На площадках Сколковского института науки и технологий (Московская область) прошёл образовательный интенсив «Остров 10-22», направленный на цифровую трансформацию вузов и повышение эффективности образовательного процесса в России. Об итогах его проведения Президенту Владимиру Путину доложил министр науки и высшего образования Михаил Котюков.
Для участия в интенсиве по итогам организованного Минобрнауки России конкурса были отобраны команды из ста ведущих вузов страны, в числе которых оказались и представители Татарстана – Казанского федерального университета и Казанского инновационного университета (КИУ) имени В.Г.Тимирясова. О том, как проходило обучение на «Острове» и зачем необходима цифровая трансформация вузам, нам рассказала ректор КИУ Асия Тимирясова (на снимке в центре).
ДУМАТЬ ИЗ БУДУЩЕГО, А НЕ ИЗ НАСТОЯЩЕГО
– Асия Витальевна, какова цель образовательного интенсива «Остров 10-22»?
– На его открытии один из организаторов и идейный вдохновитель проекта, спецпредставитель Президента России по цифровому и технологическому развитию Дмитрий Песков обратился к участникам с напутствием: на «Острове 10-22» командам университетов необходимо научиться «думать из будущего, а не из настоящего». Действительно, сегодня зачастую подготовка специалистов не успевает за развитием технологических рынков. Система образования находится в положении догоняющего, а должна стать катализатором изменений. И вузам необходимо научиться создавать образовательные программы, удовлетворяющие не только запросы рынка сегодняшнего, но и закладывать в содержание обучения инновации, направленные на формирование рынков будущего.
Целью «Острова 10-22» было создание и развитие команд региональных университетов, которые смогут реализовать системные изменения в сфере подготовки кадров для технологического прорыва России. Перед командами вузов была поставлена задача разработать модель цифровой трансформации научно-образовательного комплекса. Она подразумевает внедрение новых методов и технологий управления; обеспечение высокого уровня содержания образования, научной и предпринимательской деятельности вуза, соответствующего задаче технологического прорыва; внедрение инновационных моделей и сценариев развития человека как в вузе, так и за его пределами; создание новых моделей, регламентов и сетей взаимодействия на региональном и федеральном уровнях для обеспечения глобальной конкурентоспособности. Для Казанского инновационного университета участие в интенсиве стало стартом взаимодействия с системой Национальной технологической инициативы.
– По каким критериям проходил отбор вузов для участия в интенсиве на «Острове 10-22»?
– Вузам необходимо было сформировать команду из двенадцати человек, определить роль членов
команды, так как на «Острове 10-22» у каждого участника был индивидуальный образовательный трек в соответствии с ролью в команде. Следует отметить, что отбор участников программы проводился от начала и до конца с помощью алгоритмов искусственного интеллекта, без вмешательства человека. Каждый участник команды сначала проходил цифровую диагностику на платформе Университета НТИ «20.35». Далее собирался и анализировался цифровой след вуза. Оценивались готовность университета работать в системе технологического развития, активность студентов и сотрудников, заинтересованность в использовании сервисов Национальной технологической инициативы.
– Как было организовано обучение? Удалось ли на «Острове 10-22» передать атмосферу будущего цифрового мира?
– Здесь были представлены следующие факультеты: «Управление, основанное на данных (CDO)», «Сквозные технологии», «Рынки НТИ», «Гуманитарный», «Региональные экосистемы», «Лаборатория новых форматов ДПО», «Практики будущего» и другие. В рамках данных факультетов в течение двенадцати дней интенсива прошло около двух тысяч образовательных мероприятий (визионерских лекций, мастер-классов, клубов мышления, тренингов). Каждый участник интенсива в полной мере прочувствовал на себе влияние цифрового мира будущего: образовательные треки, по которым двигались участники, были смоделированы искусственным интеллектом. На «Острове 10-22» работала так называемая рекомендательная система, которая указывала степень соответствия мероприятия вашему профилю, которая была сформирована по результатам «предостровной» диагностики.
Конечно, участники сами определяли, учитывать ли рекомендации системы, или же принимать решения, полагаясь на внутреннее понимание своей траектории развития. Помимо этого, ежедневно каждый участник «Острова 10-22» оставлял свой цифровой след, на основании которого были даны персональные рекомендации как по индивидуальному развитию, так и по профессиональной деятельности участника программы. Кстати, многие проекты, которые родились на «Острове 10-22», сразу же внедрялись. Например, разработка нашего специалиста Айдара Зайнуллина победила в номинации «Технологический прорыв». В рамках лаборатории «Нейронные сети» он представил Telegram-бот, позволяющий найти все фотографии, где запечатлён отправитель. В «Сколково» разработкой воспользовались более 3500 раз. Telegram-бот особенно актуален для масштабных мероприятий, на которых делаются тысячи фотографий. Мы планируем начать его масштабное использование уже с 1 сентября.
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ВУЗАХ
– В Казанском инновационном университете имени В.Г.Тимирясова будет открыта программа обучения технологиям искусственного интеллекта. Пожалуйста, расскажите о ней подробнее.
– Речь идёт о запуске масштабного образовательного проекта – единой программы обучения технологиям искусственного интеллекта. Программа будет реализовываться в рамках соглашения нашего вуза с Агентством стратегических инициатив, Университетом НТИ «20.35», ведущими вузами России и компаниями Mail.ru, Skyeng, BigdataTeam, GIL, «Крибрум». Это сетевой проект, в котором смогут участвовать студенты, преподаватели, управленцы и учёные. Его старт намечен на сентябрь этого года.
В частности, вузам станут доступны модули по освоению компетенций в области искусственного интеллекта. Мы сможем включать их в образовательные программы всех уровней и направлений подготовки.
Университет НТИ «20.35» предоставит студентам и преподавателям бесплатный доступ к онлайн-программам по обучению в области искусственного интеллекта, а также возможность участия в мероприятиях по развитию компетенций в сфере высоких кибертехнологий.
– Почему, на ваш взгляд, обучение цифровым и технологиям искусственного интеллекта необходимо всем, а не только специалистам IТ-профиля?
– Кадры для цифровой экономики – это не только IT-специалисты. Мы понимаем, что цифровизация коснётся всех отраслей экономики. Именно поэтому цифровая составляющая должна стать неотъемлемой частью образовательных программ на всех направлениях подготовки. Если специалист, независимо от того, в какой отрасли он работает, не понимает, что такое цифровизация и не владеет соответствующими инструментами, у него, скорее всего, не будет успешного профессионального будущего.
– Расскажите о важности итогов «Острова 10-22» для Татарстана. Каких результатов удалось добиться? Какие проекты будут реализованы в будущем?
– Помимо образовательного контента, «Остров 10-22» превратился ещё и в масштабную площадку выстраивания коммуникаций для сетевого взаимодействия вузов и партнёров, форумом по обмену лучшими практиками. Кроме обучения и проектной работы, важной частью программы «Острова 10-22» стало подписание соглашений о сотрудничестве. Таких соглашений в рамках «Острова 10-22» мы подписали пятнадцать. По их условиям наш вуз получит доступ к сервисам платформы Национальной технологической инициативы, будет взаимодействовать с ведущими вузами и научными центрами России. Кроме того, наш университет в числе ведущих вузов страны подписал меморандум о сотрудничестве с Агентством стратегических инициатив (АСИ), платформой Национальной технологической инициативы (НТИ) и Университетом НТИ «20.35». Это открывает перспективы в сфере сотрудничества в распространении лучших практик цифровой трансформации. Взаимодействие будет проходить в формате совместной поддержки проектов, экспертизы нормативных и административных барьеров, развития наставничества.
– Когда, по вашему мнению, наступит долгожданная эра искусственного интеллекта и человеческую ручную и умственную работу будут производить компьютеризированные системы?
– Разочарую: предсказанная писателями-фантастами эра всеобщего благоденствия, когда роботы и машины будут выполнять всю тяжелую и скучную работу за людей, в ближайшее время вряд ли наступит. Машина способна выполнять только предустановленные команды и не может без помощи человека «сообразить», что делать в меняющихся условиях. Роботы пока не способны самостоятельно понимать, что значит «трава», «небо», «интерес» и другие понятия. Машины, не понимающие значений слов и не имеющие сознания, не смогут заменить людей там, где нужно действовать не по шаблону, пусть даже и сложному. Многие действия, которые не требуют от человека усилий, для роботов оказываются невыполнимыми. Например, механическим существам трудно рассчитать силу захвата, когда они жмут руку или дотрагиваются до чего-то хрупкого. Да, роботы хорошо считают, они сильны, выносливы и работают без перерывов на сон и еду. Но пока их удел – быть помощниками человека там, где рутинная работа выполняется по заданному алгоритму: уборка дома, транспортировка грузов, штамповка деталей и так далее…
Как ни парадоксально, из машин не выйдет универсальных помощников до тех пор, пока они не станут более человечными и не обзаведутся сознанием.