Переход на единую федеральную образовательную программу, приём дошколят в «Движение первых» и степень обоснованности дополнительных услуг в детских садах обсудили на заседании секции работников дошкольного образования, проходившем в рамках республиканского августовского педсовета. В мероприятии приняли участие более 400 педагогов из всех районов республики.
ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ В ПРИГОРОДАХ
Началось совещание с подведения итогов года. Как известно, одной из главных проблем долгое время являлась нехватка мест в детских садах. Заместитель министра образования и науки РТ Минзалия Закирова отметила, что в нынешнем году во всех муниципалитетах этот вопрос снят, за исключением Лаишевского, Пестречинского и Высокогорского районов, где ведётся интенсивное строительство жилых комплексов. Как следствие – там проживает много молодых семей. В министерстве в качестве выхода предложили тем, кто имеет такую возможность, возить детей в Казань.
Минзалия Закирова отметила, что в настоящий момент в густонаселённых районах ведётся строительство четырёх детских садов на тысячу мест и четырёх школ с дошкольными отделениями на 180 мест. Кроме этого, создаются дополнительные места в действующих садиках. Она обратилась к руководителям дошкольных заведений с просьбой при комплектовании на новый учебный год не допускать наличия свободных мест там, где сохраняется очерёдность. А также поставила задачу своевременно вносить все данные в региональную систему доступности дошкольного образования «Электронный детский сад», которую ежедневно мониторят из Москвы.
Детские сады Татарстана успешно участвуют в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование». «В двухстах ДОУ оказывается консультационная помощь родителям, в семьях которых воспитываются дети от двух месяцев до 18 лет. Центры помогают родителям поддерживать ребёнка на всех этапах его взросления. Следует отметить активное участие в конкурсах на соискание федеральных грантов детских садов Набережных Челнов, Казани, Нижнекамска, а также Высокогорского, Мамадышского, Арского, Нурлатского, Азнакаевского, Альметьевского и Пестречинского районов. В этом году к конкурсному движению присоединились детские сады Агрызского, Бугульминского и Елабужского районов. На соискание гранта на следующий учебный год подано 23 заявки от муниципальных районов республики», – отметила замминистра, призвав всех активно присоединяться.
Отдельная тема – работа с детьми с ОВЗ. В прошлом году для таких ребят была принята федеральная адаптированная образовательная программа, а в республике накоплен положительный опыт в этой сфере, в детсадах существуют группы компенсирующей направленности. Замминистра обратила внимание на то, что если в группе есть ребёнок с ОВЗ, то для него должны быть созданы специальные условия, иначе это будет ущемлением его прав.
СОХРАНЯТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
С 1 сентября все дошкольные образовательные организации России должны перейти на единую федеральную образовательную программу (ФОП). Это означает, что вместо множества различных методик обучения появится единый дошкольный образовательный стандарт.
Как пояснила Минзалия Закирова, 60 процентов от образовательной программы любого детского сада будут одинаковыми по всей России, а 40 процентов – это региональный компонент. Поэтому всем детсадам дано задание до 31 августа разработать и утвердить образовательные программы, составленные на основе ФОП.
Министр образования и науки РТ Ильсур Хадиуллин рассказал об основных изменениях, которые появятся при новых стандартах. Это большее внимание к здоровьесберегающим технологиям, формированию языковой среды, работе с родителями, профессиональной ориентации.
Вице-президент Института мобильных образовательных систем, член экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы, вице-президент Ассоциации Фрёбель-педагогов Оксана Скоролупова пояснила, что при составлении новых программ можно использовать прежний наработанный опыт, касающийся, в частности, распорядка дня, тематического планирования.
В региональном компоненте приоритет следует отдавать программам по духовно-нравственному, патриотическому, эстетическому воспитанию, добавить в них национальные элементы в виде сказок, стихов и прочих элементов нематериальной культуры.
ПРИОБЩЕНИЕ К БАЗОВЫМ ЦЕННОСТЯМ
Ещё одно новшество – это участие дошкольников в общероссийском «Движении первых». По решению Раиса Татарстана Рустама Минниханова в пионерию нового образца будут принимать начиная со старших групп детсадов. В этом году «пилот» реализован в 60 учреждениях, а со следующего года он охватит все дошкольные заведения.
Помощник Раиса Татарстана, руководитель республиканского отделения «Движения первых» Тимур Сулейманов заявил, что возраст 5–6 лет – идеальное время для развития социальных навыков и контактов, обучения детей правилам поведения, ответственности за свои поступки, для воспитания патриотизма, взаимопомощи, умения дружить. Сейчас перед организаторами движения стоит задача разработать методические рекомендации для педагогов, которые встраивались бы в воспитательную программу дошкольных заведений. По словам Тимура Сулейманова, сформирована дорожная карта, пройдут вебинары и семинары, в том числе для родителей. В августе ожидается образовательный интенсив для педагогов с выдачей сертификатов о повышении квалификации.
Всего в «Движении первых» 12 направлений деятельности, в Татарстане есть и тринадцатое – развитие родного языка и культуры. Первое, что появится в детских садах у новых пионеров, – «Детский дневничок» на русском и татарском языках. Это интерактивный продукт, который будет приобщать к базовым ценностям: приоритету духовного над материальным, важности семьи, уважению к труду, умению дружить. В этих дневниках дети могут делать наклейки, рисовать.
Ещё одной важной темой педсовета стали перекосы в работе детских садов. Ильсур Хадиуллин предостерёг заведующих, увлекающихся предоставлением платных услуг. Нормальным, по его мнению, считается не более трёх дополнительных занятий, которые оплачивают родители. Он отметил, что нельзя идти на поводу у мам и пап, которые хотят максимально загрузить детей обучающими программами, потому что это идёт им во вред. В дошкольном возрасте для ребёнка приоритетен такой вид деятельности, как игра. Нужно беречь детей, призвал министр, ставя в пример советскую систему воспитания, в которой был баланс между отдыхом и развитием.