Турист, я ждал тебя всю жизнь!

О профессиональных секретах рассказывает руководитель Елабужского музея-заповедника Гульзады Руденко

Почему россияне опасаются путешествовать по родной стране? Как за пятнадцать лет изменились туристы? Какую «муху» запатентовали в Елабуге и почему таксисты стали экскурсоводами? Об этом и многом другом в интервью генерального директора Елабужского государственного музея-заповедника Гульзады Руденко.

 

24

Автор статьи: Марина СЕЛЬСКОВА

Фото: elabuga.com

О профессиональных секретах рассказывает руководитель Елабужского музея-заповедника Гульзады Руденко

 

elabuga-31

 

Почему россияне опасаются путешествовать по родной стране? Как за пятнадцать лет изменились туристы? Какую «муху» запатентовали в Елабуге и почему таксисты стали экскурсоводами? Об этом и многом другом в интервью генерального директора Елабужского государственного музея-заповедника Гульзады Руденко.

 

– Гульзада Ракиповна, сувенир «Елабужская муха», созданный по вашей инициативе, получил признание на российском уровне. Что это за «муха» такая, и что в ней удивительного?

– «Елабужская муха» – это сейчас самый популярный среди наших туристов сувенир. В конце прошлого года он получил гран-при в номинации «Сувенир музея» на Всероссийском фестивале-конкурсе «Туристический сувенир», выдержав нешуточную борьбу. Ведь на конкурс было подано более 1300 заявок из 67 регионов!

«Муха» – это маленькая рюмочка, объемом 10-15 миллилитров. В царской России в трактирах первую рюмку посетителям наливали бесплатно. Чем меньше «муха», тем жаднее был трактирщик. Мы обнаружили такую рюмку в фондах музея-заповедника, когда готовили экспозицию музея-театра «Трактир». Это было в 2007 году, во время подготовки к празднованию 1000-летия Елабуги. А вскоре нам захотелось воссоздать «муху» в качестве сувенира. Она полностью копирует фондовый предмет. Сохраняя традиции, мы подносим «муху» нашим гостям, когда угощаем их в «Трактире».

 


 

В 2002 году Елабугу посетило всего 19 тысяч человек, их интересовал исключительно Дом-музей Шишкина. Своей пристани тогда не было, и круизные теплоходы причаливали к Нижнекамску. Оттуда туристов везли в Елабугу автобусами, тратя только на дорогу больше двух часов


 

– Елабужский музей-заповедник впервые принял решение оформить государственный патент на этот сувенир. Почему это было сделано?

– Насколько я знаю, нигде больше в российском пространстве такого сувенира не существует. И появились люди, которые захотели эксплуатировать нашу идею. Поэтому любая авторская и популярная вещь должна быть запатентована. К нам обращаются из многих городов, и мы готовы выпускать для них эти рюмочки, но только с деколем «Елабужская муха». Ведь наша цель не столько заработать на продаже этого сувенира, сколько продвигать Елабугу и Елабужский музей-заповедник.

– Еще лет двенадцать назад в Елабуге практически не было своей сувенирной продукции. Сейчас ее много. Велико ли значение интересных сувениров в развитии туризма?

– Два самых близких спутника туризма – это рекламная и сувенирная продукции. Я знаю это по себе – сама турист, во многих странах побывала. И где бы ни была, обязательно стараюсь найти сувенир, свойственный только этой местности.

Когда в 2002 году я пришла работать в музей-заповедник, первым делом собрала художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, мы познакомились, затем я сказала: ребята, давайте вместе поднимать эту целину. Елабуга уже тогда позиционировалась как один из туристических центров Татарстана, а любой турист хочет приобрести что-то на память. При поддержке Министерства культуры Татарстана и главы города мы открыли Художественный салон – музейный магазин. Долгие годы он был единственным государственным художественным салоном в России (везде музеи сдают в аренду свои площади для продажи сувенирной продукции). Мы сами занялись поиском, созданием и реализацией сувенирной продукции.

 


Сейчас важно не упустить детей, пробудить в них интерес к истории и культуре, возить на экскурсии по стране, и через 10-20 лет они будут ездить в познавательные путешествия, а не лежать на пляже и кушать с утра до вечера по системе «все включено»


 

Сейчас очень популярны также печатные пряники, традиции производства которых существовали в Елабуге еще с конца XVIII века. На многих наших сувенирах присутствует дятел. А интересуясь, почему именно эта птица, люди узнают историю елабужского герба.

– Наверное, когда вы начинали работать, и большой потребности в сувенирах не было?

– Действительно, в 2002 году Елабугу посетило всего 19 тысяч человек, их интересовал исключительно Дом-музей Шишкина. Своей пристани тогда не было, и круизные теплоходы причаливали к Нижнекамску. Оттуда туристов везли в Елабугу автобусами, тратя только на дорогу сюда и обратно больше двух часов. Работа, проделанная за эти годы, дала такой результат: в 2015 году в Елабуге побывало около 280 тысяч туристов. Теперь у нас не три музея, а 15 музейно-выставочных объектов туристического показа. Ни за один мне не стыдно, они все достойные и получают высокую оценку и туристов, и наших коллег со всей страны и из-за рубежа.

Экспозиции у нас не застывшие, они постоянно дополняются. Научные сотрудники работают в архивах разных городов, мы приобретаем или получаем в дар новые музейные предметы. Елабуге повезло: у нас есть мемориальные музеи, и мы последовательно работаем с потомками наших земляков – Шишкина, Бехтерева, Цветаевой, Дуровой, Стахеевых, Романовского, Пинегина и других. Благодаря этому имеем возможность пополнять фонды и экспозиции.

 

 Гульзада РУДЕНКО,
директор Елабужского
государственного
музея-заповедника:

rydenko1-31
В городах Золотого кольца очень много проблем, но из-за близости к Москве им и делать ничего не надо, чтобы ехали туристы. До ухоженной Елабуги многим из тех городов далеко, но наша удаленность от столиц играет свою роль.

Если музей застыл и десять лет существует в одном состоянии, это скучно. В первую очередь – нам самим. Сейчас идет реэкспозиция Музея истории города. Там было все прекрасно, все хвалили, но… Перемены будут кардинальные. Надеюсь, что к новому высокому туристическому сезону все будет готово. Делаем это при поддержке федерального и республиканского Министерств культуры, вкладываем значительный объем и собственных заработанных средств.

 

– Если составить сравнительный портрет туриста начала 2000-х и сегодняшнего, чем они отличаются?

– Интересный вопрос. Наверное, турист стал более требовательным. Если случается форс-мажор и подаем автобус без кондиционера – это скандал. Но требования выше не только к организационной стороне, но и к экспозициям. Что попало не покажешь. У людей есть возможность сравнивать. Мне не хочется называть города, по поводу которых они негодуют, но вот Елабугу всегда называют лучшей. Я не хвалюсь, у нас действительно очень много таких отзывов.

Высоки запросы и по отношению к качеству экскурсий, к подаче материала. Экскурсоводы порой должны говорить целый рабочий день! И не повторяться, говорить грамотно, красиво, быть всегда в тонусе. Туристами всё подмечается! Если экскурсовод «потух» или не так выразился, это зачастую становится достоянием социальных сетей, всё сразу всем известно. У меня очень требовательное отношение к нашим экскурсоводам, они проходят серьезную подготовку, аттестацию.

Экскурсоводами, кстати, являются все научные сотрудники музея-заповедника, начиная с меня и моих заместителей, заканчивая начальником отдела кадров.

– Качество приема туристов зависит не только от музея-заповедника, но и в целом от городской среды, от уровня сервиса и отношения к туристам всех, кто с ними соприкасается. Вы довольны тем, что наблюдаете в Елабуге?

– Да, мы благодарны руководству города, на наши просьбы всегда отзываются адекватно. Порядок и чистота в городе – очень важное условие для приема туристов. У нас тесные отношения с гостиницами, с кафе и ресторанами, находящимися на исторической территории. Плодотворно сотрудничаем с набережночелнинской транспортной компанией, есть даже несколько индивидуальных предпринимателей в Елабуге, которые специально для приема туристов закупили новые комфортабельные автобусы.

 

В целом, большое количество предприятий, целых направлений жизнедеятельности города получают развитие благодаря туристическому потоку. Мы даже с таксистами работаем. Даем им график прибытия теплоходов. Не все туристы хотят ехать на организованную экскурсию, и таксисты забирают желающих погулять самостоятельно. Некоторых таксистов мы  аттестовали как экскурсоводов. И они за определенную плату водят экскурсии по городу! Это очень здорово, мне кажется, это тоженашеелабужское ноу-хау.

– А самым популярным объектом по-прежнему остается Дом-музей Ивана Ивановича Шишкина?

– Среди музеев – да. Но самый посещаемый объект туристического показа – памятник федерального значения «Елабужское городище». Здесь бывают все гости города, и мы даже не можем посчитать, сколько людей в целом посещает это место.

 


Наверное, турист стал более требовательным. Если случается форс-мажор и подаем автобус без кондиционера – это скандал. Но требования выше не только к организационной стороне, но и к экспозициям. Что попало не покажешь


 

 

elabuga2-31Очень многие целенаправленно едут «к Цветаевой», в том числе актеры, писатели и другие люди творческих профессий, приезжающие по работе в Набережные Челны или Казань. Вообще, у нас очень много гостей из Москвы. Это почти треть общего потока туристов. Еще четверть – это наш родной Татарстан, 23 процента – Пермь, Уральский регион, далее следуют Башкортостан, Самарская область, Удмуртия, Санкт-Петербург…

В осенние каникулы к нам приехала группа школьников из Владивостока! Замечательные ребята приезжают, и мы обязательно, помимо оплаченных экскурсий, дарим им возможность увидеть дополнительные объекты.

Я очень благодарна республиканскому Госкомитету по туризму во главе с Сергеем Евгеньевичем Ивановым за грамотную и массированную рекламную кампанию турпродукта Татарстана на российском рынке. Благодаря этому о нас узнает все больше людей. Многие группы приезжают в Казань, но имеют в своем распоряжении еще два-три дня, и по выбору посещают другие города, в том числе и Елабугу.

Если говорить о жителях Татарстана, то многие, впервые оказавшись в нашем городе, приходят в ужас от того, что не бывали здесь раньше. А я ведь уже сколько «кричу»: приезжайте в Елабугу! Вы получите истинное удовольствие, даже просто бродя по улицам.

– В Елабугу в основном люди приезжают на один день. Чего, может быть, не хватает, чтобы они захотели пожить тут три-четыре дня? Может быть, нет вариантов разнообразного отдыха, или гостиницы слишком дороги – что мешает?

– Десять лет назад туристов, приезжающих на несколько дней, вообще не было. А сегодня они есть, пусть пока и не так много. Мне кажется, Елабуга давным-давно готова, возможностей у нас масса! Туристско-информационный центр Елабужского музея-заповедника может сегодня взять на себя организацию трех-пятидневного отдыха со всеми удобствами на территории Елабуги и района. Можно посетить все музеи, есть ночной развлекательный комплекс, спортивные сооружения, прекрасная природа. Мы возим гостей в лесной комплекс «Тридевятое царство», где взрослые и дети с удовольствием участвуют в играх и представлениях, угощаются чаем с травами, блинами из печки. Зимой там можно взять напрокат лыжи, летом – велосипед.

В 2015 году новинкой стал тур «Сельские традиции» в агротуристический комплекс «Мирас» в Елабужском районе. Это очень интересное место, его создали фермеры. Там можно увидеть кроликов, овечек, попробовать мед, увидеть, как живут пчелы.

Можно прогуляться до знаменитого Святого ключа по сосновому лесу, по экологической тропе. Мы ответственны за развитие культурно-познавательного туризма, но с удовольствием расширяем границы и сотрудничаем с теми, кто открывает новые туристические направления.

 


 

Экскурсоводы порой должны говорить целый рабочий день! И не повторяться, говорить грамотно, красиво, быть всегда в тонусе. Туристами все подмечается! Если экскурсовод «потух» или не так выразился, это зачастую становится достоянием социальных сетей, всё сразу всем известно


 

– Нынешняя экономическая и политическая ситуация двояка для внутреннего туризма. С одной стороны снижаются доходы населения, многие экономят на отдыхе. С другой стороны, закрылись самые популярные международные направления и люди ищут новые возможности для отдыха внутри страны. Вы ощутили влияние этих факторов, больше стало туристов?

– Я бы не сказала, всплеска нет. Многие из тех, кто привык ездить только в Египет и Турцию, не поедут по России для того, чтобы познакомиться с историко-культурным наследием. Пусть не обижаются, но это другая порода людей. А те, кто хочет узнать больше о стране – и о России, и любой другой, – они так и будут путешествовать именно с этой целью. Сейчас важно не упустить детей, пробудить в них интерес к истории и культуре, возить на экскурсии по стране, и через 10-20 лет они будут ездить в познавательные путешествия, а не лежать на пляже и кушать с утра до вечера по системе «все включено».

– Но россияне пока очень мало путешествуют по родной стране, особенно по удаленным от столиц местам, почему так происходит, на ваш взгляд?

– К сожалению, россияне боятся пока еще в глубинку выезжать. Немало вопросов к уровню сервиса, отношению к туристам, к людям вообще. Поэтому у них есть опасения, что зря потратят время, деньги и нервы, поехав в какой-нибудь российский город. В Елабуге, может быть, это в меньшей степени выражено, потому что и гостиницы, и рестораны мотивированы на прием туристов, но сбои бывают. А своих сотрудников я учу относиться к любому человеку, появившемуся на пороге музея, как к тому, кого ждал всю свою жизнь! Если отношение к людям таково, то будет и успех.

 


 

Если говорить о жителях Татарстана, то многие, впервые оказавшись в Елабуге, приходят в ужас от того, что не бывали здесь раньше


 

Во-вторых, у нас настолько все привыкли к Золотому кольцу, которое обхожено вдоль и поперек. Там очень много проблем с сервисом, с состоянием гостиниц, но из-за близости к Москве им и делать ничего не надо, чтобы туристы ехали сотнями тысяч, миллионами. До ухоженной Елабуги многим из тех городов очень далеко, но тут удаленность от столиц играет свою роль. Проживание и питание у нас стоят приемлемо. Но если семья из трех человек соберется в Елабугу из Москвы, то только на авиабилеты им придется потратить 30-40 тысяч рублей. Такие цены, конечно, не выдерживают никакой критики.

– У соседнего с Елабугой Менделеевска появились амбициозные планы по развитию туризма, как вы к этому относитесь, не опасаетесь потенциального конкурента?

– Валерий Сергеевич Чершинцев (глава Менделеевского района – Прим. ред.) из тех, кто не боится мечтать, кто берется и делает. У этого города большие возможности и богатая история. К сожалению, много времени было упущено, полной реконструкции требуют многие объекты культурного наследия. Мы готовы сотрудничать и помогать им. Я всегда радуюсь успехам других. Туристов на всех хватит! А у нас есть Шишкин, Цветаева, Дурова, Бехтерев, Стахеевы. Есть огромное желание творить, есть кураж!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще