Казанская школа №1 в 2017 году стала одним из пяти образовательных учреждений столицы республики, где открыли ресурсные классы для детей с аутизмом. Сегодня здесь реализуется новый инклюзивный проект, рассчитанный уже не только на начальную, но и на среднюю школу.
В 2007 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма – 2 апреля. В этот день по всему миру проходят различные акции в поддержку людей с аутизимом, организуются проблемные конференции, встречи, предусмотрена культурная программа. Вот и в Казани, например, в Галерее современного искусства откроется выставка «Дети Ау», на которой представлены рисунки одиннадцати юных художников с расстройством аутистического спектра – учеников ресурсного класса казанской средней школы №1.
Это учебное заведение – один из казанских пионеров по организации ресурсных классов. Поясним: в таких классах за каждым ребёнком с аутизмом закреплён индивидуальный тьютор – помощник, постоянно сопровождающий его и на уроках, и на переменах. Часть уроков дети проводят вместе с обычными (их ещё называют нормотипичными) сверстниками, но у них есть и отдельный класс со специально оборудованными партами и комнатой для разгрузки, где часть занятий с ними проводит профессиональный ресурсный педагог.
Сегодня в 1-й школе учатся 16 детей с РАС (расстройствами аутистического спектра) – по двое первоклассников, второклассников и четвероклассников, семеро третьеклассников и три ребёнка в пятом. Да, самые первые ученики ресурсного класса в этом году перешли из начального звена в среднее, и это уже совершенно особая история.
– Мы понимаем, чему и как учить таких детей в начальной школе, на федеральном уровне есть специальные образовательные программы, где всё это прописано, – говорит директор школы №1 Ксения Чеботарёва. – После четвёртого класса такой программы нет, поэтому педагогам приходится экспериментировать.
Да и самих задействованных в инклюзивном процессе педагогов теперь стало больше, ведь средняя школа – это уже не один учитель, а по каждому предмету свой…
При всей некоей идилличности складывающейся картинки в школе хорошо понимают, что проблем у ресурсного класса всё же достаточно. Да, инклюзия работает, но и ресурсный педагог, и тьюторы (это, как правило, студенты – будущие психологи, логопеды и дефектологи) нуждаются в поддержке специалистов более высокого уровня, которые помогут составить индивидуальные планы развития для каждого ребёнка, проанализируют работу, скорректируют то, что нуждается в корректировке
– Нам очень повезло с предметниками, – говорит Альбина Нафигова, мама одной из пятиклассниц и учредитель НКО «Школа для всех», объединившей родителей ресурсного класса. – Каждый из них нашёл какую-то свою методику в работе с нашими детьми. Тем более что за время обучения в начальной школе дети, конечно, стали заметно самостоятельнее, более социализированы, у маловербальных появилась речь. И им даже не требуется постоянное присутствие рядом тьютора – тот теперь просто сидит сзади и наблюдает.
Конечно, говорят родители и директор школы, такой вовлечённости учителей-предметников в инклюзивный процесс трудно было бы добиться, если бы не профессиональная работа ресурсного педагога Марины Магер. Марина Олеговна, в свою очередь, признаётся:
– Моя главная задача была – снять стигмацию с нашего класса, убрать страхи коллег, которые раньше не имели дела с инклюзией, показать, что грамотно выстроенная работа с этими детьми обязательно даст хорошие результаты.
Но при всей некоей идилличности складывающейся картинки в школе хорошо понимают, что проблем у ресурсного класса всё же достаточно. Да, инклюзия работает, но и ресурсный педагог, и тьюторы (это, как правило, студенты – будущие психологи, логопеды и дефектологи) нуждаются в поддержке специалистов более высокого уровня, которые помогут составить индивидуальные планы развития для каждого ребёнка, проанализируют работу, скорректируют то, что нуждается в корректировке. Тем более что в подростковом возрасте коррекция работы и с обычным-то ребёнком необходима, что говорить о детях с особенностями развития… Но кто будет оплачивать работу таких специалистов (супервизоров)? В государственной школе финансирование профессиональной поддержки инклюзивных педагогов не предусмотрено.
Ещё один момент. Дети с аутизмом, даже прошедшие через ресурсный класс, всё равно остаются людьми с, как это сейчас называют, ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья. Среди них есть очень талантливые люди, которые доучатся до 11-го класса и поступят в вузы. Но есть и те, кто уйдёт из школы после 9-го класса. А куда уйдёт? Найдётся ли место его особенностям в социуме за пределами системы инклюзивного образования?
Озаботившись этими вопросами, в НКО «Школа для всех» разработали проект с одноимённым названием и подали заявку в Фонд президентских грантов. И выиграли. Благодаря чему их дети получили новые возможности для дальнейшей социализации, и не только в рамках одной школы.
– Очень важно использовать время учёбы в среднем звене для подготовки к их дальнейшему трудоустройству, – говорит Альбина Нафигова. – Это тот участок работы с аутистами, который до сих пор сильно провисал. А если мы их познакомим с работодателями, с профессиями, то после восемнадцати лет у многих не будет проблем в поиске своего места в жизни.
И теперь у старших учеников ресурсного класса в 1-й школе начались занятия по профориентации. Им рассказывают о разных профессиях, но не только отвлечённо. Проводят, например, занятия по флористике. Заключили, рассказывает Ксения Чеботарёва, договор с казанским Колледжем малого бизнеса и предпринимательства, где уже есть опыт обучения студентов с РАС, например, на пекарей. Есть устная договорённость с одним из близлежащих кафе – дети вместе с родителями приходят туда, чтобы не только побывать в новой обстановке (для аутиста опыт пребывания в новом месте всегда колоссален), но и изучить какие-то профессии сферы обслуживания.
Есть и уроки арт-терапии. Некоторые результаты таких уроков можно будет как раз увидеть на выставке в Галерее современного искусства. Творческие занятия, говорит Альбина Нафигова, это не только «для общего развития». Возможно, кто-то из детей действительно станет художником. Кто-то освоит дизайн. Но даже если это не станет профессией, такое вот устойчивое хобби – тоже дело хорошее.
Ну и та самая супервизия, кураторство от самых крутых московских профессионалов в области работы с аутистами благодаря президентскому гранту теперь тоже доступны педагогам и тьюторам 1-й школы. А это значит – индивидуальная корректировка поведения каждого ребёнка, обратная связь, которая помогает взглянуть на свою работу под новым углом, это профилактика профессионального выгорания педагогов и доступ к лучшим мировым методикам работы.
Так на стыке усилий школы, родителей и профессионального сообщества идёт развитие инклюзивной системы, рождается опыт, которого в казанских школах (где, напомним, ресурсные классы появились только четыре года назад) пока не было. Этим опытом в 1-й школе делятся со всеми, кому это важно и интересно. Сюда на уроки приходят вузовские педагоги, готовящие учителей-дефектологов, приезжают заинтересованные коллеги даже из Москвы.
– Нам, конечно, очень повезло с родителями, – улыбается директор школы Ксения Чеботарёва. – Но без родительской поддержки развивать инклюзивное образование вообще немыслимо.
В свою очередь Альбина Нафигова говорит:
– Мы не спасаем мир. Мы работаем конкретно во благо наших детей. Но готовы делиться своим опытом. И нам бы очень хотелось, чтобы он распространялся дальше. Потому что детей с РАС становится всё больше, и одна отдельно взятая школа эту ситуацию исправить не может.