Говорят, молодой Лев Толстой именно в Казани впервые танцевал на балу и с тех пор старался не упускать такую возможность. А значит, будущий писатель наверняка владел тайным языком веера, который во время бала превращался в «орудие изощренного женского кокетства». В Музее Льва Толстого в Казани открылась выставка «Тайны старинного веера», которая проливает свет на историю и скрытые смыслы самого романтичного из дамских аксессуаров.
В БЫЛЫЕ ВРЕМЕНА ВЕЕР ЧИТАЛИ КАК КНИГУ
В экспозиции представлено около восьмидесяти антикварных вееров XVIII–XX веков. Все они отличаются уникальным дизайном и выполнены в разных техниках. Некоторые сделаны с использованием слоновой кости и древесины. При изготовлении других в ход шли целлулоид, бумага, перья, кружева и другие материалы. Самому «возрастному» экспонату выставки почти 300 лет.
Историки моды справедливо считают веер одним из древнейших предметов, сопровождавших человека в быту. Опахала из пучков птичьих перьев, которыми пользовались как женщины, так и мужчины, со временем утратили свою утилитарную функцию и превратились в элегантный и дорогостоящий аксессуар. В нем, как в зеркале, отражались стиль, мода и философия времени. Эпоха вееров длилась более пяти веков. Еще в начале прошлого столетия даме неприлично было появляться на светском мероприятии без веера. Это был такой же необходимый атрибут, как сейчас мобильный телефон.
Каждый веер, представленный на выставке – от помпезных из страусиных перьев до сдержанных траурных – это произведение искусства. Одни предназначались для балов, другие – для посещения театра или церковной службы, третьи служили в качестве сувениров или использовались в рекламных целях. Например, парфюмеры пропитывали их духами, владельцы ресторанов дарили своим завсегдатаям «меню» в форме веера, а железнодорожные компании рекламировали на этих аксессуарах модные курорты.
В былые времена веер читали как книгу. По рисунку и материалу, из которого он сделан, можно было узнать почти всё об его владелице – свободна она, замужем или вдова, какие у нее предпочтения и характер. Кроме этого, существовал тайный язык веера, которым на балах и светских приемах пользовались влюбленные, не опасаясь быть скомпрометированными. Хотя веер находился в руках женщины, знать все тонкости тайного языка должен был мужчина, которому адресовались послания. Так, полностью открытый веер означал безоговорочную любовь, резкие быстрые взмахи – волнение от известий, похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони – нетерпеливое ожидание. И наоборот: чтобы предупредить «не приходи сегодня», достаточно было провести закрытым веером по наружной стороне руки. А вот полураскрытый, опущенный вниз веер не оставлял тайному воздыхателю никаких надежд.
В ЧИСЛЕ ЭКСПОНАТОВ ЗНАМЕНИТЫЙ МАНДАРИНСКИЙ ВЕЕР «ТЫСЯЧА ЛИЦ»
Родиной веера является Восток, в частности, Китай, и восточным образцам посвящен отдельный раздел выставки. В числе экспонатов, например, знаменитый мандаринский или кантонский веер «Тысяча лиц» (XVIII век). Подобным аксессуаром пользовались китайские чиновники – мандарины (отсюда его первое название). Второе название отсылает к порту Кантон (ныне Гуаньчжоу), откуда продукция шла на экспорт. И, наконец, основное название веера указывает на то, что в оформлении его экрана использованы многочисленные фигурки людей (тысяча!), причем их лица сделаны из тончайших чешуек слоновой кости, а одежда – из кусочков шелковой ткани. Поистине ювелирная работа!
Кстати, представленный на выставке перьевой веер, принадлежавший некогда семье художника-передвижника Бориса Смирнова, тоже имеет восточное происхождение и дополнен лаковой коробочкой с золотой росписью.
Кроме этого, на выставке можно в деталях рассмотреть эффектные европейские аксессуары эпохи модерна, а также узнать, как мог выглядеть веер Наташи Ростовой или Анны Карениной. Экспозицию дополняют дамские журналы позапрошлого века и документы, рассказывающие о первой московской фабрике вееров XVIII века.
Выставка «Тайны старинного веера» из частного собрания московских коллекционеров Екатерины Животовской и Екатерины Россан продлится до 28 марта.
Напомним, что музей Льва Толстого, где она проходит, расположен в бывшей усадьбе Горталовых (улица Япеева, 15), где будущий писатель жил с 1841 по 1845 год. Планируется, что в полноценном режиме музей начнет работать к 2028 году. Но уже сейчас здесь проводятся экскурсии, мастер-классы и лектории, связанные с историей рода Толстых и русской культурой в целом.