В далёком 1952-м

Стахановцы Страны Советов соединили Волгу и Дон

Мы продолжаем публикацию серии материалов под основанной на нашем архиве рубрикой «105 лет газете».

Автор статьи: Сергей СЕМЕРКИН

Фото: yandex.ru

Стахановцы Страны Советов соединили Волгу и Дон

 

Чтобы попасть с Волги на Дон, теплоходы должны были миновать тринадцать шлюзов.

 

В зимних сумерках нашу жизнь сейчас освещают преимущественно энергосберегающие светильники. А вот 70 лет назад великие стройки коммунизма велись ударными темпами под солнцем сталинской Конституции. Чувствуете пафос той эпохи? Это вам не современный репортаж о беспилотных такси в Иннополисе. Робомобили уже стали будничными, к тому же в них нет главного – человека труда, а есть лишь бездушные механизмы и программы… Мы продолжаем публикацию серии материалов под основанной на нашем архиве рубрикой «105 лет газете».

 

НЕ ДУМАЙ О СЕКУНДАХ СВЫСОКА

Тираж у «Советской Татарии» (ныне газета «Республика Татарстан») в 1952 году был внушительный – 60 тысяч экземпляров. И понятно, что тогда во все значимые праздники первую полосу нашей газеты украшал портрет вождя народов. В день рождения и день смерти Ленина появлялись портреты Сталина с Ильичом и цитаты вроде этой: «Помните, любите, изучайте Ильича, нашего учителя, нашего вож­дя». В фотохронике ТАСС на Мавзолее рядом со Сталиным мог появиться только ребёнок, что и случилось в День защиты детей, 1 июня, – Иосиф Виссарионович обнимает девочку с косичками и белыми бантами. Больше никого в кад­ре – ни Маленкова, ни Берии, ни тем более Хрущёва. Культ личности в самом разгаре. А ещё тогда боролись с космополитизмом, но одно другому не мешало.

В будни на первой полосе газеты публиковались портреты стахановцев ТАССР и короткие зарисовки о них. А вот о чём нельзя было прочитать в советских газетах, так это о работах по строительству объекта №627 – за безликим чис­лом скрывался проект по созданию атомных подводных лодок.

Познакомимся с одной из стахановок – Салима Хамидуллина с 1939 года работала на Казанском кожзаводе имени Ленина. Во время Великой Отечественной войны она заменила ушедшего на фронт товарища и стала прессовщицей. Секреты её продуктивного труда – в правильной организации работы, в точном расчёте времени. Например, на операцию укладки кож в пресс иные прессовщицы тратили 13–14 секунд, а у Салимы на это уходило только девять. «Без учёбы, без знания нельзя хорошо работать. Вроде бы простая операция – укладка кож в пресс. А уложил не­много не так, и уже получаются замины, отделка будет некачественной, испортится «лицо» товара», – говорит Салима.

Стахановка выполняет до полутора месячных заданий при неизменно отличном качестве. Доблестным трудом она заслужила у рабочих немалый авторитет. Салима была избрана на съезд профсоюза рабочих кожевенной, валяно-обувной и меховой промышленности СССР.

Сообщение в газету из Арска (по телефону): вот уже пятый год животноводы артели «Кзыл яшьляр» выращивают телят в неотапливаемых помещениях по методу лау­реата Сталинской премии С.Штеймана. Этот метод даёт замечательные результаты. За всё время не было случаев падежа или заболеваний молодняка. Телята хорошо развиваются и дают повышенный привес.

Большую известность завоевали выпущенные в 1951 году часы «Победа» Чистопольского завода. На предприятии инженеры и техники вместе с рабочими заканчивают монтаж пульсирующего конвейера. Он отличается от обычного тем, что лента транспортёра вместо беспрерывного движения будет останавливаться перио­дически на определённый промежуток времени.

 


В газете «Советская Татария» недостатки клеймили в фельетонах, а кроме этого, сами подписчики могли просигнализировать о своих неурядицах


 

Социальная реклама тех лет от Казанского добровольного пожарного общества: «Не перегревай и не перекачивай примус» (на поясняющей картинке изображены разлетающийся на осколки примус и испуганная женщина, закрывающая руками лицо). Рекламировались и вполне насущные вещи, например автоматические электрохолодильники «ЗИС-Москва». С 1 мая 1952 года цены на «ЗИСы» были существенно снижены – с 3500 до 2500 рублей. При этом доставка на дом, установка, пуск в работу и инструктаж по пользованию холодильниками производились механиком универмага бесплатно. Рекламируется и «Советское шампанское», которое Министерство пищевой промышленности СССР советует купить к празднику, семейному торжеству или ко встрече друзей.

Культурная палитра той эпохи: татарская контора «Главкинопрокат» транслировала в кинотеатрах республики советские и зарубежные фильмы. Например, показывались ленты «Поезда идут нерегулярно» и «Верноподданный» (ГДР), «Колония под землёй» (Венгрия), «Пржевальский» и «Незабываемый 1919 год» («Мосфильм»), «Песни на улицах» (Италия).

В Казани с успехом прошли гастроли артистов цирковой группы Китайской Народной Республики, участвовавших в третьем Международном фес­тивале молодёжи и студентов в Берлине. Тогда с Поднебесной у СССР были хорошие отношения, которые впоследствии испортились с приходом к власти Никиты Хрущёва.

В бочке социалистического мёда была и ложка дёгтя. В газете «Советская Татария» недостатки клеймили в фельетонах, а кроме этого, сами подписчики могли просигнализировать о своих неурядицах. Читательскими корреспонденциями наполнялась рубрика «Из писем в редакцию». Например, о перипетиях на пути из Мамадыша через Кукмор в Казань написал педагог З.Зинатшин. Он пожаловался на бескультурье, царившее на кукморском железнодорожном вокзале. Вот строчки из его письма: «Дощатый пол или из другого материала, не разобрать: он покрыт толстым слоем грязи. Цвет стен установить невозможно – они закопчены до крайности. Двери не закрываются. В помещении холодно. Погреть руки у печки нельзя – она холодная. Местный житель пояснил: «Не обижайтесь, товарищ. Печь-то уж два года не топлена, не действует она…» В зале только две скамьи. Многие пассажиры сидели прямо на полу. За билетами – очередь в кассу. Про­шло два часа, но сотрудник так и не появился, чтобы билеты продать, хотя до прихода по­езда оставалось 30 минут. Обращение к начальнику станции ничего не дало, он пояснил, что отправляет поезда, а порядок у касс его не касается. Неужели руководителям Казанской железной дороги неведомо, что делается на этом вокзале? Если нет, пусть заедут туда. Пусть, наконец, позаботятся о пассажирах!»

 

ОНИ ВСЁ-ТАКИ ВСТРЕТИЛИСЬ…

Из великих строек коммунизма выделялись две гид­роэлектростанции – Куйбышевская и Сталинградская (ныне Жигулёвская и Волжская ГЭС соответственно). На момент ввода первой в 1960 году она являлась крупнейшей в мире, а в 1963 году пальму первенства у неё перехватила Волжская. Но в 1952 году больше всего внимания в прессе уделялось другому мегапроекту – Волго-Донскому каналу.

На фотографиях масштабной стройки в газетах можно увидеть мощные грузовики и экскаваторы. Но главным ресурсом тогда были всё-таки люди – со всей страны соединять воды Волги и Дона ехали выпускники вузов и техникумов, демобилизованные военнослужащие, всего вольнонаёмных рабочих было привлечено около 700 тысяч человек. Кроме того, канал рыло около 100 тысяч военнопленных немцев и примерно столько же заключённых. Им один день на стройке засчитывали за два-три дня отбывания наказания, что вело к досрочному освобождению.

31 мая произошло эпохальное событие: в 13 часов 55 минут Волга встретилась с Доном. Последний участок Волго-Донского канала был заполнен, и новая водная артерия стала судоходной. Тысячи строителей отметили это событие громом аплодисментов и криками «Ура!». Оркестр исполнил гимн Советского Союза. А первое шлюзование прошло на канале 1 июня.

 


Для прохождения полного пути с Волги на Дон суда должны миновать 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу высотой 88 метров и Донскую шлюзовую лестницу высотой 44,5 метра


 

При возведении Волго-Донского канала было вынуто 150 млн кубометров земли и уложено 3 млн кубомет­ров бетона. Задействовано 8 тысяч машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, скреперы, бульдозеры, самосвалы. Общая протяжённость канала – 101 км, из них 45 км проходят по водохранилищам.

27 июля каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт грандиозный памятник Сталину, который позднее снесли – в 1961 году, в период разоблачения культа личности. А в 1971-м на этом же постаменте установили памятник Ленину (автор обоих монументов – известный скульп­тор Евгений Вучетич).

Для прохождения полного пути с Волги на Дон суда должны миновать 13 шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу высотой 88 метров и Донскую шлюзовую лестницу высотой 44,5 метра. Канал питается донской водой из Цимлянского водохранилища, так как Дон лежит выше Волги на 44 м. Мощные насосные станции поднимают воду на водораздел, откуда самотёком она подаётся на волжский и донской склоны.

22 июля Казань встречала в речном порту теплоход «Иосиф Сталин», который открыл регулярное пассажирское движение по Волго-Донскому каналу. Празднично одетые казанцы с цветами пришли встретить теплоход. У пенсионерки Евдокии Антиповны Дмитриевой сын служил на флагманском корабле. Она рассказала корреспонденту «Советской Татарии» И.Яковлеву: «Володе выпало счастье присутствовать на открытии канала. Я пришла встретить его и проводить в почётный рейс с наказом – передать и от нас сердечный привет строителям Волго-Дона». На палубе футуристически выглядевшего теплохода – стахановцы, писатели, художники, композиторы, школьники, гости из дружественной Чехословакии.

Теплоход «Иосиф Сталин» можно увидеть и сейчас в популярной комедии «Волга-Волга». Он был построен на заводе «Красное Сормово» в 1937 году, а всего было создано четыре судна по этому проекту. После развенчания культа личности головной теплоход сменил название на «Михаил Фрунзе», «Клим Ворошилов» стал называться «Владивостоком». Не избежал этой участи и «Вячеслав Молотов», который стал «Михаилом Калининым». Четвёртый пароход серии назывался «Калинин», но он сгорел при ремонте.

В 1952 году на Чистопольском судоремонтном заводе подготовили к навигации теплоход «Сталинская Конс­титуция», предназначенный для плавания по Волго-Донскому каналу. На ремонт были выделены лучшие стахановские бригады. После переоборудования теплоход стал одним из самых комфортабельных судов.

В том же году в Хельсинки с 19 июля по 3 августа проходили XV летние Олимпийские игры – дебютные для СССР, и первый блин не оказался комом. Советские спортсмены завоевали 22 золотые, 30 серебряных и 19 бронзовых медалей, заняв второе место по данному показателю (на первом – США). «Советская Татария» публиковала портреты наших олимпийских чемпионов и призёров. А ещё особо подчёркивалось, что по количеству набранных очков СССР обошёл США. Очки засчитывались за первые шесть мест в соревнованиях, поэтому оба неофициальных зачёта – по медалям и по очкам – могли не совпадать.

7 сентября 1952 года более 20 тысяч человек приняли участие в гуляньях, посвящённых началу учебного года. В казанском парке Горького у открытой эстрады собрались школьники младших классов, там прошёл концерт художественной самодеятельности. В летнем театре для детей показали художественный фильм «Первоклассница». Для студентов прошла лекция про советскую молодёжь – передовой отряд демократической молодёжи мира. Разумеется, был организован стенд «Великие стройки коммунизма», на котором была представлена информация о Волго-Донском судоходном канале, Куйбышевской и Сталинградской ГЭС. А ещё прошла товарищеская игра футболистов Казанского университета и авиа­ционного института. Вечером на зелёном поле майдана состоялся конкурс на лучшее исполнение народного танца, рассказа, песни.

8 мая 1952 года указом Президиума Верховного Совета СССР были образованы Казанская и Чистопольская области в составе Татарской АССР. А 21 февраля 1953 года была создана Бугульминская область. Однако после смерти Сталина этот проект был свёрнут, и уже 30 апреля 1953 года все три области ТАССР были упразднены.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще