Цифровая трансформация наступает на энергетику

Успешный, рекордный, инновационный… Такими эпитетами охарактеризовал генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев уходящий год относительно своего предприятия.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

 

сетевая
Одним из ключевых эффектов внедрения работ под напряжением в компании является улучшение показателей надёжности электроснабжения потребителей.

Успешный, рекордный, инновационный… Такими эпитетами охарактеризовал генеральный директор ОАО «Сетевая компания» Ильшат Фардиев уходящий год относительно своего предприятия. По его словам, компания добилась знаковых результатов с точки зрения энергоэффективности и надёжности. А это крайне важно и для потребителей элект­роэнергии, и для Татарстана в целом, и для обеспечения функционала самой компании, которая по величине передаваемой мощности входит в десятку самых крупных элект­росетевых компаний России.

 

Какие основные для предприятия события произошли в 2019 году? Об итогах и перспективах рассказывает корреспонденту «РТ» руководитель татарстанской Сетевой компании Ильшат Фардиев.

 

ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И НАДЁЖНОСТЬ НА ВЫСОТЕ

– Прежде всего хочу отметить, что по энергоэффективности – по потерям электроэнергии в сетях – мы завершаем год с хорошими показателями, – говорит Ильшат Шаехович. – Компания третий год подряд устойчиво удерживает суммарные потери в объёме менее семи процентов. При существующем состоянии российской энергетики это высокий уровень. Средняя величина потерь по регионам страны – это, как правило, более восьми процентов. 2019 год заканчиваем с показателем 6,75 процента и даже чуть ниже. В истории нашего предприятия такого высокого уровня энергоэффективности ещё не было.

Второй ключевой показатель для потребителей – это надёжность. То есть с какой длительностью, частотой бывают перебои в электроснабжении при аварийных и плановых отключениях. В текущем году длительность и частота аварийных отключений по сравнению с 2018 годом снизились более чем на 25 процентов. Это очень большая величина, половина из которой получена благодаря погоде. На нашу работу значительное влияние оказывают климатические условия – грозовые явления, ветровые нагрузки и так далее. В этом смысле 2019 год был благоприятным для всей европейской части России.

Хотя в Татарстане и в этом году были непростые месяцы – на выходе из зимы 2018–2019 годов (в марте) и на входе в отопительный сезон 2019–2020 годов. Был довольно сложным конец октября, когда сила ветра местами достигала 25–27 метров в секунду. Для нас критичны переходы через ноль градусов. Нынешние октябрь и ноябрь – нетипичные месяцы, они были тёплыми и сухими, поэтому частых процессов таяния и замерзания не было.

До недавнего времени длительность аварийных отключений измерялась в часах, к примеру, составляла 3,44 часа в 2015 году… Начиная с 2019 года мы перешли на качественно иное измерение – на минуты. Этот год завершаем с показателем длительности аварийных отключений на одного потребителя около 60 минут. Мы впервые имеем не более одного аварийного отключения в год на одного потребителя. Ещё лет пять назад данная величина в среднем равнялась четырём. То есть вышли на четырёхкратное уменьшение.

 


В текущем году длительность и частота аварийных отключений по сравнению с 2018 годом снизились более чем на 25 процентов. Это очень большая величина, половина из которой получена благодаря погоде


 

ИНВЕСТОРЫ ВЫБИРАЮТ НАДЁЖНОСТЬ

– Это значительные результаты не только для России, что подтверждает сравнительный анализ с лучшими компаниями Европы, США, Китая, – продолжает Ильшат Фардиев. – Безусловно, было бы невозможно добиться таких характеристик без применения комплекса технических, инновационных решений, без реализации программы по перевооружению и реконструкции предприятия.

Почему я фиксирую ваше внимание на этих цифрах?

Как вы знаете, сейчас по многим направлениям проводятся бенчмаркинг (сравнительные данные, эталонные тестирования) и мониторинг. Так вот, международные институты бизнеса в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов учитывают качество и надёжность электроснабжения, инвесторы делают выводы о целесообразности финансовых вложений в ту или иную страну, субъект государства. Уровень – один час и одно отключение в год – считается топовым, при котором с точки зрения надёжности электроснабжения нет риска входить с инвестициями в регион.

 

ЕСТЬ ПЕРВАЯ ПОДСТАНЦИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ!

– Традиционно ежегодно выполняем мероприятия солидной инвестиционной программы, – констатирует генеральный директор компании. – В соответствии с ней решаются вопросы как по системной надёжности – это, что называется, задачи по высокому классу напряжения (у нас есть оборудование на 220, 500 кВ – крупные подстанции типа «Киндери», «Щёлоков», «Бугульма»), так и по низкому классу – распределительным сетям (0,4, 6, 10 кВ).

 

 Ильшат ФАРДИЕВ, генеральный директор ОАО «Сетевая компания»:

фардиев1

«Предполагаем, что через четыре года степень влияния инновационных решений на положительные результаты по надёжности, энергоэффективности татарстанской электроэнергетики превысит 80 процентов».

Например, в июне нынешнего года мы реализовали первый в республике проект по созданию подстанции нового поколения – в Казани торжественно открыли цифровую ПС 110 кВ «Портовая». Сегодня сформирована программа внедрения в республике цифровых подстанций на среднесрочную перспективу.

Завершается выполнение ещё одного важного проекта – реконструкции ПС «Зеленодольская» на 220 кВ. За два года практически построили новый объект на месте одной из старейших подстанций республики. Для такого энергообъекта это весьма сжатые сроки, причём работы велись при непрекращающихся производственных процессах, обеспечивая надёжность элект­роснабжения потребителей Зеленодольского энергорайона, где расположены в том числе крупные предприятия оборонно-промышленного комплекса. Столь значимого проекта в пределах действующей ПС и в столь короткие сроки мы ещё не выполняли. Более того, здесь применён ряд технических решений по автоматизации, телеуправлению, которые являются новыми не только для нас, но и в целом для России.

 

«УМНЫЕ СЕТИ» ОКУТЫВАЮТ РЕСПУБЛИКУ

– Но основную долю нашего хозяйства составляют распределительные сети уровня 0,4, 6, 10 кВ, которые в наи­большей степени влияют на частоту и продолжительность отключений, – замечает Ильшат Фардиев. – С 2014 года в компании по нарастающей происходит внедрение интеллектуальных решений на воздушных и кабельных линиях в сельских районах и городах Татарстана. Прошлый год мы заканчивали с долей интеллектуальных («умных») сетей на уровне 30,7 процента, в этом году будет 50 процентов.

Сейчас, по сути, все наши девять филиалов электросетей, все районы республики вовлечены в построение интеллектуальных сетей. В своё время в качестве пилотов по созданию «умных сетей» были выбраны Набережные Челны, Нижнекамск и Казань. Сегодня этот проект – «самовосстанавливающиеся сети» – стал полномасштабным для столицы республики. Мы поставили перед собой задачу – в ближайшие пять лет в Казани максимально повысить степень внедрения интеллектуальных сетей, что позволит принципиально снизить уровень отключений в городе с большой плотностью застройки и огромным количеством потребителей. Проект коснётся всех казанских распределительных пунктов, значительной части трансформаторных подстанций.

В сельской местности устанавливаются индикаторы короткого замыкания, реклоузеры, выключатели нагрузки и другое высокотехнологичное оборудование. Все они прошли опытные, пилотные стадии, проверки, апробации в филиалах. На сегодня мы вышли на выстраивание гибридных систем, включающих разные элементы секционирования, когда при минимизации затрат достигается требуемая надёжность. Оптимальные решения принимаются в зависимости от структуры конкретного участка сетей, плотности подключения потребителей, протяжённости и доступности «умных сетей» и тому подобное. По таким проектам находимся на уровне 50 процентов реализации.

 

ВОЗРОДИЛИ РАБОТУ ПОД НАПРЯЖЕНИЕМ

– Чтобы провести реконструкцию или техперевооружение энергообъекта, нужно отключить на время оборудование для проведения работ, – напоминает глава ОАО «Сетевая компания». – Казалось бы, в связи с увеличением объёмов строительства и реконструкции должна повышаться длительность плановых отключений. Но мы перед собой ставим задачу не только снижать число аварийных отключений из-за отказа нашего оборудования, стихийных явлений и так далее, но и минимизировать плановые отключения. Чтобы этого добиться, наши специалисты работают под токовой нагрузкой – под напряжением. Это не ноу-хау. Ещё во времена Советского Союза данный метод применялся на воздушных линиях и сетях высокого класса напряжения, в том числе нашим филиалом – Казанскими электросетями, на обслуживании которых находится оборудование в том числе напряжением 500 кВ. Тогда линии высокого напряжения при относительно невысокой степени резервирования технически было сложно вывести из эксплуатации. На низком классе напряжения этот способ практически не применялся.

В 2009 году Сетевая компания стала инициатором возрождения данного метода. Назрела необходимость возобновить и увеличивать объёмы таких работ, прежде всего на низком напряжении. Потому что когда мы говорим о надёжном электроснабжении конечного потребителя, то в первую очередь подразумеваем клиентов, запитанных на напряжении 0,4 – 6 – 10 кВ. Сначала эти работы стали проводить в зоне ответственности Чистопольских электросетей, потом – филиала в Буинске. По мере развития данного вида деятельности возникла необходимость в создании собственного учебного центра работ под напряжением, который и был образован в Заинске.

Стали обучать людей, приобретать специнструмент, средства защиты и так далее. В итоге от единичных пилотных операций на уровне 0,4 кВ на сегодня мы вышли на 30 тысяч работ в год. И намерены в год 100-летия ТАССР и 100-летия плана ГОЭЛРО (государственный план электрификации Советской России после Октябрьской революции 1917 года), в 2020-м, выйти на сто тысяч работ, выполняемых под напряжением.

 


Мы однозначно рассчитываем, что внедрение интеллектуальных систем учёта позволит существенно повысить энергоэффективность Сетевой компании и снизить потери до среднеевропейского значения в шесть процентов


 

На сегодня мы освоили большинство видов работ под напряжением 0,4 кВ и осваиваем работы под напряжением 6 и 10 кВ, возобновили работы на уровне 500 кВ. Ещё четыре года назад длительность плановых отключений в компании составляла в среднем 27 часов, в 2018 году впервые этот показатель снизился до уровня менее 12 часов в год. Хотя и этой величиной мы не очень довольны.

К слову, на масштабном международном форуме «Электрические сети», прошедшем недавно в Москве, специалисты Сетевой компании организовали экспертное обсуждение темы работы под напряжением. И руководители одного из крупнейших в мире электросетевых  предприятий – ПАО «Россети» (занимает три четверти сетевого электроэнергетического хозяйства страны) – высоко оценили нашу деятельность, отметив, что татарстанцы осуществили прорыв в этом направлении. И «Россети», по их словам, при организации такого вида работ будут учитывать опыт и достижения татарстанских электроэнергетиков.

 

УЧЁТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ

– С 1 июля 2020 года в обязанности сетевых организаций и гарантирующих поставщиков России вменяется установка интеллектуальных приборов учёта потребителям – физическим и юридическим лицам в частном секторе и многоквартирных домах, – сообщает Ильшат Фардиев. – А мы уже в 2018 году в Елабуге в течение двух осенних месяцев поставили более пяти тысяч таких счётчиков. Это сразу же дало четырёхпроцентное снижение потерь. В 2019-м установили 130 тысяч интеллектуальных приборов – это фантастика! Из них 40 процентов – в зоне ответственности Казанских элект­росетей. Согласно дорожной карте в предстоящую пятилетку планируется устанавливать как минимум по 60 и более тысяч счётчиков в год.

Выполнение комплекса организационно-технических мероприятий, улучшение структуры сетей приведёт к снижению длительности плановых отключений по итогам 2019 года в среднем по республике до 10,5 часа. В Казани обеспечить такой показатель гораздо сложнее, поскольку, начиная с Универсиады-2013, в городе ежегодно проводятся форумы международного уровня. При этом объявляется режим технологической тишины, следовательно, мы прекращаем все виды плановых работ в зонах проведения мероприятий. К примеру, в период мирового чемпионата по профмастерству WorldSkills в августе 2019 года этот режим длился 25 дней, плюс неделю «отнял» Национальный чемпионат, проводившийся в мае. Тем не менее программы и по модернизации электрохозяйства, и по подготовке к зиме выполнили вовремя и в полном объёме.

Мы однозначно рассчитываем, что внедрение интеллектуальных систем учёта позволит существенно повысить энергоэффективность Сетевой компании и снизить потери до среднеевропейского значения в шесть процентов.

На сегодня степень влияния инновационных решений на положительные результаты по повышению надёжности, энергоэффективности можно оценить на уровне 30 процентов. Остальные 70 процентов – это выполнение комплекса организационно-технических мер: оснащение техникой, усовершенствование схемы управления (диспетчеризации) всех объектов, взаимодействие с подрядчиками и многое другое. Предполагаем, что через четыре года степень влияния инновационных решений на конечный результат превысит 80 процентов.

В целом всё это в энергетической отрасли, как и в целом по стране, называется цифровой трансформацией.

Мы сформировали целевые показатели, как сейчас говорят, KPI (это показатель достижения успеха в определённой деятельности или в достижении определённых целей) – к чему мы должны прийти с точки зрения энергоэффективности, надёжности, производительности труда завтра, через три года, пять лет, за счёт каких ресурсов, технических, управленческих и прочих решений сможем это сделать. Будем стремиться к лучшему!

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще