Уходят в «серую» зону вместо того, чтобы повально регистрироваться самозанятыми и получать разрешения, таксисты в Татарстане. Требования нового закона о такси водители и агрегаторы считают невыполнимыми. Пассажиры тоже не в восторге от изменений: цена поездки стала выше, а машину приходится ждать дольше, потому что многие водители ушли из такси, по крайней мере, отказались от сотрудничества с официальными агрегаторами. Зато в мессенджерах и соцсетях появилось множество каналов и групп, где можно договориться о поездке. В Госдуме, подсчитав утекающие мимо кассы доходы, уже предлагают ослабить хватку.
КОГДА НАЧАЛИ ЗАКРУЧИВАТЬ ГАЙКИ
Напомним, что новый федеральный закон «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ» вступил в силу 1 сентября 2023 года. По нему все водители обязаны получать разрешение на оказание услуг перевозки, а региональный Минтранс должен внести данные о каждой машине такси в реестр – ФГИС «Такси». Разрешение для водителей само по себе бесплатное, но чтобы его получить, надо взять справку об отсутствии судимости, потратиться на полис ОСАГО по тарифу для такси, обклеить машину в белый или желтый цвет за свой счет, кроме того, ежедневно оформлять путевые листы, проходить техосмотры и медосмотры. Также водителей отпугивает то, что машина, госномер которой будет светиться в реестре такси, из-за этого сильно упадет в цене при продаже. А 1 сентября этого года вступили в силу изменения, которые потребовали от водителей оформлять еще и полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). И, похоже, это стало последней каплей.
– Большинство водителей, которые работают через агрегаторов, нелегалы. Можете ради эксперимента неделю проверять каждое такси, которое приезжает к вам и вашим знакомым, через ФГИС «Такси» по госномеру машины, и убедитесь в этом. Потому что никто не хочет расставаться с деньгами, а суммы, если работать официально, набегают приличные, – обрисовала ситуацию «РТ» неоднократная победительница конкурса «Лучший водитель такси России» Луиза Бадреева. – Например, я заработала в месяц 100 тысяч рублей и как самозанятая должна государству заплатить с этой суммы 4-6 тысяч налога. Покажите мне человека, который добровольно захочет эти деньги отдать? Помимо этого ОСГОП за 3,5 тысячи, таксистская страховка ОСАГО. У меня она 15 тысяч, так как я работаю без аварий, а таксисты, которые попадали в аварии, отдают за ОСАГО от 30 до 98 тысяч! Плюс каждый год надо проходить ТО автомобиля, каждый день – оформлять путевой лист, осмотр автомобиля и водителя, чтобы на линию выехать, это 120 рублей в день. Плюс затраты на топливо и комиссия агрегатору, это 50% с каждой поездки. Если вы возьмете машину в таксопарке, вам не надо будет тратиться на ОСАГО, но за аренду придется отдавать около 2-2,5 тысячи рублей в день, тоже очень накладно.
«УШЕЛ НА СТРОЙКУ»
В итоге те, кто более-менее регулярно пользуется услугами такси, на протяжении последнего года, а особенно последнего месяца замечают, что цены на поездки у агрегаторов растут, при этом ждать машину приходится дольше. Причина – водители массово уходят из такси или перетекают в «серую» зону.
«Утром просыпаясь, вам необходимо заработать 2000 рублей на аренду и 1300 на ГСМ, плюс мойка, сигареты, водичка, обед. Это отобьется примерно за 5-6 часов работы. Все остальное ваше. Но стоит один день полениться или заболеть, следующий день будете работать с утра до ночи по сути бесплатно. Если машина своя, то эти расходы будут меньше, но в один прекрасный день придет огромный счет за ремонт машины. Ушел на завод»;
«Работал в такси по тарифу «бизнес». Итог – ушел на стройку», – делятся наболевшим в чатах казанские таксисты.
Также в соцсетях и мессенжерах появилось множество групп и чат-ботов для вызова такси в обход агрегаторов. АНО «Цифровые платформы» насчитала более четырех тысяч таких сообществ. Конечно, никаких страховок и гарантий в таких группах вам никто не даст, зато поездки там дешевле минимум на треть, а для многих пассажиров цена – это главное.
ТАКСОПАРКИ НЕ ВЫВОЗЯТ
Представитель общественного совета по развитию такси в регионах Рамиз Рамазанов в разговоре с корреспондентом «РТ» заметил, что несмотря на растущие цены для пассажиров, у водителей такси доход низкий – треть пирога в качестве комиссии съедает агрегатор.
– Необходим контроль государства за работой агрегаторов, чтобы они брали не более 10% комиссии, – считает Рамазанов. – Рынок такси сейчас переживает кризис. Из-за ужесточения законодательства (запрет работать в такси лицам с судимостью по ряду статей, ограничения для иностранных граждан, обязательное требование о проведении предрейсовых медосмотров и т.д.) водителей не хватает. Небольшие таксопарки вынуждены распродавать свои автомобили и закрываться, потому что обновление автопарка в современных реалиях невозможно. Сейчас в среднем новая машина стоит три миллиона рублей, а в 2017 году таксопарки покупали новые «Киа Рио» по 670 тысяч рублей. Также были программы льготного субсидирования от Минпромторга, льготные ставки по автокредитам, сейчас ничего этого нет. При этом еще и обслуживание подорожало в четыре раза. Оформлять ОСГОП – это крутая идея, но это же опять допнагрузка на водителей. Поэтому они и уходят в другие сферы, например, в сферу строительства. Работа в такси стала высокорисковой и низкомаржинальной. Предпосылки для стабилизации стоимости поездок на такси сейчас отсутствуют.
ПОТЕРЯЛИ ПОЛОВИНУ ВОДИТЕЛЕЙ
Подсчитав, сколько доходов недополучит бюджет из-за разрушения легального рынка такси (а это около 80 миллиардов рублей), в Госдуме всерьез задумались о корректировке закона и послаблениях для таксистов.
– С участием экспертов сервиса «Максим» в Госдуме активно обсуждается необходимость по-разному регулировать деятельность таксопарков и самозанятых перевозчиков с личными автомобилями. Суть предложений такова: таксопаркам нужно увеличение тарифов до 70-80 рублей за километр, бюджетные субсидии на обновление автопарка. Самозанятым нужно упростить правила работы, – рассказал «РТ» руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников. – За последний год отрасль потеряла в среднем по регионам 40-50% водителей такси. Причиной в том числе стали невыполнимые требования нового закона о такси. На зарегулированный рынок, в котором практически невозможно работать без нарушений, водители идут неохотно. Уменьшение количества водителей неизбежно ведет к увеличению стоимости поездок и времени ожидания автомобиля для пассажиров – в среднем машину ждать приходится вдвое дольше. Расходы на оказание услуг перевозки увеличиваются быстрее, чем доходы. Это обусловлено подорожанием новых автомобилей, запчастей, ремонта и обслуживания, топлива, страхования, кредитования… При этом заработок водителей остается прежним. Пассажирам надо быть готовыми к тому, что в ближайшие месяцы цены вырастут еще.