В экспозиции представлены живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство – всего более 80 экспонатов. Все они иллюстрируют разные аспекты жизни конца 1960-х – начала 1980-х годов, когда активно строились новые города, уходили в прошлое бараки и коммуналки и, соответственно, менялись представления советского человека об уюте, комфорте и доме как таковом. «Хочется, чтобы как можно больше людей взглянули на это по-новому. Не как на часть обыденной реальности, а как на что-то большее», – отметила на открытии выставки ее куратор – искусствовед Вера Силкина.
В любую эпоху художники обладали способностью документировать окружающий мир и атмосферу времени. И упомянутый выше период не был исключением. Почти двадцать лет, как закончилась война, люди в прямом и переносном смысле строили свою жизнь, создавали семьи. Конечно, существовало множество проблем, жизнь не была идеальной, но общее настроение, которым наполнено изобразительное искусство 1960-80-х годов, передает оптимизм и надежду на будущее.
Сразу вспоминается, например, известное полотно Юрия Пименова «Свадьба на завтрашней улице» (1962), которое искусствоведы относят к жанру советского импрессионизма. Сейчас эта картина висит в Третьяковке, а написана она в разгар хрущевской оттепели и посвящена московским новостройкам. Мы видит молодоженов, которые ступают по доскам, настеленным через разбитую строительной техникой колею. Художник акцентирует внимание на белоснежном платье и легких туфлях невесты… Возможно, молодая пара прямо из загса спешит в новую квартиру, где уже накрыт праздничный стол для гостей. Любопытно, что спустя десять лет, когда эта тема станет актуальной и для растущих городов Татарии, казанский художник Ильдар Ахмадеев повторит известный сюжет в своей картине «Свадьба» (1974).
Архитектура формирует пространство вокруг человека, и в тот период эта связь была особенно тесной, отмечают устроители выставки. У людей появлялось индивидуальное жилье, пространство для формирования новой жизни, семьи. И все это находило отражение в искусстве. Например, центральное место в экспозиции занимает полотно Станислава Слесарского «Утро КАМАЗа» (1980), на котором, по выражению Веры Силкиной, изображены «советские Адам и Ева», и свой «рай» на земле они строят собственными руками.
«Эта выставка посвящена взлету души, времени новых надежд. Советские художники, и татарстанские в том числе, подхватили эту волну. Они были заряжены этим настроением, этой потрясающе высокой нотой созидающей жизни. Среди них Рауль Нурмухаметов, Николай Кузнецов, Андрей Прокопьев, Лев Потягунин, Владимир Попов», – перечисляет имена художников, чьи произведения представлены в рамках этого выставочного проекта, заместитель директора Музея изобразительных искусств РТ Дина Хисамова. По ее словам, очень многие работы экспонируются впервые. «Подобные выставки мотивируют нас, сотрудников музея, пересматривать наши фонды, а это многие тысячи единиц хранения», – добавляет она.
К ностальгическим чувствам рожденных в СССР взывает и заключительный раздел экспозиции, где воссозданы фрагменты типичного советского интерьера с грампластинками, наборами посуды, игрушками и т.д.
«Мне радостно, что наши молодые коллеги погружаются в советское искусство, которое в девяностые годы ушло на задний план, а сам термин «соцреализм» стал ругательным. Между тем выставка показывает, что на определенном этапе нашей художественной истории этот метод подразумевал достаточно большую свободу в творческом самовыражении. Мы видим здесь работы, которые трепетно передают атмосферу наших городов, улиц. И не только атмосферу, но и чувства, которые владели тогда людьми. Именно в те годы появилось выражение «семья – ячейка общества». Но, пожалуй, только сейчас мы понимаем, насколько это важное, фундаментальное понятие. Ведь все тогда жили в семьях, давали начало новым поколениям. И все это вдохновляло художников на удивительно искрение, глубокие произведения», – поделилась впечатлениями о выставке ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова АН РТ, кандидат искусствоведения Ольга Улемнова.