«Русский Клод Моне», «последний рыцарь импрессионизма» – все это о художнике Константине Кузнецове, картины которого в эти дни впервые можно увидеть в Казани в залах Музея изобразительных искусств РТ.
Сегодня это имя в России практически неизвестно, поэтому, думается, не будет лишним небольшой биографический экскурс, дабы по достоинству оценить масштаб личности и уникальность выставки, открывшейся на днях в усадьбе Сандецкого, – «Импрессионист Константин Кузнецов. Россия – Франция. Возвращение».
БЫТЬ ЭМИГРАНТОМ НЕ ПЛАНИРОВАЛ
Константин Кузнецов (1863–1936) родился в Нижегородской губернии в состоятельной купеческой семье, участвовал в делах фамильного торгового дома, но в 33 года решил, что станет художником, и уехал учиться во Францию. В Париже он окончил студию Фернана Кормона (учителя Ван Гога, на всякий случай) и добился признания в европейской художественной среде. Кузнецов был постоянным участником знаменитых парижских выставок: Салона Национального общества изящных искусств, Осеннего салона и Салона независимых. Картины выходца из русской купеческой среды экспонировались рядом с полотнами Анри Матисса, Мориса Дени, Пьера Боннара (к слову, работы этих французских художников сейчас тоже гостят в Казани в рамках новой эрмитажной выставки) и регулярно упоминались в прессе тех лет. На протяжении всего творческого пути Кузнецов вдохновлялся французским импрессионизмом, причем он не просто интегрировался в это направление, но и внес в него свою, глубоко личную поэтику. «Кузнецов – это старый борец, который не слагает своего оружия и держит крепко, высоко подняв голову, до конца, знамя импрессионизма», – писал критик Франсуа Тьебо Сиссон.
Помимо этого, Кузнецов выставлялся в Руане, Мюнхене, Питтсбурге, регулярно посылал свои картины на выставки Московского товарищества художников. Причем в России его воспринимали как европейского мастера и ставили в один ряд с Клодом Моне.
Художник Константин Кузнецов выполнял двоякую миссию: российскому зрителю он транслировал аутентичную традицию французского импрессионизма, а на ежегодных живописных салонах в Париже представлял русскую культуру
Жил Кузнецов в особняке на бульваре Монпарнас, облюбованном парижской богемой, и здесь русский художник обустроил свою мастерскую. Будучи состоятельным человеком, он никогда не писал ради заработка и почти не продавал свои картины, благодаря чему они сохранились в виде единой коллекции, которая после смерти художника в 1936 году передавалась по наследству его потомкам во Франции.
Кузнецов не планировал становиться эмигрантом. До 1914 года он регулярно приезжал на родину, но после революции, когда его семья все потеряла в России, возвращаться стало небезопасно. Константин Павлович не принял произошедших политических перемен, но подавать на французское гражданство тоже не стал. До конца своих дней он хранил паспорт гражданина Российской империи.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Несколько лет назад группе российских искусствоведов удалось познакомиться с наследниками и учредить фонд Константина Кузнецова в Москве. Этот же фонд выступил организатором выставки в Казани, на которой представлено более 80 произведений живописи и графики (раннее творчество, портреты семьи, пейзажи, символические композиции), а также фотографии и обширный архивный материал. На многих картинах остались пометы автора, номера парижских салонов, и сотрудники фонда впервые решили показать оборотную сторону его картин, чтобы зрители смогли заглянуть «за кулисы» творчества.
Мастер много работал на пленере, и этюдник с красками, который также представлен в экспозиции, сопровождал его везде – не только в окрестностях Парижа, но и в дальних поездках. Примечательно, что хотя источником вдохновения для художника были ландшафты Франции, в его полотнах продолжает жить русская традиция пейзажа.
Константин Кузнецов с женой Александрой, тоже художницей, воспитали четверых детей в любви к русской культуре. Одна из дочерей, Елена, внесла свой вклад в ее популяризацию во Франции: в 1930-е годы были изданы ее переводы Пушкина и Гоголя, в том числе повести «Вий» с иллюстрациями Кузнецова (это издание тоже можно увидеть на выставке).
Всего же собрание фонда, основанного коллекционером и меценатом Андреем Щербининым, насчитывает свыше 300 живописных полотен и более 100 рисунков. Произведения Константина Кузнецова бережно реставрируются и изучаются. До выставки в Казани творчество, по сути, заново открытого русского импрессиониста было представлено в Третьяковской галерее, а также в художественных музеях Нижнего Новгорода и Екатеринбурга.