Более 900 лет общего стажа насчитывается у педагогической династии, к которой принадлежит директор казанской школы №81 Антонина Ярцева. В канун нового учебного года и в разгар Года педагога и наставника «Республика Татарстан» поинтересовалась у Ярцевой, когда и с кого началась их династия, сколько в ней всего человек и будет ли у нее продолжение.
И ВСЕ-ТАКИ В ШКОЛУ…
Вообще-то Антонина Ярцева планировала стать ученым-химиком. Окончила КХТИ, поступила в аспирантуру, публиковала в научных журналах статьи по химии высокомолекулярных соединений… Планы на жизнь у молодой женщины круто изменились, когда ее старшая дочь пошла в школу. Антонина сидела тогда в декрете со второй дочкой, и у нее было время, чтобы помогать учителям старшей организовывать различные внеклассные мероприятия. В какой-то момент она поняла, что ей очень нравится общаться с детьми и они к ней тоже тянутся. В 2011 году, получив грант «Наш новый учитель», Ярцева стала преподавателем химии и за десять лет доросла до директора школы.
Свекровь Антонины, Лидия Васильевна Ярцева, была очень рада тому, что невестка пошла по ее стопам. Сама она проработала в школе 46 лет – преподавала математику, физику и много лет была директором 27-й школы в Нижнекамске.
Родители Лидии Васильевны, Василий Федорович и Виктория Фоминична Соловьевы, тоже всю жизнь отдали школе. Он начинал педагогическую карьеру учителем начальных классов, закончил директором нижнекамской школы №10, итого – 48 лет. Она 52 года работала учителем начальных классов.
А если еще вспомнить, что много лет учителем начальных классов в Старошешминской средней школе Нижнекамского района работал отец Василия Федоровича, Федор Тимофеевич Соловьев… В общем, со стороны мужа у Антонины Алексеевны Ярцевой педагогический тыл крепкий.
ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР «ОРГСИНТЕЗА» НАЧИНАЛ УЧИТЕЛЕМ
Да и родственники по ее линии не подкачали. Тут все началось с Владимира Петровича Лушникова, первого директора Казаньоргсинтеза. Он был родным братом прадеда Антонины Алексеевны. В одной из книг, посвященной истории завода, они с мужем обнаружили интересный факт: оказывается, в 1930 году партия направила 16-летнего комсомольца Лушникова работать учителем начальных классов в одну из деревень Пестречинского района. За два года работы Владимир Петрович успел стать директором школы.
Узнав эту историю, Антонина и Дмитрий Ярцевы всерьез заинтересовались своими корнями и начали составлять генеалогическое древо семьи, собирая информацию в архивах и по родственникам. Сегодня на этом древе – около 700 человек. Крестьяне, военные, инженеры, но больше всего педагогов.
– Мой дед, Лозовой Виктор Сергеевич, преподавал в казанском филиале Московского энергоинститута (теперь КГЭУ – «РТ»), был завкафедрой, – начинает перечислять Антонина Алексеевна. – Его брат преподавал в технологическом институте. Моя тетя, Егорова Наталья Геннадьевна, – воспитатель в детском саду №351 Кировского района, 34 года педагогического стажа. Сестра, Екатерина Хабибуллина, – преподаватель вокально-хоровых дисциплин в музыкальной школе №13 Кировского района. Двоюродная сестра, Ирина Климентьева, – преподаватель информатики Казанского медколледжа. Двоюродный брат Александр Лозовой – преподаватель спецкурса в МГТУ имени Баумана…
Заметив, что я начинаю путаться в многочисленных представителях династии, Антонина Алексеевна смеется и показывает мне список тех членов большой семьи, которые так или иначе связаны с педагогикой. В списке 39 фамилий, а в конце цифра – 927. Столько лет педагогического стажа заработали сообща представители династии.
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ
Весной этого года семья Лозовых – Ярцевых выиграла казанский этап республиканского фестиваля родословной «Эхо веков в истории семьи – Тарихта без эзлебез». Поскольку в семье много педагогов дополнительного образования (кто-то преподает вокал, кто-то хореографию), на сцене конкурсанты пели и танцевали, как настоящие артисты.
Позже, на республиканском фестивале «Эхо веков в истории семьи – Тарихта без эзлебез» «педагогическая» семья заняла третье место. Награждал победителей Раис Татарстана Рустам Минниханов.
Но главное, считает Антонина Ярцева, не призы и награды.
– Здорово, что во время подготовки и участия в конкурсе мы могли объединить многих членов нашей семьи, что на сцену вышли наши дети…
Кстати, детей на конкурсе представляли не иначе как «будущий преподаватель химии», «будущий преподаватель вокала», «будущий хореограф»… Хотя, конечно, не факт, что дети выберут в будущем профессию педагога.
– Но главное, чтобы дети понимали, что они могут выбрать то, что им нравится, к чему у них есть способности, – говорит Антонина Алексеевна. – Мы и у себя в школе делаем большой упор на профориентационные практики. Ученики могут с помощью педагогов проанализировать, подойдет ли им та или иная профессия.
А еще очень важно, считает Антонина Ярцева, воспитать у нынешних детей понимание, что и после школы учиться им придется всю жизнь.
– Совершенствование себя в профессии возможно при условии постоянного обучения, – уверена она. – Я сама учусь с удовольствием, всему. И, наверное, учитель во все времена – это тот человек, кто должен всегда обучаться новому. Мир меняется, и мы не должны отставать.
Так что педагогика – она не только про школу или вуз. Она в целом про жизнь. А в жизни, как мы уже поняли, возможны всякие неожиданности. В прошлом учебном году старшая дочь Антонины Ярцевой Алена, студентка Санкт-Петербургского политехнического университета, начала вести со школьниками внеклассные занятия по робототехнике.
– Говорила, что никогда не будет связываться с педагогикой. А видите, как вышло, – улыбается мама.