Поводом для этой реплики стала опубликованная в «РТ» за 13 февраля графическая таблица, фиксирующая отношение читателей к социальным сетям и журналистике. Приведенные в ней данные свидетельствуют, что массированное распространение манипулированных новостей и целенаправленные фальсификации серьезно подрывают доверие к средствам массовой информации. Люди обеспокоены ростом фальшновостей, они больше доверяют традиционным и онлайн-СМИ, чем поисковым системам и соцсетям, 7 из 10 человек опасаются фейковых новостей.
Как говорится, за что боролись, но то и напоролись. Не фильтруемое ни официальной, ни нравственной цензурой распространение информации свелось к банальному вранью, слухам, домыслам и сплетням. Вместо свободы слова мы получили разве что свободу выражаться. Приведу на вскидку несколько последних сообщений с одного из интернет-сайтов.
Анонсы один другого круче: «Один из пассажиров, разбившегося АН-148 «Саратовских авиалиний», чудом выжил!» «Патологоанатом, работавший над телом Караченцова, обнаружил…», «На старости лет у Михалкова тайно родился сын. Матерью оказалась…» Что за бред! Известно ведь, что в авиакатастрофе погибли все пассажиры и экипаж! И неужели любимый артист Караченцов умер, если его телом занимается патологоанатом? А если у старого Михалкова родился сын (!), то почему тайно? Ужель внебрачный?
Что же на самом деле? Оказывается, пассажир спасся потому, что за два дня до полета сдал билет. Караченцов, слава богу, жив, просто в последнее время его наблюдает главный патологоанатом страны. А сын родился не у Никиты Михалкова, а у его старшего 51-летнего сына Степана – родители не спешили это рекламировать. И подобная погоня за дешевой сенсацией, «желтая» подача – в каждом практически сообщении. «Фильтруй базар!» – говорят в таких случаях братки.
Тут к слову и афоризм незабвенного Козьмы Пруткова: «Если на клетке слона прочтешь надпись «Буйвол», не верь глазам своим!»
Официальная ложь в СМИ была всегда. Лайка летала в космосе всего 4 часа и умерла от перегрева, жары и духоты, а ТАСС еще целую неделю продолжал сообщать об успешном полете собаки. Но в той лжи был хотя бы идеологический резон: престиж страны, советской науки. Теперь же интернет-помойка обрушивает на пользователя ушаты самых фантастических инсинуаций с единственной целью: скорее сбыть свой информационный товар, зачастую «с душком». По выражению Ширвиндта «впихнуть невпихуемое». Соцсети ловят «рыбу» в такой мутной воде, что не сразу определишь, какая «рыба» живая, а какая дохлая.
Однако судя по вышеупомянутой таблице, доверие россиян к печатной прессе растет. А это значит, что в медийном пространстве газетное слово профессиональных журналистов – по-прежнему надежная гарантия компетенции, истины, честности. Что не может не радовать!