Сафоново: от чистого истока

Родник под горой возле речушки с необычным названием Сумка известен жителям небольшого села Сафоново давно. Само же село является одним из самых древних на левобережной части Зеленодольского района.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

Фото: foto-planeta.com

 

 

Родник под горой возле речушки с необычным названием Сумка известен жителям небольшого села Сафоново давно. Само же село является одним из самых древних на левобережной части Зеленодольского района, территория которого разделена протекающей поблизости Волгой. Издавна манила к себе волжская вольница свободолюбивого русского человека, не желавшего гнуть спину на барина-помещика. Потому-то и обживали ее берега беглые люди. Одним из таких поселений и стало основанное во второй половине XVII столетия село Сафоново.

 

Поскольку государев указ требовал строго наказывать беглецов и, отстегав пойманных кнутом и батогами, возвращать их прежним владельцам, многие из вчерашних крепостных селились не на волжском берегу, где их быстро разыскивали царские стражники, а на речушках-притоках. Одной из таких рек и была Сумка.

 

ПОЧЕМУ СУМКА?

Наверняка водители, которым приходилось проезжать мост через эту речушку, задавались вопросом о ее необычном названии. Самое интересное, что точно ответить на него не могли даже сами жители села, с которыми мне приходилось общаться.

Самая распространенная версия происхождения названия реки – от наименования однолетнего травянистого растения, которое в изобилии произрастает по ее берегам.

Эту низкорослую траву с мелкими белыми цветами можно встретить в нашей средней полосе довольно часто. Растет она вдоль дорог, на насыпях, по берегам водоемов и канав и издавна зовется в народе пастушьей сумкой. Почему пастушьей? Да все потому, что едят ее и буренки, и овечки с козами с большим удовольствием, причем как в виде сена, так и в качестве подножного корма. А это было для первых поселенцев немаловажным обстоятельством.

 


Самая распространенная версия происхождения названия реки – от наименования однолетнего травянистого растения, которое в изобилии произрастает по ее берегам


 

Между прочим, пастушья сумка была хорошо известна еще с Античности и широко применялась в медицине. Со времен Гиппократа она использовалась как кровоостанавливающее, мочегонное и противовоспалительное средство. Отвары и настои этого растения успешно применялись средневековыми эскулапами при лечении острого пиелонефрита и других заболеваний почек. Да и у современных приверженцев народной медицины и фитотерапевтов это растение тоже в почете. Кстати, сбором пастушьей сумки занимаются в июне – июле. Так что поклонникам лечения травами не стоит упускать время.

 

УЧАСТОК ГЛАВНОГО ОГОРОДА КАЗАНИ

В не столь давние советские времена земли села Сафоново были включены в состав сельхозугодий местного совхоза «Овощевод», управление которого располагалось в соседнем селе Айша. Это передовое по всем производственным показателям хозяйство в середине семидесятых годов прошлого века гремело на весь Советский Союз и удостоилось получасового репортажа в телепрограмме «Сельский час».

С экранов телевизоров советским зрителям улыбались работницы теплиц, в которых выращивали пупырчатые огурцы и пунцово-красные помидоры, а также овощеводы, ежегодно убиравшие с полей многотонные урожаи моркови и капусты, и механизаторы, выезжавшие в поля на своих чудо-богатырях – мощных тракторах «Кировец».

Из года в год крупнейший в Татарии овощеводческий совхоз, возглавляемый заслуженным работником сельского хозяйства республики Николаем Павловичем Чугуновым, занимал первые места не только по сбору урожаев овощных культур, но и по надоям и привесам на животноводческих фермах. И это несмотря на скудные почвы. Ежегодно хозяйство тратило немалые деньги на покупку минеральных удобрений и на установку систем для искусственного полива овощей.

Что ни говори, а это действительно был период триумфа советского строя. Вот только жителей села Сафоново он как-то обошел стороной. В то время как в соседней Айше строились двух- и трехэтажные жилые дома, были возведены новый универмаг, Дом культуры и кафе «Юность», про село Сафоново словно забыли. Сюда даже газ долгое время не проводили.

Да и после распада СССР, уже в девяностые годы, сафоновцам пришлось пережить далеко не лучшие времена из-за отсутствия работы и безденежья.

 

У ИГНАТОВА КЛЮЧА

Помимо разведения крупного и мелкого рогатого скота, хлебопашества, местное население занималось и рыболовством. Сумка тогда была куда более многоводной, чем сейчас. Весной во время половодья и разлива Волги рыба поднималась вверх по Сумке и попадала в вентери и сети сафоновских рыбаков. Сомы и судаки, лещи и щуки, не говоря уже о мелочи вроде красноперки и плотвы, разнообразили стол жителей села в дни церковных постов, когда православным запрещалось есть молоко и мясо.

Воду для хозяйственных нужд поселенцы брали из речки. А вот питьевую воду набирали из двух родников, что находятся под горой, всего в нескольких метрах друг от друга. Один из них издавна известен местным жителям как Игнатов ключ. Пользуются чистой родниковой водицей и сегодня.

Дедушку Игната и сейчас еще помнят многие старожилы села Сафоново. Работящий был, говорят, мужик, старательный. То на огороде его с лопатой увидишь, то во дворе с плотницким топором. Многим помогал по хозяйству. А еще следил до самой старости за местными родниками: чистил их, делал ступеньки для удобного спуска к оголовкам, едва сходил по весне последний снег.

Давно уже нет человека, именем которого назвали звонкий сельский родник, но память о нем живет и поныне. А несколько лет назад местные власти решили облагородить источник, дав ему новое красивое название – Хрустальный.

 

ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ, А ПОЛУЧИЛОСЬ…

Несколько лет назад состоялось торжественное открытие обновленного родника. Возле него поставили красивый декоративный указатель, который был хорошо виден с автотрассы, ведущей из Зеленодольска в Казань. Кроме того, у самой обочины установили деревянные изваяния бабушек-старушек в нарядных гороховых сарафанах и ярких платочках.

Увы… Благие намерения местных властей неожиданно привели к обратному результату. Очень скоро неизвестные повредили топорами и подпалили фигуры старушек. Вычислить вандалов так и не удалось.

 


Воду для хозяйственных нужд поселенцы брали из речки. А вот питьевую воду набирали из двух родников, что находятся под горой


 

Впрочем, как уверяли меня жители соседнего села Айша, просившие не называть их имен, сделали это, видимо, сами местные. Дело в том, что после придорожной «рекламы» сафоновского родника поток посетителей, желающих испить ключевой водицы, значительно увеличился. Причем многие из гостей вели себя у родника далеко не лучшим образом, оставляли после себя окурки, бросали поблизости раздавленную пластиковую тару, одноразовые стаканы, обертки от чипсов и прочий мусор.

В результате всего этого за несколько недель живописная поляна в окрестностях Игнатова ключа едва не превратилась в настоящую свалку. Раньше, когда водой из него пользовались в основном сафоновцы и айшинцы, такого здесь никогда не было.

 

НЕМНОГО СОЛНЦА В РОДНИКОВОЙ ВОДЕ

От соседнего с Сафоновым села Айша менее двух километров. Это расстояние я решил пройти пешком. С айшинского крутояра крыши одноэтажных сафоновских домиков видны как на ладони. По навесному мостику над речкой Сумкой перехожу на противоположный берег, туда, где плещется родниковая вода.

Еще издали слышится задорный смех детворы. Длинноногая загорелая девчонка в шортах и пестрой футболке с Микки-Маусом улыбается своей подружке, зачерпнувшей ковшиком студеную ключевую водицу.

Я с наслаждением пью холодную воду, которая прошла долгий путь по таинственным лабиринтам подземного царства, прежде чем с веселым звоном вырваться на поверхность – к солнцу, к людям.

И пока журчит сельский ключ и приходят к нему люди, будет жить старинное село Сафоново на берегу речки Сумки.

+1
0
+1
1
+1
0
+1
1
Еще