«Телевизор вреден для души»: настоятель казанских старообрядцев – о расслаблении общества

Автор статьи: Евгения ЧЕРНОУСОВА

Фото: Юлия Бидун / «РТ»

Всероссийский форум старообрядцев, посвященный традиционным семейным ценностям, пройдет в Казани 29-30 октября. Накануне настоятель старообрядческого храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы протоиерей Геннадий Четвергов рассказал в интервью «РТ», какое наказание предусматривает их церковь за аборт для женщины и ее мужа, чем вреден телевизор, и должен ли верующий ребенок во время поста отказаться в школьной столовой от котлеты.

«Телевизор вреден для души»: настоятель казанских старообрядцев – о расслаблении общества

67-летний Геннадий Четвергов принадлежит к роду казанских купцов-старообрядцев Четверговых, он – родной брат предстоятеля Русской православной старообрядческой церкви Андриана Четвергова, почившего в 2005 году. В советское время оба брата закончили КАИ, получили инженерное образование, но в 1980-х оставили светскую жизнь ради служения церкви. Понятие «традиционные семейные ценности» для Геннадия Четвергова – не пустой звук. У него шестеро детей и 18 внуков, для которых он является примером во всем.

«Телевизор вреден для души»: настоятель казанских старообрядцев – о расслаблении общества

«НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕМ ВЕКАМИ»

– Отец Геннадий, широкая общественность мало что знает о старообрядцах, кроме того, что они крестятся двумя, а не тремя пальцами, и что после раскола Русской православной церкви в XVII веке подвергались страшным гонениям, их даже сжигали. Что изменилось за прошедшие века и что сегодня вас отличает от так называемой новообрядческой церкви, какой является РПЦ?

– Основной принцип старообрядчества – ничего не менять. Если мы маленький кирпичик из здания вынем, оно вскоре начнет рушиться, поэтому мы ничего не меняем веками. Уместнее говорить о том, что изменилось в новоообрядческой церкви. Кроме перстосложения там изменились и богослужебные уставы. Время проведения вечерней службы сократилось в три-четыре раза, многие молитвы изменены или вовсе упущены. Крещение стало совершаться не в три погружения, как раньше, а с помощью поливания или окропления, что недопустимо по Апостольским Правилам.

Но главное наше отличие, я считаю, это отношение к причастию, оно у нас очень разное. Регулярно причащаться – потребность настоящего христианина. И если человек приходит на исповедь и священник говорит ему, что он не может его причастить, это очень серьезное наказание для верующего человека. Так вот, у нас, если выяснится, что человек, к примеру, не соблюдал пост, он отлучается от причастия «на лето едино», то есть на год – это правило Шестого Вселенского собора. В новообрядческой церкви достаточно попоститься всего три дня перед причастием.

ЖЕНЕ – ШЕСТЬ ЛЕТ, МУЖУ – ТРИ ГОДА

– За что еще могут отлучить от причастия старообрядца?

Вот, например, жена спрашивает мужа, делать ли ей аборт, и он говорит: «Делай». Если она сделает, ее отлучат на шесть лет. А его за одно слово «делай» на три года. Если человек отрекся от Христа, просто так, в разговоре, не под давлением, правила говорят, что его нужно отлучить на всю жизнь и он «только при смерти да причастится». Если же христианин находился, к примеру, в плену у врага и отрекся под угрозами, это уже другой случай, может быть, лет 10-20 отлучения хватит в зависимости от возраста, состояния здоровья и того, как он кается. Грехи, конечно, разные бывают: позавидовал человек кому-то, за это его отлучать от причастия не будут. Много нюансов, и священник должен правильно определить величину епитимьи. Если он отлучит кого-то незаконно, будет виноват, причастит недостойного, опять виноват. Разобраться в тонкостях помогает Кормчая книга.

– Это сборник церковных законов?

Да. Если я что-то не так сделаю как член гражданского общества, то попаду под статью, гражданскую или уголовную, меня будут судить, оштрафуют или посадят в тюрьму. В церкви то же самое. У нас есть Священное писание, это наш основной закон. Есть кодексы – церковные правила, они разработаны святыми апостолами, Вселенскими соборами, Поместными Соборами и особо признанными святыми отцами Вселенской Церкви. Все они вошли в книгу, называемую Кормчей. И отношение к соблюдению правил Кормчей книги у нас и у представителей новообрядческой церкви разное. Мы считаем, что эти правила написаны на века и их соблюдение необходимо и поныне для спасения души. Часто приходится слышать, что эти строгие правила написаны не для мирян, а для монахов. Ничего подобного!

«Телевизор вреден для души»: настоятель казанских старообрядцев – о расслаблении общества

ОТЛОЖИТ КОТЛЕТУ, ЗНАЯ, ЧТО ОНА ВКУСНАЯ

– 28 ноября начнется Рождественский пост. По-вашему, современный человек, у которого напряженный ритм жизни, может соблюдать посты по всей строгости?

Рождественский пост значительно менее строгий, чем Великий, довольно часто разрешается потреблять и рыбу, и масло растительное. А в Великий пост растительное масло разрешается в субботу и воскресенье. В остальные дни, от понедельника до пятницы никакого масла, бывают и дни сухоядения (употребление только растительной пищи без термической обработки,«РТ»). Ничего страшного в этом нет, просто нужно попробовать и привыкнуть.

– Многие во время поста жалеют детей: им нужны питательные вещества и витамины для роста, силы для учебы. К тому же в школе или детсаду ребенок обычно не может выбирать себе блюда.

Дети совершенно не боятся поста, больше за них боятся родители. Никакого вреда детскому здоровью пост не приносит, и витаминов они получают достаточно, ведь в пост больше растительной пищи. Что касается, отсутствия выбора, то, к примеру, пришел ребенок в столовую, ему положили гречневую кашу и котлету. Он котлету откладывает в сторонку и ест только кашу. И для этого ребенка отложить котлету – маленький подвиг, потому что он знает, что она вкусная. А если ребенок на исповеди говорит, что ел то, что ему положили в столовой, его, увы, мы к причастию не допускаем. Надо признать, что в условиях общеобразовательной школы ребенку очень сложно сохранять веру, к которой его приобщают в семье. Поэтому родители, которые беспокоятся о состоянии души своих детей, стараются после начальной школы перевести их на семейное обучение.

– Вы сказали, что для ребенка отказаться от котлетки в школьной столовой – это подвиг. А для взрослых верующих что является таким подвигом?

Например, мне ничего не стоит поститься и молиться, потому что у меня такой образ жизни, у нас даже разговоров никогда не было в семье, чтобы не поститься. Жена готовит всегда по уставу. А вот если мужчина постится, а его жена и дети не постятся, то он подвижник! Думаю, меня даже рядом с ним Господь не поставит. Потому что одному человеку в семье соблюдать пост очень непросто. Или возьмем молитву. Я встаю на молитву, и мне никто не мешает ее совершать. А, допустим, верующий человек попадает в общежитие, там содом, кругом шум, музыка, непонимание окружающих, а он умудряется молиться, причем искренне. Пусть его молитва будет короче моей, но она сильнее, и этот человек достойнее меня, потому что больше потрудился.

ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ПОДСОЗНАНИЕ

– Священники часто говорят о том, что пост – это ограничения не только в питании, но и во многом другом. Не советуют, к примеру, в это время смотреть телевизор.

Разумеется, пост – понятие многогранное. Информация, которую мы получаем извне, – это питание нашей души. Информация из телевизора и смартфона очень глубоко проникает к нам в сознание ее не так-то просто «стереть» и «выбросить в корзину». А телевизор, я считаю, особенно вреден для души, потому что человек получает оттуда готовую, «пережеванную» информацию и тем самым постепенно отключает ценнейший Божий дар самостоятельно мыслить. Бывает, что кто-то в семье включает телевизор просто как фон. Человек думает: да я не смотрю. Ничего подобного! Он не смотрит, но этот фон все равно воздействует на его душу, на подсознание. Это страшно.

– На предстоящем старообрядческом форуме в Казани пойдет разговор о семейных ценностях. Не секрет, что многие из них сегодня утрачены, разводов очень много, неполные семьи – на каждом шагу, многие пары живут в так называемом гражданском браке без оформления отношений.

К сожалению, общество сейчас находится в состоянии большого расслабления, люди живут невенчанными, не соблюдают посты и ни в чем не пытаются и не стараются угодить Богу. Обращаются к нему только тогда, когда совсем в тупик зайдут. Даже если люди зарегистрировались в загсе, но не венчались, мы не можем сказать, что Господь благословил этот брак. До венчания – это блудническое сожитие. А Господь сказал: «блудники и пьяницы Царствия Божия не наследуют».

– Удивительно, как в это самое время «большого расслабления» старообрядцам удается блюсти традиции. Сколько прихожан в вашем храме?

По воскресеньям регулярно приходят на службы человек 120-130. Наши прихожане даже внешне стараются выглядеть как добропорядочные христиане. Женщины надевают в церковь сарафаны, мужчины кафтаны. Конечно, одежда это не главное, это лишь внешняя сторона, но она очень связана с внутренним состоянием. Если ты встал на молитву, на общение с Богом в каких-нибудь драных шортах, согласитесь, это странно. Даже если вы придете в таком виде на прием к генеральному директору фирмы, будьте уверены, ваша просьба будет отклонена. Поэтому мы призываем верующих к тому, чтобы в их жизни все было разумно и гармонично.

 

+1
2
+1
0
+1
0
+1
0
Еще