Казанские храмы Мельпомены осваивают новые форматы общения со зрителями
Представители туриндустрии отмечают, что в последнее время в Казань едут не только для ознакомления с достопримечательностями и национальной кухней, но и для активного посещения театров. Любители оперы и балета, например, целенаправленно бронируют билеты на наши Шаляпинский и Нуриевский фестивали.
«Если ещё десять лет назад в наших программах театров не было, туристы ходили на спектакли индивидуально и эпизодически, то теперь мы активно налаживаем отношения с творческими коллективами. Много хорошего гости Казани говорят о Театре на Булаке, ТЮЗе, МОN», – рассказала Наталья Абрамович, долгие годы возглавлявшая Туристско-информационный центр Казани.
Она отметила, что сейчас театры практикуют новые форматы, интересные для приезжих. Это экскурсии по закулисью или open-air постановки, как, например, прошедшая в прошлом году опера «Кара пулат» на фоне одноимённого исторического здания в Болгаре. По словам Натальи Абрамович, билеты на эту премьеру уходили моментально, людей везли автобусами, и многие, узнав об успехе, потом жалели, что на неё не попали.
«Никто не ожидал, что будет такая востребованность подобного формата. Я узнала, что в этом году готовится театральный фестиваль. С точки зрения человека, который развивает туризм, всё это создаёт привлекательный имидж Татарстана», – уверена Наталья Абрамович.
В топе у туристов три наших столпа: театр оперы и балета им. М.Джалиля, Татарский академический театр им. Г.Камала и театр им. В.И.Качалова. А вот молодёжь хочет смотреть современные постановки. «Им я рекомендую сходить в Театр на Булаке, на театральную площадку МОN», – говорит экскурсовод, автор маршрута «Казань театральная» Лилия Калимуллина.
АКТУАЛЬНАЯ КЛАССИКА
И всё же, на мой взгляд, театральная культура Казани сильно уступает двум нашим столицам, где есть театры на любой вкус со звёздами первой величины. Да и для города-миллионника у нас не так много театров и мало экспериментальных студий с хорошим репертуаром, в которых играют популярные актёры, а пьесы ставят известные режиссёры. По сути, это направление продвигает только фонд «Живой город». В своё время прорывом стало его иммерсивное шоу «Анна Каренина», которое наделало немало шума и до сих пор идёт в особняке Демидова. Сейчас на театральной площадке МON фонд реализует проект «Театр горожан», где зрители становятся участниками спектакля, причём на какую-то местную тему.
Однако руководители казанских театров считают, что современный театр – это не стены, а актуальные постановки в традиционном жанре. Это выяснилось во время дискуссии о том, как развивается современный театр в Казани, прошедшей в резиденции «Штаб».
«Театр не может быть старым, потому что он развивается совместно с обществом. Если мы будем консервативны и продолжим играть, как в Советском Союзе или как в Древней Греции, к нам никто не придёт, мы не сможем донести то, что написал драматург. Если в театр ходит зритель, значит, он современный», – считает директор Татарского академического театра им. Г.Камала Ильфир Якупов.
Он придерживается мнения, что классика тоже может быть злободневной. Например, визитная карточка камаловского театра «Голубая шаль» – в репертуаре с 1926 года. Но каждое новое поколение режиссёров привносит в спектакль свои акценты, за счёт чего тот не теряет актуальности и продолжает быть интересным зрителю.
Его мнение разделяет главный режиссёр Казанского ТЮЗа Радион Букаев. Он рассказал, что, когда в 1964 году молодой режиссёр Марсель Салимжанов, ставя в ТЮЗе «Бесприданницу» Островского, развернул действие в современных интерьерах и вывел на сцену актёров в современной одежде, спектакль вызвал бурные споры не только у зрителей, но и у журналистов, критиков. И это заложило традиции театра – свой взгляд на классику.
«Я считаю, что мы традиционный режиссёрский театр, который никогда не будет удобным. У нас не развлекательный контент, мы стараемся будоражить. Все классические спектакли в нашем театре – это режиссёрская интерпретация», – высказался главный режиссёр ТЮЗа.
Он придерживается мнения, что любой зритель может найти в Казани постановку на свой вкус. «Театры Казани очень разные. Практически всё, что может предложить современный театр, в городе есть. Каждый театр – со своим лицом, повторений нет», – заявил Радион Букаев.
ДЕКОРАЦИЯ – ОЗЕРО КАБАН
Однако, как бы классические театры ни приспосабливали старый репертуар к новым веяниям, у зрителей есть запрос не только на современные пьесы, но и на эксперименты. И это участники дискуссии вынуждены были признать. Ильфир Якупов рассказал, что в последние несколько лет к поиску активно привлекаются молодые режиссёры и драматурги, которым отдали малую сцену камаловского театра. И у этого формата есть свой зритель. Так, 31-летний лауреат премии Президента РФ Айдар Заббаров на основе взятых им интервью у жителей заброшенных деревень сделал постановку «Хуш, авылым». В основе действия – монолог стариков о жизни, длящийся четыре часа, который для удобства зрителей разбили на две «серии». Спектакль, по словам директора камаловского театра, идёт с неизменным аншлагом.
Кроме того, театр активно осваивает набережную озера Кабан, проводя там перформансы. В тёплое время года планируется активнее задействовать дворик мультимедийного интерактивного комплекса «Восточный клуб», который расположен через дорогу от основного здания камаловского театра на ул. Татарстан, 8. Там будут выступления оркестра театра, показы, трансляции видеозаписей старых спектаклей.
Выходом из зоны комфорта для актёров станет и новое здание театра, строящееся на противоположном берегу Кабана. Директор ТГАТ им. Г.Камала поделился информацией, что там будет три сцены: большая, блек-бокс и круглый зал. Последний – это отголосок тюркской традиции, когда сценой служил расстеленный ковёр, на котором играли артисты, а вокруг них собирались зрители. В Татарстане такой зал будет первым.
«У нас другой климат – сцена будет в здании. Стены в блек-боксе и круглом зале будут открываться. Это станет происходить во время спектакля. И откроется вид на озеро. Артисты будут играть, а декорацией им будет служить живая природа. Думаю, что это интересно не только зрителям, но и режиссёрам», – поделился мнением спикер.
К слову, театр планируется открывать для посетителей с утра до вечера. Они смогут свободно заходить с улицы через сквозные галереи и наблюдать за внутренней жизнью этой площадки.
СПЕКТАКЛИ В БАРЕ
Осваивать современные форматы ТЮЗ заставило его плачевное состояние: иногда во время дождей из-за протекающих потолков приходится даже пересаживать зрителей. В ожидании долгожданной реконструкции актёры в буквальном смысле вышли на улицу, приспособив для показов театральный дворик, помещение соседнего бара «Истина» и даже городской трамвай. В репертуаре ТЮЗа есть спектакль-променад «Пешеходы», когда дуэт Алексея Зильбера и Павла Густова разными маршрутами водит публику по городу, попутно делясь с ней через наушники импровизациями и рассказами из собственной жизни на тему, которую выберут собравшиеся. Это позволяет труппе разнообразить репертуар и зарабатывать вне аварийных стен театрального здания.
«Постепенно захватываем территории, которые находятся рядом с нами. через год вы увидите ряд спектаклей, которые будут идти в соседних локациях. Если мы уйдём на реконструкцию, у артистов будет работа, а это тоже очень важно», – подчеркнул Радион Букаев.
Театр на Булаке, существующий уже 13 лет, по-прежнему остаётся единственным частным театром в Казани. В этом году открывается его филиал в столице Мордовии Саранске. Труппу и оркестр наберут на месте, а ставить спектакли будут казанцы. Театр на Булаке был первым в городе, где до минимума сократили границу между зрителем и сценой. У него современный репертуар, но всё же это больше классические постановки. Из новых веяний – беби-спектакли для детей от двух лет.
«Мы театр экспериментальный, во многом импровизационный, наша сцена позволяет близко общаться со зрителями, и актёры часто взаимодействуют с ними. У нас есть спектакли, которые идут по 10–13 лет, но мы открыты новым формам. Экспериментируем и стараемся использовать новые технологии», – рассказал руководитель Театра на Булаке Алексей Степанцов.