Стать интереснее, чем торговые центры

Правильно организовать досуг ребёнка, чтобы он был полезен и интересен, – непростая задача

Что предлагают учреждения культуры, какие интересные мероприятия пройдут для детворы в летнее время, ведь не все ребята едут в детские лагеря? Куда стоит обязательно сходить и на что посмотреть? Об этом наш разговор с заместителем министра культуры Юлией Адгамовой.

Автор статьи: Вероника АКИФЬЕВА

Фото: tatar-inform.ru; kazan2013.com

 

агдамова

 

Правильно организовать досуг ребёнка, чтобы он был полезен и интересен, – непростая задача. Особенно когда семейный бюджет ограничен. Что предлагают учреждения культуры, какие интересные мероприятия пройдут для детворы в летнее время, ведь не все ребята едут в детские лагеря? Куда стоит обязательно сходить и на что посмотреть? Об этом наш разговор с заместителем министра культуры Юлией Адгамовой.

 

– Юлия Ильдаровна, чем могут заполнить свой досуг школьники в летнее время, чтобы это было ещё и недорого? Особенно интересует, что в этом смысле есть для подростков?

– Сначала о музеях. Наши государственные и муниципальные музеи работают частично бесплатно для школьной аудитории до одиннадцатого класса. На летний период предусмотрена обширная программа, включающая проведение квестов и тематических мероприятий. Ребята не просто смотрят экспозиции, а являются героями событий, происходящих в тот или иной период времени. Такие музеи есть не только в Казани, но и в Свияжске, Болгаре, Елабуге, Чистополе. Везде музейные работники подбирают контент с учётом целевой аудитории, в том числе и подростковой. Подростковая аудитория достаточно сложна в этом отношении. Для нас главная задача – чтобы ребёнок пришёл к нам во второй раз, чтобы ему у нас понравилось. Потому что в первый можно прийти из любопытства, а во второй – если стало по-настоящему интересно.

В активную культурную жизнь включилась Национальная библиотека, у которой теперь новое здание. Это библиотека современного формата. Здесь есть зона коворкинга, куда в летний период можно прийти без читательского билета. Это сделано для того, чтобы привить молодёжи культуру посещения библиотеки. Оформить билет достаточно просто – это можно сделать в электронном виде. Чтобы взять понравившуюся книгу, достаточно отсканировать её QR-код. Кроме того, проводятся встречи с авторами книг для детей и подростков. У детей после такого общения просыпается интерес к написанному, хочется прочесть книгу. Также в стенах Национальной библиотеки можно бесплатно получить нужную литературу в электронном виде с платного ресурса.

Что касается театров, то они работают в июне, затем на два месяца закрываются на каникулярный период. В этом году были интересные премьеры для школьников. В частности, в Татарском ТЮЗе – это «Мио, мой Мио!» Астрид Линдгрен. В Качаловском театре тоже очень интересная постановка – мюзикл «Приключения Тома Сойера».

В течение года у нас шёл фестиваль «Уен Фест», цель которого – приобщить детей к национальной культуре через обучение традиционным народным играм. Во дворах городских многоэтажек по всей республике актёры, учащиеся театральных учреждений, а также активные участники проводили игры разных народов и выкладывали в соц­сети их видео. Первого июня были подведены итоги – команды-победители отправятся в Москву и посетят ВДНХ.

 

сабантуй
Цель фестиваля «Уен Фест» – приобщить детей к национальной культуре через обучение традиционным народным играм.

 

Недавно закончился фестиваль русской словесности «Пушкин-фест», в рамках которого были также предусмотрены для разной целевой аудитории разнообразные мероприятия. И если кто-то из ребят благодаря этому фестивалю заинтересуется произведениями Александра Сергеевича Пушкина – это значит, что мы приблизились к своей цели. Мы знаем, что он – разный поэт, в школьной программе же представлена классика. В рамках фестиваля рэперские группы читали его малоизвестные произведения в формате рэпа. Так мы показали, что есть и такой Пушкин. Для нас главное – заинтересовать детей прочесть остальные произведения. Также важно, чтобы ребята продолжали дальше участвовать в активной культурной жизни.

 

– Ведётся ли анализ того, насколько удалось заинтересовать ребят различными культурными мероприятиями?

– Да, мы имеем обратную связь. Разработаны анонимные анкеты, которые предлагаем заполнить всем желающим. Также есть возможность сделать это на нашем сайте. Нам очень важна обратная связь с ребятами, чтобы дальше дорабатывать и улучшать форматы мероприятий, внедрять что-то новое. У нас есть проект, когда руководители учреждений, известные актёры встречаются со школьниками. В одной из анкет был запрос на встречу не со звез­дой, а с ребятами, которые только начали работать в театре. И вчерашние выпускники культурных учреждений общались со школьниками, которые спрашивали их не о том, зачем они пришли в театр, а что они делали, когда были студентами. Это была очень интересная беседа на равных, которая тронула до глубины души всех участников.

В прошлом году поступил ещё один запрос на экскурсию по закулисью. Если раньше такие экскурсии проводили в качестве бонуса для победителей каких-то конкурсов, то сейчас они проходят в разных культурных учреждениях на постоянной основе. Они проводятся практически во всех казанских театрах, благодаря чему можно посмотреть закулисную театральную жизнь, а также ознакомиться с историей учреждения.

Очень интересная экскурсия по закулисью в татарском театре кукол «Экият», потому что здесь есть возможность для ребят побыть кукловодами. На самом деле это непросто, так как куклы по весу разные. И управлять большой куклой без помощи взрослого очень сложно. Любопытно, что всё это интересно как семилетним ребятам, так и четырнадцатилетним. А итогом этого общения становится общий мини-спектакль, который очень сближает детей.

 


Наши государственные и муниципальные музеи работают частично бесплатно для школьной аудитории до одиннадцатого класса. На летний период предусмотрена обширная программа, включающая проведение квестов и тематических мероприятий. Ребята не просто смотрят экспозиции, а являются героями событий, происходящих в тот или иной период времени. Такие музеи есть не только в Казани, но и в Свияжске, Болгаре, Елабуге, Чистополе


 

– Лето – это такой период, когда больше всего времени хочется проводить вне помещения. Планируются ли какие-то уличные мероприятия?

– Обязательно! Они пройдут в парках и скверах не только в Казани, но и во многих других населённых пунктах республики. Во-первых, библиотеки предоставят списанный фонд – эти книги можно взять почитать в специальных «скворечниках». Во-вторых, на площадках пройдут различные творческие встречи, показы спектаклей малой формы, концертные программы. Также в некоторых местах прямо на улице покажут кино. Передвижные мобильные студии будут транслировать классику и современные фильмы. Конечно, не обойдётся это лето и без «Зелёного фитнеса». К слову, это масштабное движение выросло из общественной инициативы, и с каждым годом у него всё больше сторонников. Потому что оно связано с популяризацией здорового образа жизни, а также с возможностью быть полезным людям. Кроме того, уличную территорию рядом со своими зданиями задействуют и театры, где будут показывать постановки под открытым небом. Более подробно со всей программой летних мероприятий можно ознакомиться на сайтах муниципалитетов.

 

– У каждого учащегося есть методическая тетрадь – «Культурный дневник школьника». В неё можно вносить все посещённые спектакли, музеи, экскурсии и так далее. Как думаете, активно будут заполняться такие «дневники»? Насколько в целом удаётся привлечь ребят к культурным мероприятиям?

– Этот проект называется «Культура для школьников». У него есть образовательная часть, когда на уроках учитель может воспользоваться ещё и культурным контентом с интернет-ресурсов. Например, на уроке литературы можно посмотреть оперную постановку «Евгений Онегин». Также в рамках этого проекта ученики посещают различные учреждения культуры и получают за это баллы. Амбассадором данного направления является певица Эльмира Калимуллина, и самые активные участвуют с ней в совместной экскурсии.

Если говорить о вовлечённости ребят в цифрах, то по итогам прошлого года учреждения культуры посетили восемьдесят процентов школьников с пятого по седьмой класс. А вот что касается ребят с восьмого по одиннадцатый класс, то здесь цифра колеблется от 23 до 37 процентов в разных муниципальных образованиях. Если до седьмого класса детям ещё интересно участвовать в квестах и собирать баллы, то начиная с восьмого для них нужна более серьёзная мотивация, чтобы вести культурный дневник. Сейчас на федеральном уровне рассматривается инициатива, чтобы был дополнительный балл к ЕГЭ за культурную активность. Пока он предусмотрен только для поступающих в творческие вузы. Ну и, конечно, необходимы мероприятия, интересные прежде всего самим подросткам. Получив такие цифры по итогам прошлого года, мы расширили контент для аудитории с 8-го по 11-й класс.

К примеру, в Казанском ТЮЗе идут интересные постановки для детей и про детей – «Нос», «Выстрел», где поднимается важная потребность подросткового возраста – быть общественно нужными. Силой театрального искусства мы пытаемся донести до ребят, что иногда человек может оступиться. Но, осознав это, можно обратиться за помощью к близким людям. Однако в некоторых случаях ситуацию не исправить, и, сделав определённый шаг, можно перечеркнуть свою судьбу – и двери в нормальную жизнь закроются навсегда. Цель этих постановок – не дать подрастающему поколению совершить этот шаг. Над сюжетами, которые поднимают такую проблематику, работает художественный экспертный совет. А после спектаклей школьники общаются с актёрами, режиссёрами и рассказывают о том, что почувствовали и какой опыт вынесли благодаря той или иной постановке.

Такие встречи в обязательном порядке организовываем для ребят, которые оказались в трудной жизненной ситуации, а также для детей из неблагополучных семей. Помимо этого, работаем с педагогами, чтобы они могли обсудить это со школьниками на уроках.

 

– Заинтересованность в посещении каких-то культурных мероприятий во многом зависит от родителей. Если мама или папа не поддержат ребёнка, он никуда не будет ходить…

– Конечно, нужен личный пример родителей. Сейчас перед нами поставлена цель – создать альтернативу… торговым центрам. Благодаря поддержке Президента республики Рустама Минниханова в Татарстане создана вся необходимая культурная инфраструктура. Но этого недостаточно. Важно наполнить учреждения интересным контентом для разных целевых аудиторий. И в этом нет мелочей.

К примеру, пришли дети в музей. Если легкоранимому ребёнку сказать: «Не трогай руками эту статую!» – то он больше никогда сюда не придёт. Если же его отвести в сторону и предложить посмотреть на неё с другого ракурса, то у него возникнет к ней интерес. Такие приёмы музейной педагогики применяются в наших учреждениях. Сама была свидетелем ситуации в Чистопольском музее Бориса Пастернака. Пришла группа школьников-спортсменов, и все сразу разбрелись в разные стороны. Что сделала экскурсовод? У них есть коллекция утюжков. Она достала самый маленький и спросила у ребят, а для чего был нужен сей предмет домашнего обихода? Все тут же подключились к разгадке «тайны», начали предлагать разные варианты – что это утюжок для манжет, воротника, шнурков… Оказалось, для галстука. Таким способом экскурсовод добилась внимания детей. Они запомнят эту экскурсию и утюжок. Вот за счёт такого взаимодействия с аудиторией есть возможность привлекать всё больше людей в учреждения культуры. Это лишь один аспект той огромной работы, которая ещё предстоит. Но мы будем стремиться к тому, чтобы стать интереснее, чем торговые центры.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще