Французская музыка на французской скрипке
– У артистов так принято, что в свой день рождения они не столько получают подарки, сколько дарят их почитателям своего таланта. Чем порадуете зрителей на свой юбилей?
– Мы задумали фестиваль, который так и называется «Фестиваль – 65». Будут три концерта и одна творческая встреча. Концерты ожидаются сложными. Например, 15 марта я планирую играть на скрипке два отделения. От этого я отвык. Но буду играть в качестве солиста вместе со своим оркестром, а за дирижерский пульт встанет Ильяс Камал.
Первый концерт Эта программа будет называться «Музыка с французским шармом». Я очень люблю французскую музыку, поэтому я и выбрал ее. Это потрясающей красоты произведения: концерт Шоссона, соната Франка, знаменитое «Интродукция и рондо-каприччиозо» Сен-Санса, – это просто шедевры. Вот такой сложный для исполнителя концерт я задумал на старости лет.
– Насколько я знаю, вы и солировать будете на старинной французской скрипке?
– Да, концерт «Музыка с французским шармом» будет исполнен на хорошем французском инструменте. Это скрипка известного мастера. Не называю его только потому что клейма на скрипке нет, поэтому не могу дать гарантию. Можно было бы заказать паспорт инструмента, но это очень дорого и не так важно для меня. Главное в том, что скрипка звучит по-французски. Ее и так не спутаешь с итальянскими или немецкими инструментами.
– «Музыка с французским шармом» будет главным концертом фестиваля?
– Главный концерт «Фестиваля – 65» состоится 29 марта в день моего рождения. Вместо того, чтобы пойти в ресторан, я буду на сцене дирижировать оркестром. В этой программе тоже будут произведения, которые я очень люблю. Не раз говорил в интервью, что благоговею перед «Просветленной ночью» Шенберга, поэтому не могу обойтись без этого сочинения. Кроме того, прозвучат «Голубая рапсодия» Гершвина в исполнении Елены Лось и «Блестящая фантазия на темы из оперы Кармен» Борна. Фантазия написана для флейты, а исполнит ее на флейте-пикколо солистка оркестра Большого театра Елена Митрофанова. Думаю, это будет нечто фантастическое.
Третьим концертом станет наш традиционный первоапрельский капустник. Если 5 лет назад, на мое шестидесятилетие, он назывался «День дурака. На дураках держится мир», то в этом году мы решили его назвать «День дурака. На дураках держится мир – 2». Это как бы продолжение действия.
Хочу выразить огромную благодарность музыкантам своего оркестра, за то, что они взяли на себя подготовку капустника, чтобы я смог спокойно готовиться к сольному концерту. Конечно, я буду принимать участие в капустнике, но сценарий и режиссуру делает сам оркестр. А заправляет всем этим наша талантливая Светлана Станчина, пожалуй, самый остроумный человек в коллективе.
Наконец, в дни «Фестиваля – 65» журналом «Казань» совместно с оркестром La Primavera будет организована творческая встреча. Её темой станет презентация моей книги «Эскизы мемуаров». Это спецпроект журнала «Казань», который таким образом «отомстил» мне за то, что почти три года в каждый номер я писал одну из глав этой книги. Думаю, читателям будет не скучно.
– Это ваша первая книга?
– Да. До этого была книга обо мне, которую написал музыковед Гузель Сайфуллина. Но в данном случае автором выступаю я. Никогда не стремился к писательству, но так получилось, что у нас возникли творческие отношения с журналом «Казань»: они мне давали темы, а я писал воспоминания из своей жизни и жизни оркестра. Набралось на целую книгу.
Западные исполнители не отказываются приезжать в Россию
– С 11 марта в крупных городах Татарстана пройдет традиционный международный фестиваль L’arte del arco. Выступят скрипачи из Италии, Венгрии. Насколько сложно было договориться с ними о выступлении на фоне отмены русской культуры на Западе?
– Договориться с музыкантами было не сложно, мы побаивались другого, – что могут возникнуть вопросы с пересечением границ. Но пока все складывается хорошо: их выпускают на Западе и открывают двери в России.
– В целом противостояние России и Запада сказывается ли на фестивалях классической музыки?
– Очень даже сказывается. В апреле 2022 года мы решили отказаться от «Дня дурака» в пользу концерта с классической европейской музыкой, не известной широкому слушателю. Тогда я, как ведущий, произнес речь. Сказал, что отмена русской культуры на Западе – это дикость, поэтому мы специально хотим сыграть музыку Германии, Великобритании, Франции… Наша цель показать, что основа любой культуры – объединять народы, а не разъединять.
– А у музыкантов западных стран есть такое же понимание, что культура должна объединять?
– Конечно. И фестиваль L’arte del arco это подтверждает. Известные на Западе исполнители не отказываются приезжать в Россию. И я очень рад, что наше государство не мешает им, не закрывает границы. По крайней мере в отношении тех, кто не высказывался враждебно в адрес нашей страны. Если музыкант не может приехать в другую страну и поделиться своим искусством, я считаю это неправильным. А на Западе это как раз происходит.
– У вас много друзей за рубежом среди музыкантов, в разные годы в ваших творческих проектах принимали участие скрипачи из США, Великобритании, Польши… Они могут вернуться на казанскую сцену?
– Первое время они боялись приезжать. Были моменты, когда нам приходилось в срочном порядке менять иностранных исполнителей на отечественных. Но постепенно это уходит. В западном мире музыканты прекрасно понимают, что происходит. Например, французский виолончелист Марк Дробинский постоянно гастролирует по России. Он любит нашу страну, разделяет наш образ мысли, наши взгляды. И он не одинок.
– Западные санкции подстегнули процесс импортозамещения во многих отраслях, главным образом в промышленности. Вы как руководитель оркестра испытали влияние санкций в части закупки инструментов, студийного или концертного оборудования?
– Безусловно. Скрипки, конечно, мы не покупаем, у каждого музыканта свой инструмент. А вот покупка хороших струн и конского волоса для смычков стало проблемой. С этим столкнулись не только мы, но и другие российские оркестры. Особенно те, кто занимается аутентичным исполнительством. Это когда музыканты используют на своих инструментах жильные струны, которые в нашей стране не производят. Да, эти исполнители вынуждены закупать струны за рубежом. С импортозамещением в нашей отрасли пока не очень складывается.
– Но ведь хорошее вино и сыр мы научились производить, наверное, наступит очередь и жильных струн?
– Мы можем научиться делать все, что захотим. Просто раньше не стояло такой задачи. Наверное, появятся энтузиасты, которые наладят производство аутентичных струн и другой продукции для музыкантов, которая пока не производится в России.
Для молодежи выступление с оркестром – стимул развиваться
– Стартовал ваш ежегодный проект «Звёзды из Завтра». В этом году ему исполняется 10 лет. В чем особенности нынешнего сезона? Искать талантов становится сложнее или легче?
– Я горжусь этим проектом, потому что ничего подобного в мире нет. Когда-то мы проводили концерты с учениками специальной музыкальной школы при Казанской консерватории. Эти ребята уже многое умеют как исполнители. Для них сыграться оркестром – не стихийное бедствие, хотя и дорогого стоит. И тогда у нас появилась мысль, что ученики обычных музыкальных школ не могут даже мечтать о том, чтобы выйти на сцену с оркестром. И решили это исправить.
Нас поддержало Министерство культуры РТ, Раис Татарстана Рустам Нургалеевич Минниханов. В итоге родилась Республиканская программа поддержки молодых музыкантов «Звезды из Завтра».
Мы разделили Татарстан на шесть секторов, чтобы любой ученик любой музыкальной школы имел возможность пройти кастинг. С сентября начинаем принимать заявки, в ноябре начинаем прослушивание казанского сектора… Прошлой осенью в Казани мне пришлось прослушать 140 выступлений и выбрать 25 лучших, чтобы молодые дарования приняли участие в гала-концерте.
В феврале я выезжаю в крупные города Татарстана, где прослушиваю ребят, подавших заявки. Задача непростая: в этом году в Набережных Челнах поступило 114 заявок, в Альметьевске – 108 заявок… И в других городах не многим меньше. В апреле оркестр выезжает по этим же городам и в каждом из них даёт гала-концерт, на котором в качестве солистов выступают ребята, прошедшие отбор. Для музыкантов выступать с оркестром, – это огромный стимул, для дальнейшего музыкального развития.
Популярность проекта растет очень быстрыми темпами. Помню, в Буинске в первый год было всего 24 заявки, а нынче уже 80 и уровень исполнителей совершенно другой. Ученики и учителя музыкальных школ прекрасно представляют себе, что значит выступать с оркестром на сцене и готовятся к этому. Поэтому уровень мастерства растет неимоверно.
– Молодежь сильно меняется, современные дети рождаются со смартфонами в руках, испытывают сложности с коммуникациями вне цифровой среды. Как это сказывается на творчестве?
– Те, кто занимаются музыкой в школах, имеют значительно меньше времени, чтобы сидеть со смартфоном. И далее зависит от степени дарования. Даже если родители привели ребенка в музыкальную школу против его воли, это все равно не бесполезно. Ученик будет развиваться как слушатель классической музыки, сможет воспринимать ее. А это дано не каждому.
Думаю, что талантов во все времена рождается примерно одинаковое количество и смартфоны тут не при чем. Другое дело – реализация этих талантов. И здесь проект «Звёзды из Завтра» может очень серьезно помочь.
– Еще один ваш известный проект «Абязов-фестиваль», который обычно посвящается какому-то одному музыкальному стилю. Джазу, этно, року… Будет ли он проводиться в 2024 году?
– Фестиваль проходит раз в два года и нынче должен состояться. В этом году он будет посвящен взаимодействию музыки и слова. У нас есть две потрясающие программы: одна связывает музыку и стихи татарских поэтов, а вторая посвящена творчеству Бориса Пастернака. Обе программы сделаны с потрясающим актером, ректором Театрального института имени Щукина Евгением Князевым. Он читает стихи, как говорится, на «разрыв аорты». Мы выступали с ним на разных сценах, очень захотелось показать эти две программы в Казани.
Еще я очень надеюсь, что в рамках «Абязов-фестиваля» мы сделаем вечер посвящений от известных композиторов и поэтов в адрес оркестра La Primavera в связи с его 35-летием. Мне бы очень хотелось, чтобы все сочинения был написаны специально для этого концерта.