Тереза Дурова из знаменитой цирковой семьи, она правнучка легендарного клоуна Анатолия Дурова и дочь известной дрессировщицы Терезы Дуровой. Однако еще в молодости Тереза Дурова-младшая оставила манеж и связала свою жизнь с театром. В начале девяностых она окончила режиссерский факультет ГИТИСа и вместе с единомышленниками организовала в Москве международный фестиваль клоунады, который и стал предтечей театра Терезы Дуровой. Его уникальность определяется прежде всего эстетикой, которая находится на стыке нескольких жанров – драмы, музыки, цирка и пластики.
Сегодня в репертуаре театра около 30 спектаклей, адресованных детской, молодежной и взрослой аудиториям. Казанские зрители увидят два из них: «Без галош элегантнее» и «Волшебная лампа Аладдина». Первый покажут 9 и 10 апреля на сцене Татгосфилармонии им. Г. Тукая, второй — 16 и 17 апреля в театре оперы и балета им. М. Джалиля.
«Без галош элегантнее» – спектакль-посвящение Владимиру Маяковскому. Но театр Терезы Дуровой предлагает взглянуть на фигуру поэта с непривычного ракурса. Не как на глашатая советского строя, а как на неисправимого романтика, красивого мужчину, франта, задававшего моду во всем – в одежде, литературе, образе жизни. Форма спектакля тоже нестандартна. На сцене – пять (!) Маяковских, которые дефилируют в различных образах и декламируют стихи разных лет. При этом самое удивительное, что рядом с ними нет ни одной Лили Брик. «Я ревнивая, – признается Тереза Дурова. – А потому в нашем спектакле о Маяковском нет Лили Брик и нет революции». Зато есть футуристические страсти и много джаза.
Для театра с 30-летней историей это будут первые гастроли в Казани, и на Терезу Ганнибаловну явно произвел впечатление тот факт, что Маяковский в пору своего увлечения футуризмом трижды выступал перед казанцами и каждый раз имел феерический успех. Воодушевившись этим обстоятельством, режиссер спектакля пообещала: «Мы вернем Казани футуристов».
Спектакль «Волшебная лампа Аладдина» погружает зрителей в совершенно иную стихию – дивной восточной сказки. В основе музыкального оформления – аутентичные арабские, сирийские, палестинские мелодии, причем в живом исполнении на уникальных этнических инструментах, таких как сантур, уд, карнай, дарбука и другие. Не говоря уже о наполненности спектакля философскими смыслами и вечными вопросами, что такое любовь, судьба, свобода… «Мы уверены, что этот спектакль станет драгоценным семейным воспоминанием, – говорит Тереза Дурова и поясняет. – Мы позиционируем себя как семейный театр, и для меня очень важен семейный зритель. Потому что в этом случае возникает общая эмоциональная память, желание обсуждать увиденное, разговаривать друг с другом. Семья – это очень важный аспект».