Дефиле молодежи в национальных татарских нарядах и оригинальных спортивных костюмах впечатлило участников пленарного заседания недавнего международного форума Kazan Digital Week. Но какое отношение модный показ имел к цифровизации экономики – главной теме масштабного форума? Оказалось, самое прямое – дизайнером продемонстрированной одежды стал искусственный интеллект. Корреспондент «РТ» побывала в Инжиниринговом центре Казанского института культуры, где трудится цифровой кутюрье.
100 МИЛЛИОНОВ – НА ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Несколько лет назад у ректора КазГИКа Розы Ахмадиевой возникла идея создать на базе вуза Инжиниринговый центр, который будет популяризировать традиционные культурные ценности народов Поволжья. Ведь культура – это не только музыка, танцы, литература и театр, но и то, что, как говорится, можно потрогать. А чтобы было что потрогать, продукт надо создать, и желательно с использованием современных технологий.
В 2021 году вуз подал заявку на грант национального проекта «Наука и университеты». И единственный среди российских институтов и университетов культуры вошел в десятку победителей, получив грант в 100 млн рублей на создание и развитие Инжинирингового центра.
Чтобы узнать, что из этого получилось, корреспондент «РТ» побывала на экскурсии в Инжиниринговом центре, которую для нее провел его директор Шамиль Султанов.
– Центр создан на базе факультета инноваций и традиционной народной художественной культуры, – рассказывает он. – В штате работает 21 человек, из них более половины – студенты-лаборанты, остальные – сотрудники вуза. А занимаются здесь все учащиеся института. У нас функционируют научно-экспериментальные лаборатории по дизайну костюма, художественной обработке древесины и керамики. Национальный проект поспособствовал тому, что в нашем вузе открылась кафедра цифровых технологий. Вообще, Инжиниринговый центр нацелен на то, чтобы производить прототипы изделий, которые смогут конкурировать на рынке реального сектора экономики. Прежде всего мы работаем в сферах креативных индустрий. Сейчас любая отрасль так или иначе взаимодействует с этими сферами.
Пока идем к демонстрационному залу, где презентуются все продукты, созданные в центре, узнаю, что Шамиль Султанов по образованию экономист и юрист. Окончил Московский кооперативный институт и Казанский юридический институт. До того как в 2021 году возглавил Инжиниринговый центр КазГИКа, работал в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ, занимался аудитом. А потом с головой окунулся в новую для себя культурную сферу. И весьма успешно.
– А что здесь делает мотоцикл? – интересуюсь, встретив на пути неожиданный объект.
– Это дипломная работа по декоративно-прикладному искусству нашего студента. Видите, корпус транспортного средства украшен национальными татарскими орнаментами, – поясняет Шамиль Султанов.
Впечатляет. Но меня, как женщину, больше привлекает представленная в зале одежда.
ОТ КАЗАНИ ДО МИЛАНА
– Свои коллекции демонстрируем на различных площадках начиная с 2021 года, – продолжает руководитель центра. – В этом году лаборант по дизайну костюмов Наиля Бурганова представила свою этно-работу с татарским лейтмотивом. Уже во время первого показа ее заметили, пригласили в Узбекистан, а потом и в Милан. Также наши дизайнеры создали молодежную коллекцию в этническом стиле. Материал взяли у Алексеевской фабрики художественного ткачества (находится в поселке городского типа Алексеевское в Татарстане. – Прим. авт.). С этой коллекцией заняли первое место на конкурсе дизайнеров в Самаре. Она была представлена и на Kazan Digital Week – 2023. Сейчас наши основные экспонаты в Казахстане, где проходит этно-фестиваль Aspara Fashion Week
– Как используете искусственный интеллект в создании одежды?
– Мы ставим перед ним задачу – какую одежду хотим видеть с применением татарских орнаментов, изображения татарстанского флага. Он выдает первоначальную базовую модель, а потом уже наши дизайнеры дорабатывают ее, вносят свои коррективы.
Заглядываем в аудиторию, где ведущий специалист научно-экспериментальной лаборатории по дизайну костюма Султан Салиев – вице-президент Евразийской ассоциации этно-дизайнеров – обучает студенток искусству шитья.
– В аудитории самое современное оборудование, на котором можно производить различные виды одежды из ткани, кожи, трикотажа и других материалов.
СКАНИРУЙТЕ МЕНЯ, СКАНИРУЙТЕ
В следующей аудитории с меня пытаются снять точные мерки для последующей разработки какой-либо одежды. Лаборант отдела проектирования и информационных технологий Кирилл Юдин водворяет меня на круглую платформу сканера, начиненного четырьмя модулями, которые снабжены инфракрасными и оптическими датчиками. В течение 30 секунд кручусь вокруг своей оси, отсканированные изображения отправляются на компьютер, позволяя в последующем не только создать одежду по заданным меркам, но и виртуально ее примерить.
Но чтобы сканер точно считал ваши параметры, нужно быть в обтягивающем, приталенном прикиде. Так что эксперимент со мной не удался, поскольку я была в свободном жакете и широких брюках.
Лабораторию прототипирования и инструментального проектирования называют мозговым центром вуза. Здесь студенты разрабатывают свои проекты по разным направлениям. Постер на стене информирует о том, что нынче команда лаборантов Инжинирингового центра КазГИКа заняла третье место в конкурсе компьютерной графики и 3D-моделирования «Цифровая Вселенная», за что получила премию 50 тысяч рублей.
Благодаря Инжиниринговому центру 14 студентов КазГИКа стали победителями программы «Студенческий стартап», реализуемой Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Каждый получит грант миллион рублей на реализацию своих проектов
– Что вы представили на конкурс? – интересуюсь у капитана команды Дмитрия Карнизова.
– Мы видим, что молодежь не проявляет интереса к культуре народов Поволжья и России в целом. Хотим увлечь молодых людей этой темой с помощью компьютерной игры, – объясняет он. – Например, добавляем в игру персонажей из мифологии чувашей, татар, башкир и других национальностей и делаем все, чтобы пользователям было интересно играть. Этот проект и предложили к рассмотрению конкурсного жюри.
Подходим к тренажеру виртуальной реальности – огромному монитору, на котором в данный момент демонстрируется учебное видео из гончарной мастерской. Надеваю специальные очки и попадаю прямо туда. Рядом стоит виртуальный наставник, он предлагает выбрать, какой предмет я хочу изготовить – крынку, кувшин или горшочек. В зависимости от этого нужно взять шамотную, красную либо белую глину. «Из шамотной на гончарном круге посуду не сделаешь – все руки себе сотрешь из-за шамотного песка. Бери лучше белую…» – напутствует виртуальный учитель.
ИЗБА ДЛЯ СЕМИ НАРОДОВ
– Также мы создали музей дополненной реальности, который знакомит с бытом семи народов Поволжья – татар, башкир, марийцев, мордвы, удмуртов, чувашей, русских, – рассказывает Шамиль Султанов. – Такой этнографический музей – единственный в России. С помощью цифровых технологий мы превращаем одно помещение в семь.
Музей выполнен в виде избы с элементами интерьера семи народов, внутри – одурманивающий аромат дерева. Мой сопровождающий протягивает мне планшет, в который закачано разработанное в Инжиниринговом центре приложение. Активируем определенный QR-код. Трансляция ведется на трех языках – русском, татарском, английском.
Выбираем Мордовию. На планшете появляется национальная мордовская одежда. Направляем планшет на стол, и на экране тут же материализуется традиционная мордовская еда, например, валдо якстере вий (в переводе «алая сила») – вареная свекла с козьим творогом, политые растительным маслом.
В сторонке стоят национальные музыкальные инструменты – деревянный ксилофон и варган. Я не только вижу их, но и слышу, как они звучат. «Детская люлька сделана из светлого дерева. Она накрыта легкой белой тканью, на которой располагается геометрический национальный орнамент мордвы в красных, черных и белых цветах», – вещает электронный экскурсовод.
На этом я завершаю знакомство с Инжиниринговым центром, хотя уходить из этого царства высоких технологий, признаться, не хочется – уж очень там все необычно и интересно.