ДРУЖИМ С КИТАЕМ НАЗЛО США
Удивительные параллели можно найти между нашим временем и 1924 годом. Начнем с геополитики, тут за 100 лет мало что изменилось. Коллективный Запад как недолюбливал век назад нашу страну и с опаской относился к сближению России и Китая, так до сих пор считает нас экзистенциальной угрозой для себя.
31 мая 1924 года в Пекине было подписано Соглашение между Советским Союзом и Китайской республикой, устанавливающее равноправные дипломатические отношения между двумя государствами. Советская сторона добровольно отказалась от всех привилегий, имевшихся у царского правительства по прежним договорам. Стоит отметить, что это был первый равноправный договор Китая с европейской державой. Западные страны на подписание Соглашения отреагировали болезненно.
«Красная Татария» напечатала карикатуры художника К.Чеботарева, посвященные заключению договора между СССР и Китаем. На одной из них огорчение в виде острого шипа пронзает президента США Калвина Кулиджа и президента Франции Александра Мильерана, узнавших о подписании договора.
Прошло 100 лет, но нынешние президенты США и Франции – Джозеф Байден и Эмманюэль Макрон по-прежнему лидеры в антироссийский риторике и сближение России и Китая для них – как кол в груди.
Еще из внешнеполитических новостей столетней давности. В Эстонии преследуют коммунистов, а румынские жандармы не дали посмотреть жителям оккупированной Бессарабии на советскую первомайскую демонстрацию, проходившую на другом берегу Днестра.
ИНВАЛИДЫ С ШАРМАНКАМИ
Теперь – об аспектах повседневной жизни. Сейчас в Казани тяжело найти киоск с газетами или журналами. А вот в 1924 году по столице автономной Татарской Социалистической Советской республики невозможно было пройти, чтобы не встретить бойких продавцов газет. Больше всего их было на улице Большой Проломной (ныне Баумана) и Рыбной площади (сейчас площадь Тукая). Газетчиками работали мальчишки лет 10, а также подростки постарше и взрослые. Мальчики зарабатывали в день около рубля. Газетчики со стажем, у которых имелись постоянные места для продажи печатной продукции, получали доход побольше.
Для понимания, номер «Красной Татарии» стоил тогда 5 копеек, а подписка на месяц – 1 рубль.
Еще одна примета того времени – уличные музыканты. Их можно было встретить на базарах, перекрестках улиц, в дешевых чайных. Большей частью это были инвалиды, получившие увечья в Первую мировую или Гражданскую войну. Чаще всего музыканты играли на гармонях или скрипках, реже заводили шарманки с непременными попугаями. Песни исполняли обычно заунывные, от которых слушатели, особенно женщины, плакали.
Одной из самых популярных жалостливых песен в то время был романс «Не для меня придет весна». Его в лихие военные годы пели и белые, и красные.
Наш корреспондент нарисовал портрет одного из казанских уличных музыкантов – гармониста Коли. Молодой красивый парень во время взятия Перекопа лишился обеих ног в результате взрыва снаряда. Вот и пришлось Коле подрабатывать игрой на гармони на базаре.
– Очень опротивело мне здесь, – жалуется гармонист журналисту и тут же добавляет: – А жить надо… На одну пенсию не просуществуешь.
Чтобы покинуть надоевший базар, Коля мечтает поступить в Инвалидный техникум:
– Подучусь ремеслу, и – прощай, гармония! Буду работать.
В ЯСЛИ – СО СВОЕЙ ЕДОЙ
Такой была жизнь в столице республики. А как 100 лет назад жили на селе? В мае 1924 года два сотрудника «Красной Татарии» побывали в подшефной деревне Кокушкино, переименованной в Ленино после кончины Владимира Ильича, который отбывал здесь ссылку. Позже деревне дали двойное название Ленино-Кокушкино. Ведь как говаривал Ильич, «газета – не только коллективный пропагандист и агитатор, но и коллективный организатор». На сходку в сельсовет, которая началась в шесть утра, собрались и стар и мал, даже грудных детей принесли на руках. Представители нашей газеты прибыли в деревню агитировать сельчан за создание ясли-сада для детей. Ведь малые дети, оставшиеся во время полевых работ без присмотра взрослых, могут утонуть или устроить пожар. Вот, например, большое село Можга выгорело потому, что один сорванец задумал в сарае поиграть с пугачем.
– Да чего там, ясли нужны! – активно поддержали почин женщины-матери. – Руки у нас на страду будут развязаны, да и дите уцелеет.
– Надо! – вторили им отцы. – Дело хорошее!
На сходе постановили: ясли в деревне Ленино открыть, пригласить заведовать учительницу и дать ей в помощь опытную старушку-няню из местных крестьянок. А питание организовать таким образом: кто может сам кормить, приносит с ребенком в ясли пищу на целый день, малообеспеченных, у которых дома еды недостает, будут кормить с помощью шефов.
Обсудили сельчане и больной вопрос – о самогоне и обычае угощать им друг друга по разным поводам. С зеленым змием тогда боролись сообща сельские власти, милиция и комитеты взаимопомощи. Но сильны были народные традиции… Жители Ленино решили обязать друг друга круговой порукой и навсегда прекратить варение и употребление самогона. Особенно рьяно ратовали за такое решение женщины. Так и постановили сообща: «Самогонке крышка!».
На этой оптимистической ноте прервем наш рассказ о жизни татарстанцев 100 лет назад и продолжим его в следующей части.