обманывать народ. Проблема еще и в том, что основная целевая аудитория этих аферистов – это пожилые люди, наши родители, бабушки и дедушки. С ними обманщикам проще: скажешь, что звонишь из райсобеса, они тут же сделают что угодно.
КАК СЕБЯ ЗАЩИТИТЬ
Чтобы защитить себя и свои средства, Виктор Шабанов советует установить на портале “Госуслуги” запрет на выдачу кредитов (эта опция появилась не так давно). А также иметь две банковские карты и два номера телефона: на одной карте деньги только хранятся, расплачиваться ей нигде не нужно, а на вторую с нее переводится сумма на конкретную покупку. Даже если данные вашей второй карты украдут, то мошенникам вы будете неинтересны – красть нечего.
– Также можно установить программное обеспечение, позволяющее определять звонки мошенников и спамеров. А банкам стоит усилить контроль за выдачей кредитов, – считает Шабанов. – Например, мне недавно надо было взять кредит на крупную сумму, я отправил заявку в приложении банка, через считанные минуты приходит уведомление: «кредит одобрен». И тут же на счет капает запрошенная сумма. То есть даже лично никуда идти не надо было. Меня это очень удивило.