В основе мольеровской пьесы – античный миф об Амфитрионе, который возвращается с войны в родные Фивы и обнаруживает свою супругу Алкмену в объятиях другого мужчины. Вот только этот другой выглядит точной копией Амфитриона. И тут же выясняется, что в облике мужа Алкмене явился ни кто иной, как всемогущий бог Юпитер…
Что происходит, когда боги спускаются на землю, и зачем они вообще это делают – такими вопросами задавались драматурги всех времен. До Мольера к сюжету о рогоносце Амфитрионе обращались Эсхил, Софокл, Еврипид, Плавт, а после французского комедиографа – еще целый ряд известных авторов.
Ильгиз Зайниев, худрук театра кукол «Экият» и сам довольно плодовитый драматург, представил на суд псковичей спектакль о непростом симбиозе современных юпитеров и амфитрионов. Но режиссер чуть иначе ставит вопрос: олимпийские боги, оставляющие в дураках простых смертных, – кто они сегодня? И прозрачно намекает: поп-звезды, персонажи светской хроники, топовые блогеры и прочие «селебрити», окружившие себя, как и подобает, легендами и мифами. Обыватель нуждается в подобных «божествах» и зачастую сам творит их абсолютно на пустом месте. А потом еще и гневается, что его кумиры вконец оторвались от народа… Они, может, и рады бы оторваться, но публика, будь то фанаты или хейтеры, – их единственная питательная среда.
Музыку к спектаклю написал тоже наш земляк Эльмир Низамов, один из самых востребованных композиторов республики. Костюмы и сценографию создал выпускник Школы-студии МХАТ, уроженец Казани Геннадий Скоморохов, уверенно идущий сегодня по стопам своего отца – главного художника ТГАТ им. Г.Камала Сергея Скоморохова.
Можно поздравить псковичей и постановочную группу «Амфитриона», и в то же время немного жаль, что такого рода премьеры «с татарстанскими корнями» проходят мимо нашей театральной публики.