Судостроение по-чистопольски

В татарстанском моногороде молодое предприятие выпускает уникальные катера

Малое чистопольское судостроительное предприятие с персоналом в 25 человек не копирует чьи-то разработки, не производит суда по чужим лицензиям, а полностью воплощает в жизнь собственный продукт, который спроектировало своими силами и серийно выпускает.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

Фото: из архива предприятия

В татарстанском моногороде молодое предприятие выпускает уникальные катера

 

 

В 2020 году период весеннего локдауна, связанного с пандемией коронавируса, и последующие месяцы, когда COVID-19 продолжал сотрясать общество, для многих предприятий стали фатальными. О создании новых компаний в то время фактически никто не помышлял. Однако осенью в промышленной зоне татарстанского Чистополя с нуля приступило к работе предприятие по выпуску маломерных судов, зарегистрированное под названием Searene yachts.

 

К слову, глава Чистопольского муниципального района Дмитрий Иванов утверждает: несмотря на то что районный центр Чистополь входит в список моногородов, в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения, в последние годы он стремительно развивается. И этому процессу даже поспособствовали такие вызовы, как пандемия, западные санкции и специальная военная операция.

 

ЭТО ДАНЬ ТРАДИЦИИ

Директор и соучредитель молодой компании Кирилл Слепов проводит для нас экскурсию по производственным помещениям общей площадью почти четыре тысячи квадратных метров – модельному и формовочному цехам, участку металлообработки и другим. А вот и цех окончательной сборки, где на стапелях красуются белоснежные катера, на бортах которых – одноимённое с предприятием название.

– Сегодняшний тренд направлен на то, чтобы английские названия править на русские. Вы его не придерживаетесь? – первый наш вопрос к Кириллу Викторовичу.

– Дело не в этом. Да, есть бренды одежды, обуви, которые производят в России, а именуют английскими словами. Это, на мой взгляд, излишне, – отвечает он. – Но вспомните историю российского флота. Петру Первому помогали создавать флот англичане, голландцы. С тех пор возникла традиция использовать язык международного общения в морском деле и судостроении – английский. На нём говорят все моряки, по­этому в любом порту мира с вами будут общаться по-английски, независимо от того, откуда вы прибыли – из Бразилии, Германии, России… Так что мы просто отдаём дань традиции. И остаёмся патриотами своей страны: взгляните на наш логотип, размещённый на лодках, он полностью копирует цвета российского флага.

Любопытно, что в названии и предприятия, и судна первое слово – searene – целиком не переводится на русский язык. Но здесь есть свои хитрости.

– Английское слово serene (без буквы «а») переводится как невозмутимый, безмятежный, мы добавили «а», и первая его часть – seа – стала «морем». К полученной непереводимой интерпретации добавили yachts (яхты) и за счёт такой простой манипуляции спокойно зарегистрировали новую торговую марку.

 

ХОТЕЛ НА ВОЕНКУ, А УШЁЛ НА ГРАЖДАНКУ

Прежде чем глубже ознакомиться с маломерным производством чистопольского предприятия, интересуемся у Кирилла Слепова его трудовой биографией. Как выясняется, в 2011 году он окончил Военно-морской инженерный институт в Санкт-Петербурге. Хотел служить на флоте. Но так сложилось, что момент его выпус­ка из института совпал с реформированием флота и сопутствующим сокращением личного состава. Пришлось уйти на гражданку. Сначала недолго поработал в магазине, торгующем морской техникой. Затем пришёл инженером на казанскую верфь «Вельветте Марин» – одну из крупнейших в России, которая строит пластиковые катера и моторные яхты. Через восемь лет, в 2020 году, ушёл оттуда в должности директора. То есть всю сознательную жизнь наш собеседник занимается судостроением.

Кирилл Слепов родом из Чистополя, где он и его друг Виталий Абакунин, у которого в городе была в собственности производственная площадка – здание бывшего ремзавода, решили создать инновационное предприятие по выпуску стеклопластиковых катеров из современных композитных материалов. Первую модель разрабатывали сами.

 

НАЧИНАЛИ НА ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ

– Для начала выбрали одно из самых популярных направлений в данной сфере – кабинный катер длиной 7,5 мет­ра, – рассказывает Кирилл. – В первое время мы с Виталием и наши немногочисленные соратники работали прак­тически на голом энтузиазме, о мгновенной прибыли никто не помышлял. В итоге создали уникальное судно с открывающимися бортами. В России подобные катера не делают вообще, а в мировой практике такое решение применяется только у лодок большего размера. Следовательно, можно сказать, что наш продукт уникален в масштабах не только России, но и мира.

То есть малое чистопольское судостроительное предприятие с нынешней численностью персонала 25 человек не копирует чьи-то разработки, не производит суда по чужим лицензиям, а полностью воплощает в жизнь собственный продукт, который спроектировало своими силами и серийно выпускает. Сейчас производится пока одна серийная модель, но в дальнейшем модельный ряд планируется расширять с применением новых инновационных инженерных идей.

 


В России подобные маломерные суда не делают вообще, а в мировой практике такое решение применяется только у лодок большего размера. Следовательно, можно сказать, что наш продукт уникален в масштабах не только России, но и мира» – говорит Кирилл Слепов


 

В 2021 году не было выпущено ни одного судна, поскольку для развития такой компании требуется большой подготовительный этап – почти полтора года ушло на то, чтобы с нуля создать новый продукт. В 2022 году с производственных стапелей предприятия сошло уже девять катеров. Сейчас география нынешних и перспективных продаж охватывает всю Россию, даже Владивосток здесь присутствует. Больше всего заказчиков в Москве и Московской области. Конечно, в чис­ле потребителей и татар­станцы, поскольку водоёмов в рес­публике много, и культура отдыха на воде в регионе постепенно развивается.

– Проектная мощность нашего производства – до шес­тидесяти катеров в год, – констатирует Кирилл Слепов. – Но для этого должен быть соответствующий спрос, потому что затоваривание и замораживание денежных средств для нас непозволительно. Это у больших предприятий есть финансовая подушка безопасности. А мы живём за счёт собственных средств. И двигаемся небольшими шагами. А мощности позволяют в любое время нажать на педаль газа. Для этого есть все условия. Вообще же предполагаем ежегодно наращивать производство на сто процентов по отношению к предыдущему году.

 

ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ ИМПОРТ ТОРМОЗИТ ПОСТАВКИ

По словам директора, в сборке катера ежемесячно увеличивается доля российских комплектующих.

– В условиях западных санкций стараемся как можно больше иностранных деталей заместить отечественными, – утверждает он. – Признаюсь, это не всегда дешевле, но гораздо удобнее. Есть базовая комплектация, а есть с различными дополнительными опциями – всевозможными навигациями, двигателями, насосами и прочим. При базовой комп­лектации восемьдесят процентов составляет российское сырьё. Допустим, смолу, металл и ряд других продуктов могут делать в России. Если говорить о сложных технических изделиях: погрузочных устройствах, лебёдках, морских унитазах, то их у нас почти никто не производит. Поэтому эти товары приходится привозить из Европы. Теперь, в условиях западных санкций, – с помощью параллельного импорта. Даже Китай не выпускает некоторое сложное техническое оборудование. А параллельный импорт сильно влияет на сроки доставки продукции. Если раньше через две-три недели после заказа всё необходимое было на нашем складе, то сейчас на это уходит два-три месяца.

Чистопольские судострои­тели пока не обращались за федеральными или республиканскими мерами поддержки предпринимательства. Они считают, что сначала нужно показать товар лицом. И сейчас упорно работают над усовершенствованием этого «лица», чтобы впоследствии уже наверняка рассчитывать на какие-либо меры государственной поддержки, которые помогут в дальнейшем развитии.

Их можно понять. Бывали случаи, когда компании с наполеоновскими планами и красивыми картинками перспективных проектов, но без наличия реальных производств обращались за господдержкой. И причём получали гранты на развитие. А через определённое время выяснялось, что всё остаётся на уровне картинок. А дальше – судебные процессы по возмещению этих грантов.

– Мы так не хотим, – заявляет чистопольский предприниматель. – К примеру, первую модель несколько модернизировали – в части двигателя, палубы. Планируем расти в размере – кроме лодки 7,5-метровой длины, хотим выпускать 9-, 12-метровые. Рассчитываем развивать и продвигать свой уникальный продукт, чтобы было чем гордиться.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще