Событий много, бренда нет

Чего не хватает ивент-индустрии Казани

В последние годы количество массовых культурных мероприятий в столице Татарстана увеличилось настолько, что горожане не успевают следить за афишей, а тем более посещать их. Зато каждый может выбрать то, что привлекает конкретно его.

Автор статьи: Элеонора РЫЛОВА

Фото: коллаж Олега ПЕПЛОВА

Чего не хватает ивент-индустрии Казани

 

 

В последние годы количество массовых культурных мероприятий в столице Татарстана увеличилось настолько, что горожане не успевают следить за афишей, а тем более посещать их. Зато каждый может выбрать то, что привлекает конкретно его.

С развитием туризма зрителями фестов всё чаще становятся гости города. Некоторые приезжают на конкретные события, интерес к которым шагнул за пределы республики. Тем не менее надо признать: у Казани нет пока крупного фестиваля, который мог бы стать её визитной карточкой.

 

ПОДГОТОВКА ДЛИНОЙ В ДВА ГОДА

В резиденции креативных индустрий «Штаб» прошла дискуссия «Событийная экономика: зачем городам нужны фестивали и другие крупные мероприятия». Организаторы ивентов рассуждали о том, как всё это влияет на развитие Казани, как посчитать отдачу от них, каких шоу не хватает городу и как создать бренд, на который съезжалась бы публика со всей страны.

Импульс индустрии интертеймента придало появление в Казани пять лет назад Дирекции парков и скверов. Её руководитель Айгуль Латыпова рассказала, что в столице около тридцати общественных пространств, в которых раз в две недели проходит фестиваль или какое-то массовое мероприятие. Порой они идут параллельно на разных площадках. «Но мы никогда не ставили цель получить доход или профит в виде туристов, всё-таки делаем это для горожан, и каждое наше пространство рассчитано на людей, которые живут рядом, или тех, кому близка идеология того или иного общественного пространства», – подчеркнула Айгуль Латыпова.

Недавно в столице появилась новая локация – экстрим-парк «Урам», его директор Мария Крюкова анонсировала амбициозные планы, которые были заложены ещё при его создании. Одна из целей – сделать что-то аналогичное большому ежегодному молодёжному фестивалю уличной культуры «Сникерс Урбания». Сейчас, когда «Урам» полностью сдан в эксплуатацию, его команда сосредоточилась на организации масштабных мероприятий. Уже в этом году на День молодёжи здесь собралось рекордное количество людей – 127 тысяч из 47 регионов России, хотя изначально праздник был рассчитан на жителей города. «Это говорит о том, что программа была интересна не только ребятам из Татарстана. Поэтому сегодня наше желание – выйти на уровень всероссийских и международных мероприятий. У нас всё только впереди», – поделилась планами Мария Крюкова.

Свой вклад в ивент-индустрию делают частные компании. Участникам дискуссии предложили назвать несколько заметных массовых мероприятий, прошедших в столице Татарстана в последние три года. Они отметили музыкальный фестиваль AWAZ, который за два года существования сумел нарастить аудиторию с 12 до 72 тыс. человек, международный фестиваль медиаискусства NUR, прошедший в 13 локациях, в том числе впервые была задействована подземная галерея на улице Баумана. Это также фестиваль «Профсоюзная», собравший 20 тыс. участников, празднование Дня города в Иннополисе, на который приехали 15 тыс. человек – это в два раза больше, чем годом ранее.

Однако спикеры сошлись во мнении, что сейчас в Казани при всём богатстве выбора нет уникального феста, который был бы визитной карточкой города. В своё время таким брендом был международный фестиваль живой музыки «Сотворение мира», проходивший на площади Тысячелетия и собиравший до 300 тыс. зрителей. Чтобы повторить такой результат, нужны крупные компании-спонсоры, дефицит которых сейчас очень ощущается.

Основатель продюсерского центра ShowMakers group, сооснователь компании LOTUS Booking, концертный директор популярных артистов Владимир Шавгулидзе высказался в этом отношении очень критично, заявив, что в последний год не видел на фестивале ни одного «крутого» артиста. Он отметил, что привозят исполнителей, которые нравятся ограниченному кругу лиц. «У нас, к сожалению, не формируется продукт, в который можно было бы вложиться на долгие годы. Создаются какие-то однодневные мероприятия», – отметил спикер.

Он подчеркнул, что серьёзный фест готовится не меньше двух лет, потому что иначе не успеешь договориться со спонсорами, проработать концепцию, сделать качественное рекламное продвижение. Наши компании же приглашают тех, на кого хватило денег или кто нравится давшим эти средства. По мнению Владимира Шавгулидзе, фестиваль-бренд из года в год должна организовывать одна команда, которая учится на своих ошибках.

 

ЭКОНОМИКА ПРАЗДНИКА

Кто-то, прочитав вышеизложенное, изумится: «До развлечений ли сейчас, когда в стране совсем другая повестка дня?» В некоторых российских городах администрации даже отменяют новогодние шоу и минимизируют новогоднее оформление, предпочитая пустить эти средства на финансовую поддержку мобилизованных. Но в Казани пока сворачивать праздничные мероприятия не планируется. Тем более что в городе по-прежнему ожидают большой поток туристов, а как показывает практика, зимнюю культурную программу ежегодно посещают более полумиллиона человек. Руководитель Дирекции парков и скверов рассказала, что её команда над программой работает с сентября и ждёт финальной отмашки от властей города и республики. Ведь как бы тяжело ни было, народ всегда требует «хлеба и зрелищ».

Кроме того, нельзя забывать, что культурные события – это и вклад в экономику города. Управляющий партнёр агентства Imagine Group Роман Гузеев сделал такую выкладку: средняя стоимость гостиничного номера в Казани – более 4600 рублей в сутки. Как правило, приезжают на уик-энд, значит, эту сумму нужно умножить на два или на три. Плюс дополнительно тратят деньги на еду, передвижение, сувениры. Итого получается около 30 тыс. рублей, которые гость оставляет в Казани. Главное – организовать такое событие, чтобы человек захотел потратить достаточно приличную сумму за выходные. Как минимум это должен быть качественный лайн-ап (список участников), какая-то непохожесть на другие мероприятия.

 


Сейчас в Казани при всём богатстве выбора нет уникального феста, который был бы визитной карточкой города. В своё время таким брендом был международный фестиваль живой музыки «Сотворение мира», проходивший на площади Тысячелетия и собиравший до 300 тыс. зрителей. Чтобы повторить такой результат, нужны крупные компании-спонсоры, дефицит которых сейчас очень ощущается


 

Заместитель руководителя Дирекции спортивных и социальных проектов Михаил Леонов дополнил: есть официальная статистика Госкомитета РТ по туризму: один «туристический» рубль приносит 7 копеек в бюджет. А события топового формата привлекают ещё и федеральное финансирование, которое «оседает» в налоговых поступлениях, и это большие деньги.

К тому же, выделяя средства на мероприятия из бюджета, власти поддерживают малый бизнес и частично их возвращают, так как компании-получатели выплачивают из них зарплату персоналу, налоги и т. д.

И последний аргумент – ивенты повышают инвестиционную привлекательность городов в целом. Яркий тому пример – Иннополис, который большое внимание уделяет культурно-развлекательной повестке. Кануло в прошлое расхожее мнение, что здесь ничего не происходит. По словам ведущего специалиста по связям с общественностью АНО «Фонд развития города Иннополис» Стаси Шибановой, в городе-спутнике прошло нынче более ста событий, некоторые в коллаборации с Казанью привлекли свыше 30 тыс. приезжих. Только на Дне города побывали 15 тысяч человек. Благодаря различным мероприятиям сформирован положительный имидж города.

«Для Иннополиса, который появился в чистом поле, мероприятия – это не просто интертеймент, а инструмент для формирования культуры. Они создают впечатления и эмоциональную привязанность к месту. Люди не просто приезжают, а остаются, чтобы жить, работать и платить налоги. Экономическую эффективность Иннополиса мы измеряем числом новых жителей», – отметила Стася Шибанова. Иннополису сейчас семь лет, жильё в нём заполнено на сто процентов, и строится новый квартал.

 

ЕДИНАЯ АФИША И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Как выяснилось в ходе дискуссии, есть ряд ограничений, которые тормозят креативную индустрию Казани. Например, в мегаполисе нет большой открытой площадки, на которой можно было бы проводить мероприятие до утра. В парках это делать запрещено, а «Фабрика Алафузова» – культурный центр в Кировском районе – не вместит аудиторию в 10 тыс. зрителей. Стася Шибанова предложила проводить подобные шоу в Иннополисе, тем более что в поле рядом с городом уже проходил такой фест.

Сами представители индустрии отметили ещё одну проблему – проведение нескольких мероприятий в один день, что мешает собирать полные залы. Владимир Шавгулидзе отметил, что бизнесу нужно научиться договариваться, тогда этого получится избежать.

Ещё одна идея – создать единую рекламную площадку, которая аккумулировала бы все анонсы мероприятий. Такое практикуется в Москве на сайте «Московские сезоны» и в Нижнем Новгороде. Подобный ресурс не только давал бы возможность организаторам продвигать свои мероприятия, но и помогал бы дополнительно привлекать туристов, которые заранее бы узнавали, какие концерты и фестивали пройдут в Казани, и планировали свои поездки.

Напоследок у спикеров и аудитории спросили, каких мероприятий, по их мнению, не хватает в городе. Оказалось, почти не представлен у нас модерновый театр, маловато мероприятий для детей, образовательных и лекционных циклов. Правда, последний пробел Айгуль Латыпова пообещала ликвидировать уже в следующем году: интересные лекции будут организованы в парке «Чёрное озеро» и в КФУ.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще