«У моей мамы есть любовник»: зачем татарстанским школьникам семьеведение

Фото: kzn.ru, автора колонки

Предмет «семьеведение» ввели с этого учебного года в российских школах для учеников 5–11-х классов. Правда, в основную программу он не вошел, занятия внеурочные и оценки ученикам не ставят. А в Татарстане семьеведение школьникам начали преподавать еще 10 лет назад. О том, зачем нужна эта дисциплина, рассказала «РТ» профессор, доктор социологических наук, руководитель Татарстанского регионального отделения НОК «Российская семья», автор-разработчик программы «Семьеведение» для детей дошкольного и школьного возраста Лидия КАРЦЕВА.

ПОДОБНОГО ПОВОРОТА НЕ ОЖИДАЛА

«У моей мамы есть любовник!» – такое заявление сделала недавно ученица начальных классов одной из школ Казани на занятии цикла «Разговоры о важном». Сообщение вызвало в классе оживление. Один мальчик поднял руку и дополнил одноклассницу: «А у моего папы – любовница!» Ребята реагировали заинтересованно: ситуация явно была им знакома.

Учительница, проводившая с младшими школьниками беседу о семейном этикете, подобного поворота событий не ожидала. Педагог не была готова к обсуждению деликатных вопросов семейной жизни, да еще с детьми младшего школьного возраста. Пришлось выводить линию разговора в приличное русло, применять при этом творческий подход.

И вот в российское образование пришла новация. Благодаря распоряжению Правительства РФ о введении семьеведения в школах как внеучебного предмета появилась возможность во внеурочные часы рассказать ученикам о разных гранях семейной жизни. Например, что такое дом, а что такое семья. Это одно и то же или нет? Кошка и собака – домашние животные либо члены семьи?

Каждый школьник играет в семье разные социальные роли: сына или дочери, брата или сестры, внука или внучки, племянника или племянницы. Но дети обычно не задумываются над тем, что требуется от них в каждой из этих ролей, как разобраться в хитросплетениях родственных отношений и выйти с честью из конфликтных ситуаций в паре отец – сын, мать – дочь, брат – сестра, бабушка – внук.

К примеру, как старшей сестре относиться к тому, что ее младший брат, совсем уже не дитя, отлынивает от выполнения домашних обязанностей, а мама с папой смотрят на это как-то уж очень спокойно? Что же, девочке-старшекласснице отдуваться за себя и за брата только потому, что она старшая?

Или бабушка просит внука сходить в аптеку за лекарствами, а тот ей не слишком деликатно отказывает. Родители находятся поблизости, но словно и не слышат тональности беседы представителей разных поколений. Бабушка обижается, внук усваивает: слушаться нужно (можно!) только маму с папой, они в доме главные. Вот тебе и межпоколенческое взаимодействие, о котором красиво говорят на публике, но которое далеко не в каждой семье можно заметить.

КТО ДОЛЖЕН ПРЕПОДАВАТЬ?

Главные вопросы, которые задают друг другу непосвященные, но заинтересованные организаторы и участники дискуссий в ходе обсуждений введения семьеведения в школах, таковы: кто будет беседовать с детьми на темы весьма деликатного свойства и о чем конкретно пойдет разговор на занятиях?

Суждений о том, кто может и должен зайти в класс к детям, чтобы поговорить о семейных отношениях, множество. Например, инициируется выступление в школах многодетных родителей – при их-то занятости! Предлагается также приглашать в школы священнослужителей, хотя образование у нас светское. Звучат предложения дать слово работникам органов ЗАГС.

Но самый простой и разумный ответ на вопрос, кто должен говорить с детьми о семье, дает уже существующая практика. Это те учителя, которым тематика семейных отношений интересна лично, а также те, кто по своему внутришкольному статусу ближе всех к ученикам, то есть классные руководители.

Те, кому сейчас за 40, вспоминают свои школьные годы и предмет «этика и психология семейной жизни», весьма скоро сошедший со сцены главным образом по той причине, что централизованной подготовкой учителей по этому предмету тогда никто не занимался, а несведущие в тематике педагоги быстро поняли, что не имеют представления о том, как говорить с детьми. В общем, опыт оказался неудачным.

ТАТАРСТАН СНОВА ВПЕРЕДИ

Однако теперь вопрос с кадрами с повестки снят. Пензенский Институт развития образования начал внедрять семьеведение в школах еще в 90-х годах прошлого века. К началу нынешнего опыт распространили на все детские сады и школы области.

Вторым был Татарстан, где в 2014 году появилась казанская школа семьеведения с хорошо проработанными программами обучения и детей, и взрослых, с обширной учебно-методической литературой от профессоров и доцентов вузов, педагогов дошкольного и школьного звена.

Если еще точнее, то в Татарстане семьеведение преподавали в 1990-х годах в Казанском мединституте. Слушателями были студенты факультета социальной работы. В школы предмет «перетащили» активисты Национального общественного комитета «Российская семья» в 2012 году. Посредником между общественной структурой и Минобрнауки РТ выступила Уполномоченный по правам человека в республике Сария Сабурская.

«У моей мамы есть любовник»: зачем татарстанским школьникам семьеведение
Профессор, доктор социологических наук, автор-разработчик программы «Семьеведение» Лидия КАРЦЕВА.

Для начала программу курса апробировали в двух школах Казани – 93-й и 129-й. По завершении эксперимента был вынесен вердикт Минобрнауки РТ: проекту быть! Семьеведение в школах Татарстана преподают начиная с 2013 года как специально обученные учителя-предметники, так и классные руководители. В целом это тысячи педагогов, которые в 2013–2014 годах прошли подготовку в двух вузах – Казанском государственном институте культуры и Университете управления «ТИСБИ». Никаких вопросов со стороны детей, их родителей, руководства школ к учителям семьеведения не возникает. Со своими очень интересными обязанностями те справляются весьма успешно.

О РАЗВОДАХ ЛУЧШЕ НЕ ГОВОРИТЬ

Чему же учат татарстанские семьеведы своих воспитанников? Стоит признать, что российская семья сегодня находится в кризисном состоянии. Увы, разводы отцов и матерей зачастую настигают детей в раннем возрасте, становятся популярными темами у ребят. Что касается школьников, то опыт показал: они очень болезненно относятся к упоминанию таких травмирующих событий, как развод родителей и конфликты в семье.

Казанская школа семьеведения твердо стоит на позиции: в детскую аудиторию следует нести только позитив и только самую важную и полезную для детей информацию о семейном образе жизни.

Выше уже упоминалось, что семья – это немаленькая структура. Она восходит к роду, к клану. Члены рода могут жить не только в разных концах страны, но и в других государствах. Значит, существует культурное влияние на семейную группу в бытовом, языковом плане, возникают и сохраняются семейные традиции и семейные нормы.

Потому в Татарстане изучаются не только родительско-детские связи, но и братско-сестринские (в том числе двоюродные, троюродные), прародительские (в норме у ребенка две линии родства – по папе и по маме), а также роли дядюшек и тетушек. И неважно, кто где живет. Связи внутри рода так или иначе поддерживаются и оберегаются. Все это благодатные темы, и дети всегда находят, что сказать на занятиях, какой полезный опыт вынести на публику.

Помимо ролевого аспекта внутрисемейных отношений, семьеведение изучает социальные функции семьи. Семья – маленькое государство со своими правилами, которые должен знать каждый ее новый член. Семья ведет домашнее хозяйство, быт. Семья – финансовая структура, уметь распределять ее доходы и расходы должны не только родители, но и дети. В семье есть досуговые, развлекательные, коммуникативные стороны. Семья отвечает за здоровье каждого ее члена, охраняет его, бережет семейный климат.

ПРОСЕМЕЙНАЯ ПРИВИВКА

Если вести занятия по семьеведению один раз в месяц и повторять их год за годом, усложнять материал, наполнять его новыми гранями и красками согласно возрасту обучаемых, их интерес к этой тематике не только не угаснет, но и усилится. К старшему школьному возрасту дети получат весьма разностороннее представление об институте семьи и просемейную прививку. Ведь наша цель – сформировать хорошего семьянина. А идеалом для этого служит традиционная, желательно многопоколенная и многодетная семья. В современном обществе эти установки соблюсти крайне сложно, но ставить такую задачу надо.

За 12 лет реализации курса «Семьеведение» в Татарстане самые главные участники процесса – дети, их родители, учителя – едины во мнении: программа обучения более чем нужна и актуальна. За все эти годы ни в городе, ни в селе на занятиях по семьеведению не было ни одного эксцесса.

Сегодня опыт Татарстана по изучению семьеведения известен как в России, так и за ее пределами. Отчасти на него опираются сейчас Министерство просвещения РФ и его академические институты. Свое решающее слово в этом вопросе сказали депутаты от нашей республики, в частности депутат Госдумы РФ кандидат социологических наук Татьяна Ларионова, которая курирует в Комитете Госдумы по делам семьи, вопросам отцовства, материнства и детства введение семьеведения в систему общего среднего образования страны.

Сейчас, когда процесс преподавания этого предмета запущен во всей стране, нам и карты в руки!

+1
1
+1
0
+1
0
+1
0
Еще