Слабые звенья продовольственного рынка

 

157

Автор статьи: Фарида ЯКУШЕВА

Фото: Фарида Якушева

 

magaz-18
У руководителя мониторинговой группы Тахира Хадеева возникло немало замечаний по работе магазинов.

 

Татарстанцы «проедают» от 30 до 50 процентов своего семейного бюджета, в то время как в развитых и благополучных странах на продукты питания тратится не более 15 процентов средств.

 

Конечно, это не значит, что жители нашей республики едят больше, чем иностранцы. Просто наши зарплаты, пенсии, стипендии значительно ниже заморских. Так, среднедушевые денежные доходы в январе-апреле 2016 года в Татарстане, по данным Татар­станстата, составили 29 тысяч 537 рублей, а значит, на пропитание одного человека из семейного бюджета выделяется почти 15 тысяч рублей. При этом доходы жителей нашей республики превышают среднероссийский показатель и являются одними из самых высоких в Приволжском федеральном округе. Так, в среднем по России доход одного человека составляет 27 тысяч 590 рублей, в Башкортостане – 23149, Удмуртии – 21550, Оренбургской области – 20851, Пензенской области – 19975, Чувашии – 16262 рубля, Марий Эл – 15600 рублей… А это значит, что жители этих регионов либо тратят на продукты больше половины своего семейного бюджета, либо вынуждены урезать рацион в пользу более дешевых продуктов. Малоимущие и примкнувшие к ним пенсионеры вынуждены укладываться и в меньшую смету расходов.

 

КАК ПЧЕЛЫ НА МЕД

Такая ситуация в какой-то мере объясняет, почему татарстанский рынок является весьма привлекательным для зарубежных и общефедеральных торговых сетей. Сетевая торговля в республике представлена 696 федеральными торговыми объектами и 418 региональными. Как видим, федеральные сети доминируют, так как быстрее регионального ретейла переняли достаточно высокий уровень стандартов работы международных торговых сетей и новые методы выстраивания отношений между продавцами и поставщиками. Вознаграждение, которое торговые сети требуют от поставщика за приобретение ими товара, плата за право поставок продовольственных товаров в магазины (так называемый «входной билет») и за изменение ассортимента и другие бонусы – все это пришло в Россию с приходом иностранных торговых сетей. Однако слепая, без соответствующих законодательных ограничений, пересадка на россий­скую почву западного опыта торговли привела к тому, что прежде доступные продукты питания, те же крупы и овощи, составляющие большую часть рациона среднестатистического россиянина, перестали относиться к дешевым продуктам.

 


Среднедушевые денежные доходы в январе-апреле 2016 года в Татарстане, по данным Татар­станстата, составили 29 тысяч 537 рублей, а значит, на пропитание одного человека из семейного бюджета выделяется почти 15 тысяч рублей


 

В связи с этим припомнилось одно интересное наблюдение. Две старушки-подружки подошли к полкам с консервами. Одна из них говорит: «Смотри, Маша, баночка кильки стоит 110 рублей!» Нет, бабули не стали ворчать на высокие цены или жаловаться на маленькую пенсию, они просто весело рассмеялись! Дошли до предела! Проблема взаимоотношений торговли и поставщиков, неумеренные аппетиты на прибыль из плоскости рыночных отношений перешли в плоскость социальных, так как рикошетом ударяют по населению.

 

НЕ ДАТЬ ЗАКОНУ ЗАБУКСОВАТЬ

Но торговлю ожидают большие перемены. Как мы уже сообщали, в июле с подачи депутатов «Единой России» Президент Российской Федерации внес изменения в закон о торговле, которые вступили в действие 15 июля. Для того чтобы не дать этому важному документу забуксовать, в Татарстане была создана мониторинговая группа (по примеру федеральной группы «Честная цена»), которая должна отслеживать, как работает закон, собирать предложения по отлаживанию его механизмов и оперативно передавать законодателям.

Как пояснил председатель Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета Тахир Хадеев, «они выясняли, имеются ли факты принуждения производителей к заключению договоров по­ставки в срочном порядке до 15 июля 2016 года, выслушали предложения торговых сетей в связи с появлением новых законодательных требований и одновременно постарались узнать, какие новые лазейки в торговле нашли в обход закона. Хотели также получить от производителей конкретные предложения по совершенствованию деятельности региональных и муниципальных властей».

Уже прошли консультации с министерствами сельского хозяйства и продовольствия, промышленности и торговли, муниципалитетами, представителями крупных торговых сетей на предмет того, как оптимально соблюсти интересы мест­ных сельхозпроизводителей, продавцов, а главное – покупателей. Члены группы побывали в десятках магазинов крупных торговых сетей Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Бугульмы, Альметьевска, Зеленодольска и Буинска, встретились с местными производителями и поставщиками продукции, провели встречи в формате совместного диалога. Группа опросила всех крупных производителей, имеющих или имевших опыт работы с торговыми сетями, о проблемах, которые возникают при сотрудничестве. Предварительные итоги этой «полевой» работы подвели за круглым столом с участием представителей всей цепочки потребительского рынка Татарстана. Как и предполагалось, без нестыковок в законе не обошлось.

 


Сетевая торговля в республике представлена 696 федеральными торговыми объектами и 418 региональными. Как видим, федеральные сети доминируют, так как быстрее регионального ретейла переняли достаточно высокий уровень стандартов работы международных торговых сетей и новые методы выстраивания отношений между продавцами и поставщиками


 

 

У КОНТРОЛЕРОВ РУКИ КОРОТКИ…

Законом вводится новый показатель эффективности реализации региональных (муниципальных) программ развития торговли – создание условий для увеличения спроса на товары российских производителей товаров. Расширяются полномочия ФАС России – кроме контроля за соблюдением антимонопольных правил и запретов, антимонопольная служба и ее территориальные органы наделяются полномочиями контроля за соблюдением прав и обязанностей торговых сетей и поставщиков продовольствия. Закон в целом призван уравнять права производителей товаров и продавцов в интересах покупателя и позволить местным производителям активнее работать с торговыми сетями и в целом обеспечить доступ местной продукции на прилавки иностранных, федеральных и региональных торговых сетей. Но, увы, практика показала, что существующих полномочий территориальным управлениям ФАС недостаточно. Республиканское антимонопольное ведомство не может в полной мере контролировать соблюдение закона о торговле в общефедеральных торговых сетях. Как сообщил заместитель руководителя Татарстанского управления ФАС Павел Козел, эту правовую нестыковку может «разрулить» только Правительство России.

Впрочем, в том, что у региональных контролеров частенько руки коротки, журналисты убедились сами во время похода вместе с мониторинговой группой по магазинам. Директоры магазинов «Пятерочка» и «Магнит» по всем вопросам отсылали нас к своему федеральному руководству – в другие регионы…

 

СТОКГОЛЬМСКИЙ СИНДРОМ?

Обнаружилась еще одна интересная тенденция. Законом снижается максимальный размер вознаграждения, которое торговые сети могут получать от поставщика за приобретение ими у него определенного количества товаров. Если ранее это были 10 процентов от цены, то сейчас – не более пяти. Устанавливается также запрет на уже упомянутый нами «входной билет» и на плату за изменение ассортимента.

По словам Тахира Хадеева, главное, что беспокоит поставщиков, – это то, что после вступления федерального закона в полную силу все коммерческие выплаты согласно договорам, вероятнее всего, будут заложены в отпускные цены. А это приведет к снижению суммы товарооборота компании, коммерческие условия договора станут доступны для сетей-конкурентов.

 

 Тахир ХАДЕЕВ,
руководитель
мониторинговой группы:

zadeev-18

Главное, что беспокоит поставщиков, – это то, что после вступления федерального закона в полную силу все коммерческие выплаты согласно договорам, вероятнее всего, будут заложены в отпускные цены. А это приведет к снижению суммы товарооборота компании, коммерческие условия договора станут доступны для сетей-конкурентов.

А оказалось, поставщики, успевшие «попасть в сети», заинтересованы в дальнейшей реализации своей продукции, готовы и дальше платить всевозможную мзду, так как считают, что иначе лишатся места сбыта. «Ретейл не готов терять маржу, которую получал от ретробонусов, и другие «вознаграждения» за трейд-маркетинговые, информационные услуги и намерен компенсировать эти потери за наш счет – мы должны будем предоставлять ему скидку на сумму потерянных доходов. А если не пойдем на эти условия, то конкуренты быстро займут нашу нишу. Наша задача – договариваться с продавцами, а не воевать», – уверен коммерческий директор Казанского булочно-кондитерского комбината Тимур Гильмутдинов.

 

Солидарен с ним крупный татарстанский производитель мяса птицы, директор агрофирмы «Ак барс – Пестрецы» Радик Зиннатов: «Закон определяет обязанности не только продавцов, но и поставщиков, и наша птицефабрика, как поставщик, не собирается нарушать его. А вот за наших конкурентов – производителей из соседних регионов – поручиться не можем. Если они пойдут на дополнительные условия продавцов, магазины предпочтут их».

Павел Козел подтвердил: «Поставщики о своих неурядицах предпочитают молчать, договариваться с сетями, нежели идти правовым путем и защищать свои права в соответствующих органах. Никакой поставщик не будет работать себе в убыток и продавать товар по себестоимости, поэтому излишние финансовые издержки вкладывает в цену товара, что в конечном итоге сказывается на потребителе. Наше управление готово правовым путем защитить интересы поставщиков, но для этого нужна инициатива с их стороны».

 

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ПОПРАВКАХ

А что думает об этой ситуации сама торговля? Исполнительный директор компании «Эдельвейс» Юрий Чубуков уверен, что время все расставит по своим местам, и предложил создать при Торговой палате РТ Совет потребительского рынка, в который войдут представители производителей, поставщиков и продавцов. «На этой площадке можно будет совместно решать все эти вопросы», – сказал он.

Торговые сети заверяют, что намерены действовать только в рамках закона. Заместитель директора Приволжского дивизиона «ИКС 5 Ритейл Групп» Тимур Баймуллин поясняет: «Мы присутствуем в Татарстане более десяти лет. Доля местной продукции в наших магазинах – 15–80 процентов, в зависимости от категории. Мы уже разместили на своем интернет-сайте информацию об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров».

Не будем спорить – торговые сети работают «в рамках закона»; но к одному из рейдов мониторинговой группы по сетевым магазинам Казани присоединились журналисты и обнаружили массу нарушений. Немало замечаний возникло и у руководителя мониторинговой группы Тахира Хадеева. Особенно его возмутили гнилые овощи на прилавках и молочная продукция с истекшим сроком годности…

Но, увы, отныне гнилые овощи и просрочка могут надолго прописаться на прилавках: если раньше все предпринимательские риски возлагались только на производителя, то теперь магазинам запрещено возвращать им нереализованную продукцию.

Покупателям остается пожелать быть более внимательными и самим активнее защищать свои права. Тем более что времени для этого теперь много: срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства о торговой деятельности увеличен с двух месяцев до года.

 


Закон в целом призван уравнять права производителей товаров и продавцов в интересах покупателя и позволить местным производителям активнее работать с торговыми сетями и в целом обеспечить доступ местной продукции на прилавки иностранных, федеральных и региональных торговых сетей. Но, увы, практика показала, что существующих полномочий территориальным управлениям ФАС недостаточно


 

 

ВРЕМЯ ВСЕ РАССТАВИТ ПО СВОИМ МЕСТАМ?

Пока продукты доходят от поля до прилавка, их цена вырастает в два-три раза. Во многом из-за неумеренных аппетитов торговли директор тепличного комбината «Майский» Ильшат Ганиев не желает работать с торговыми сетями и вынужден заниматься ярмарочной торговлей. И его можно понять. Больно ему видеть, когда на предприятии учитывают каждую каплю воды, которой поливают овощи, каждый киловатт, расходуемый на обогрев телиц, чтобы продавать овощи торговым сетям по минимальной цене, а те их реализуют в два-три раза дороже. Ильшат Ганиев считает, что в федеральном законе должна быть отрегулирована торговая наценка.

Кстати, именно на ярмарки в свете поддержки местных сельхозтоваропроизводителей делает ставку Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ – об этом сообщил начальник отдела развития продовольственного рынка аграрного ведомства Евгений Рещиков.

После обсуждения проблем и пожеланий производителей и продавцов на круглом столе предложили ряд дополнительных поправок в новый закон. Все предложения члены республиканской мониторинговой группы будут анализировать, отбирать существенные и передавать в федеральную мониторинговую группу.

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще