Страсти по мусору

Проблема утилизации коммунальных отходов требует законодательных решений

Волна, поднятая в Казани по поводу мусорных проблем, докатилась до Госдумы. И оказалось, что это не частный случай, имеющий место в столице Татарстана, а головная боль всех муниципалитетов страны.

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Фото: коллаж Олега Пеплова

Проблема утилизации коммунальных отходов требует законодательных решений

 

 

Волна, поднятая в Казани по поводу мусорных проблем, докатилась до Госдумы. И оказалось, что это не частный случай, имеющий место в столице Татарстана, а головная боль всех муниципалитетов страны. Причём, чтобы разрулить ситуацию, нужны изменения в федеральном законодательстве, без которых администрации населённых пунктов и региональные операторы будут кивать друг на друга, а воз, точнее мусор, будет и ныне там.

 

Всё началось ещё во время новогодних праздников. Десятидневный отдых, во время которого народ активно ел и пил, обернулся повышенным мусорообразованием, с которым регоператор не справился. Мусорные контейнеры оказались переполнены, из некоторых жилых комплексов отходы не забирали по 3–5 дней.

Мэр Казани Ильсур Метшин тогда призвал к ответу регоператора – УК «ПЖКХ», директор которой Дмитрий Петров признал недоработки своей компании и пообещал исправить ситуацию.

Спустя пять месяцев мало что изменилось, и тему опять подняли на аппаратном совещании в мэрии столицы рес­публики. Заместитель руководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин доложил, что троекратно выросло чис­ло жалоб жителей на несвое­временный вывоз твёрдых коммунальных отходов, а контрольные органы фиксируют неудовлетворительное состояние контейнерных площадок. «В систему «Открытая Казань» с начала года поступило 1495 заявок. Для сравнения: за четыре месяца 2022 года – 567. Картина выглядит удручающе, особенно на фоне прежних лет эффективной работы», – посетовал Искандер Гиниятуллин.

Ещё одна большая проблема – переполненность полигонов, которые были рассчитаны на 25 лет эксплуатации. Произошло это потому, что в Зеленодольском, Пестречинском, Верхнеуслонском и Лаишевском районах были закрыты местные площадки для складирования ТКО, а новые не по­явились. И весь этот мусор повезли в Казань. Переполненные полигоны, понятно, не благоухают, а местные жители заваливают всевозможные инстанции жалобами на резкий запах свалочных газов.

Мусорный коллапс, по мнению властей Казани, усугубили тактические просчёты регоператора: не вовремя затеянная оптимизация, изменение периодичности вывоза отходов, замена транспортного парка с задержкой поставки новых машин, пересмотр контрактов с субподрядчиками.

Нерешённые за зиму проб­лемы обернулись тем, что весной на помощь УК «ПЖКХ» были отряжены городские компании – дорожники, жилищники, транспортники. Совместными усилиями к середине мая удалось ликвидировать наиболее крупные свалки в жилых массивах, но бесперебойную работу по вывозу отходов наладить не удалось.

 

ОТКАТ НАЗАД

Мэр Казани воспринял ситуацию с вывозом мусора весьма озабоченно. Власти города гордились тем, что одними из первых в стране внедрили раздельный сбор отходов, оборудовали соответствующим образом контейнерные площадки, допустили в эту сферу частный бизнес, который установил те самые «сетки» для пластиковой тары, занялись экологическим воспитанием граждан начиная со школ и детских садов. Всё это в итоге должно было привести к снижению нагрузки на полигоны, появлению индустрии обращения со вторсырьём.

Но в 2018 году изменилось федеральное законодательство, и ответственными за обращение с отходами стали регио­нальные операторы. В Казани и ещё в 22 муниципальных районах это ООО «УК ПЖКХ», госконтракт с которым заключён Минстроем Татарстана в ноябре 2018 года сроком на десять лет. Столичные власти ожидали, что компания подхватит их начинания – будет продолжать развивать инфраструктуру, культивировать раздельный сбор мусора. Но этого не случилось.

«За мою практику работы мэром впервые мы откатываемся назад. Была работающая эффективная система, которую мы первыми реализовали в стране, собрав в единую цепочку сбор, сортировку, вывоз и утилизацию мусора. Новое законодательство ждали с нетерпением, были уверены, что экологическая ситуация улучшится. К сожалению, по всем регионам картина одинаковая», – сокрушался Ильсур Метшин.

 

ДЕФИЦИТ КОНТЕЙНЕРОВ И «СЕРЫЕ ВОЗЧИКИ»

В свою очередь УК «ПЖКХ» обнародовала три основных препятствия, которые мешают ей справиться с мусорными завалами. Одно из них – дефицит контейнерных площадок, в том числе в Казани. Например, в Лаишевском районе они напрочь отсутствуют. Между тем – это зона ответственности муниципалитетов. «Рег­оператор неоднократно обращался в администрацию района по этому острому вопросу. Но проб­лема с установкой КП так и не сдвинулась с мёртвой точки. При этом претензии жителей в большинстве случаев направлены в сторону УК «ПЖКХ», – сделал официальное заявление регоператор.

В ответ власти столицы приняли решение увеличить число контейнерных площадок в жилых массивах. В этом году планировали обустроить 26 мест складирования мусора, но очевидно, что теперь их число будет увеличено. Хотя и этого явно недостаточно. Как следует из результатов ревизии, в посёлках требуется оборудовать ещё 298 площадок.

Ещё одна напасть – «серые возчики». Их заказывают граждане и организации, как правило, для вывоза строительного мусора. Причём мало кто из них спрашивает о наличии у компании соответствующей лицензии. Получив оплату, «серые возчики» сваливают отходы в ближайший лес, овраг или на другие контейнерные площадки.

Кроме того, на мусорку часто выбрасывают ветки деревьев, ботву, доски, старую мебель, строительные отходы, автомобильные шины, которые не относятся к категории ТКО и вывоз которых не включён в коммунальный тариф. Для утилизации такого мусора должен заключаться отдельный договор, выбрасывать его нужно в специально установленный бункер. И за это, конечно, нужно отдельно платить.

 

НА УРОВНЕ ГОСДУМЫ

Заместитель руководителя исполкома Казани Искандер Гиниятуллин отметил, что решать мусорную проблему нужно комплексно, с упором на его переработку. Для этого необходимы площадки для сбора и переработки строительных и органических отходов, налаженная система сбора сезонных отходов и широкая сеть приёмных пунктов вторичного сырья. Если нет возможности переработать мусор сейчас, есть технологии его консервации и хранения.

«Большая часть этих мероприятий предусмотрена территориальной схемой – она должна получить статус регионального закона, меры воздействия за неисполнение или нарушение схемы должны быть предусмотрены госконтрактом», – высказался чиновник.

Но ряд вопросов не решить силами муниципальных и даже региональных властей. Они требуют изменения федерального законодательства. Мэр Казани заявил, что город обращался с письмами в вышестоящие инстанции, но не был услышан.

Однако дело всё-таки сдвинулось. Депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон поднял «мусорную тему» на заседании парламентского комитета по строительству и ЖКХ.

По его словам, глава Комитета Госдумы Сергей Пахомов поручил на примере Казани  подготовить предложения. Вслед за этим татар­станские парламентарии Марат Нуриев и Айрат Фаррахов внесли в нижнюю палату парламента РФ законопроект о включении в перечень ТКО так называемых «зелёных» отходов и строительного мусора. Так что ждём в отношении этой проблемы хороших новостей.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще