СУНДУК НА ГОРЕ
Выдающегося русского историка Льва Гумилёва всю жизнь волновала легенда о сильном и богатом государстве восточных христиан, созданном в далекой Азии пресвитером Иоанном, якобы приемным отцом Чингисхана. Правда это или вымысел, ученый пытался разобраться в своей книге «Поиски вымышленного царства», ставшей почти бестселлером… Золотоордынский город Укек, основанный в середине XIII века на берегу Волги в районе нынешнего Саратова, сегодня тоже существует главным образом в легендах, ну и в воображении археологов. Фантазию последних подпитывают многочисленные артефакты, найденные на месте города-призрака (на треть он ушел под воду, а основная часть культурного слоя «покоится» под современной застройкой). Чего тут только не находили! Халат из египетской ткани, посуду из Италии, шпильку для волос из Китая… Попадались археологам и христианские нательные крестики, и амулеты с надписью «Царство Аллаха». Судя по всему, Укек был многонациональным и мультикультурным городом. Подтверждают это и письменные источники. Например, рассказ францисканского монаха Гильома де Рубрука, описавшего посещение в 1250-х годах некоего местечка с переправой через Волгу: новый поселок «татары устроили вперемежку из русских и сарацин» (так называли тогда мусульман). Арабский путешественник Ибн Баттута, побывавший здесь в 1334 году, в свою очередь записал, что Укек – город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей».
По другим дошедшим до нас источникам, в этом «сундуке на горе» (именно так можно перевести с монгольского название города) проживало около 9–10 тыс. человек. Среди них – золотоордынская аристократия и выходцы из Волжской Булгарии, исламизированная мордва и итальянские католики, кочевники-половцы, исповедовавшие тенгрианство, и православная диаспора из русских княжеств. В пору своего расцвета Укек был своего рода витриной достижений городской цивилизации. Здесь чеканили свою монету, функционировал водопровод, строились мечети и церкви, процветали торговля и ремесла. Но главной достопримечательностью Укека была переправа через Волгу, и отсюда другое его название – «город-мост», который образовался на одном из ответвлений Великого шелкового пути.
ГОРОД-ПРИЗРАК И ЕГО ДАРЫ
Несмотря на то, что археологические раскопки на месте средневекового Укека начались еще в конце XIX века, систематическими они стали только с 2005 года. С тех пор ими бессменно руководит известный саратовский археолог Дмитрий Кубанкин.
«Город Укек еще только приоткрывает свои тайны, ибо раскопано менее одного процента от общей площади городища. Но даже тот материал, которым мы располагаем, позволяет осмыслить значимость памятника и в целом Золотой Орды в культуре и истории России», – отметил Дмитрий Кубанкин на открытии в Казани выставки «Города не исчезают. История Укека в находках». При этом он подчеркнул, что изучение городища ведется в тесном взаимодействии с Институтом археологии имени А.Х.Халикова АН РТ, к юбилею которого (10 лет со дня образования) и приурочена выставка в Музее истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.
Ежегодно в Саратове при участии Института археологии им. А.Х.Халикова АН РТ проходит фестиваль археологии и реконструкции «Укек», в ходе которого любой желающий может поучаствовать в раскопках, собрать и склеить сосуд из фрагментов керамики, научиться определять животных по их костям, а также погрузиться в прошлое через исторические реконструкции.
В экспозиции представлено более 300 предметов археологии из саратовских музейных фондов, Энгельсского краеведческого музея и музея-заповедника «Казанский Кремль». В их числе – старинные монеты, керамические чаши, глиняные сосуды, обереги и элементы декора, изумительные образцы средневекового ткачества и другие экспонаты.
«Здесь мы видим свидетельства совместного проживания многих народов, пересечения культур Востока и Запада. По мере их изучения мы делаем яркие открытия, которыми делимся с вами», – обратился Кубанкин к гостям вернисажа.
«Благодаря предметам материальной культуры, которые представлены на выставке, мы лучше понимаем уровень и значение средневекового города», – поделился впечатлениями заместитель директора по научно-исследовательской деятельности Института международных отношений КФУ Рафаэль Валеев и выразил сожаление, что большая часть древнего городища пока находится под землей. Тем не менее, по его словам, поволжскими археологами совместно с Международным институтом центральноазиатских исследований ЮНЕСКО сегодня «активно прорабатывается новый коридор Шелкового пути – Волжско-Каспийский». Кстати, наряду с Укеком, к этому «коридору» относился и город Биляр на территории современного Татарстана.