Его школа жизни

 

18

 

niz-18

 

Много славных людей строили и поднимали Нижнекамск – город, который готовится отпраздновать свой 50-­летний юбилей. О многих написаны статьи и книги. Наш рассказ – об одном из этой могучей плеяды, председателе совета директоров АО «Нижнекамское ПАТП-­1», заслуженном работнике автомобильного транспорта России и Татарстана, почетном работнике транспорта России, первом главе города и района, почетном гражданине Нижнекамска Агтасе Галиахметове.

 

НЕ ОТРЫВАЯСЬ ОТ КОРНЕЙ

Вот краткие этапы становления нашего героя. Родился в селе Камышла Куйбышевской (ныне Самарской) области, служил в танковых войсках, окончил Куйбышевский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер­-механик» в 1970 году. Молодым специалистом приехал в стремительно строящийся Нижнекамск, двенадцать лет работал в подразделениях «Строймеханизации» Тат­энергостроя, пройдя путь от механика до руководителя крупного подразделения строительства СУМР­-2 по возведению объектов города, объединений «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», завода технического углерода, ТЭЦ-­2, объектов села по всей республике.

Эти двенадцать лет Галиахметов называет периодом своего формирования, возмужания. Жизнь бурлила, работа звала и наполняла душу большим смыслом: создать промышленный красавец-город, служить людям, нести добро… А с какими людьми приходилось работать бок о бок! Настоящие легенды Нижнекамской земли – Ильдус Харисович Садыков, Николай Васильевич Лемаев, Евгений Никифорович Королев, Гаяз Зямикович Сахапов, Николай Александрович Зеленов, Валентин Павлович Кассони… С гордостью и благодарностью он вспоминает и своего учителя транспортным премудростям, генерального директора Татавтотранса Александра Павловича Обыденнова.

 


Многие взлетевшие в заоблачные выси персонажи быстро забывают о своем происхождении, а Галиахметов с гордостью говорит: «Я – крестьянский сын. И горжусь этим!» Пожалуй, именно эта установка и позволила ему достойно пройти все жизненные испытания – и огонь, и воду, и, что немаловажно, медные трубы, сохранив себя как человека справедливого, ответственного и честного


 

Но и в те годы, и позже, когда судьба подняла Агтаса Нургатиевича на еще более высокую ступень управленческой лестницы, могучим стержнем жила в нем заложенная родителями установка: не отрываться от корней, жить жизнью простого человека, быть всегда с людьми. Многие взлетевшие в заоблачные выси персонажи быстро забывают о своем происхождении, а Галиахметов с гордостью говорит: «Я – крестьянский сын. И горжусь этим!» Пожалуй, именно эта установка и позволила ему достойно пройти все жизненные испытания – и огонь, и воду, и, что немаловажно, медные трубы, сохранив себя как человека справедливого, ответственного и честного.

 

СЧАСТЬЕ – ЭТО ПУТЬ ДОМОЙ

Эта фраза про счастье и дорогу к дому запечатлена на здании Первого пассажирского автотранспортного предприятия, которое Агтас Галиахметов возглавил в 1982 году. Фраза – своеобразный девиз предприятия, одного из лучших в транспортной отрасли Татарстана и России в целом. Несмотря на то что трудовая деятельность Галиахметова началась на стройке, в большей степени сам себя он считает именно транспортником.

Поручение, данное новому директору ПАТП первым секретарем горкома КПСС Ильдусом Садыковым, звучало так: «Надо наладить работу пассажирского транспорта!». Просто и сурово. От такой простоты не отмахнешься, ее не проигнорируешь. Пришлось погружаться в работу с головой, находить новые решения, переводить деятельность пассажирского транспорта в новую философию, смысл которой так же прост, как и то поручение партийного руководителя: все для удобства людей.

 


Главным достижением своей работы в должности руководителя ПАТП-1 сам Галиахметов считает сохранение предприятия как мощной и жизнеспособной единицы в транспортной отрасли Татарстана и России. И не только сохранение, но и инновационное преображение


 

За короткий период автопарк предприятия удвоился, почти вдвое выросла и зарплата персонала, существенно увеличились число и протяженность маршрутов. Регулярно вводились технические инновации: электроподогрев автобусов в зимнее время, механизированная мойка, собственная автозаправочная станция. В относительно недавние годы осуществлен ряд проектов в рамках программы по ресурсо­- и энергосбережению: перевод автопарка на сжиженный газ, ввод газовой модульной котельной, строительство водонапорной башни с артезианской скважиной. Не счесть призов и наград, завоеванных предприятием за пятидесятилетнюю историю своего существования: в их числе звания лауреата конкурса «Лучшие товары Республики Татарстан» и всероссийского конкурса «100 лучших товаров и услуг России», диплом национальной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница», диплом «Лучшее предприятие Российского автотранспортного союза», звание лауреата национальной премии «Налогоплательщик года» и множество других.

Но главным достижением своей работы в должности руководителя ПАТП-1 сам Галиахметов считает сохранение предприятия как мощной и жизнеспособной единицы в транспортной отрасли Татарстана и России. И не только сохранение, но и инновационное преображение – в то время как участь ряда транспортных предприятий как республики, так и Российской Федерации оказалась куда как более печальной: они просто­-напросто исчезли. А акционерное общество «Нижнекамское ПАТП-­1» живет, развивается и готовится к реализации новых масштабных проектов. Они непременно громко прозвучат не только в масштабах Нижнекамского муниципального района, но и всей республики. Это и программа «Доступный Татарстан», которая позволит создать маршрутную сеть, связывающую все районные центры республики, это и изменение статуса Нижнекамского автовокзала, где важной составляющей станет обеспечение транспортной безопасности пассажиров и развитие междугородней сети.

 

ИСПЫТАНИЕ ВЛАСТЬЮ

Назначение в 1992 году Агтаса Галиахметова главой Нижнекамска и Нижнекамского района стало своеобразным «ходом конем» как для Президента республики Минтимера Шаймиева, так и для нашего героя. Вроде бы несвойственное реалиям тех лет решение. Как­-то не принято было вводить во власть производственников, обычно туда приходили люди из советско-­партийной номенклатуры. На встрече с Шаймиевым Галиахметов так и ответил:

– Вынужден отказаться. Опыта работы нет, не справлюсь.

– Ну хорошо, – вроде как согласился Шаймиев. – Главное – сформировать исполнительную и законодательную власть, а через год вернешься на свое прежнее место.

 


Агтас Нургатиевич к числу своих главных достижений на посту главы относит появление культурно­-спортивного комплекса «Ильинка», крупнейшей в Закамье соборной мечети Нижнекамска, создание вещевого рынка, который придал организованность и удобство всей системе торговли в Нижнекамске, присвоение международного статуса аэропорту «Бегишево»


 

На том и порешили, но этот «год» растянулся на шесть с половиной трудных постперестроечных лет. Было это в лихие 90­-е, когда страна переживала огромные трудности на многих направлениях. Но даже в такое трудное время удавалось создавать что­-то новое.

Агтас Нургатиевич к числу своих главных достижений на посту главы относит появление культурно­-спортивного комплекса «Ильинка» (где сейчас проводятся масштабные городские праздники), крупнейшей в Закамье соборной мечети Нижнекамска, создание вещевого рынка, который придал организованность и удобство всей системе торговли в Нижнекамске, присвоение международного статуса аэропорту «Бегишево». Были и другие, вроде бы не столь громкие, но важные дела. То самое формирование исполнительной и законодательной власти, прозвучавшее в поручении Президента и вылившееся в создание первого в республике объединенного Совета народных депутатов, сформированного через местные выборы городскими и районными депутатами. В эти сложные годы удалось сохранить лицо города, оказать максимальную помощь населению, поддержать социальную сферу, сохранить в собственности республики городские промышленные объекты, строить жилье и объекты соцкультбыта, ремонтировать и реконструировать дороги, оказывать поддержку малому и среднему бизнесу.

Испытание властью стало для Галиахметова суровой, но вдохновляющей школой жизни.

 

СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ

За каждым состоявшимся человеком угадывается пресловутый тыл – под­держка любимой жены, детей. Агтас Нургатиевич уверен, что не смог бы сформироваться как руководитель высокого ранга без своей супруги Розы Ахтямовны, с которой он в браке вот уже более 45 лет. Оба его сына, Азат и Марат, пошли по стопам отца, выбрав профессию транспортника. Радуют дедушку внуки – их у нашего героя пятеро.

Переступив рубеж 70-­летия, Агтас Галиахметов не потерял жизненного оптимизма, масштабного мышления руководителя и внимательного отношения к людям. Он до сих пор на рабочем месте, в его кабинет вереницей заходят люди – и не только по производственным делам. Готовятся новые проекты, решаются многочисленные вопросы. Плодотворная работа и жизнь продолжаются.

Олег ЛУКОШИН

 

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще