Казанский государственный архитектурно-строительный университет выдвинул профессора кафедры графического моделирования Равиля Сайяровича Айдарова на Государственную премию РТ им. Г.Тукая за историко-архитектурную монографию «Казанский деревянный дом ХIХ – начала ХХ века в акварели и графике» (издание второе, дополненное), которая содержит уникальные авторские материалы, отражающие архитектурный облик утраченных деревянных домов и улиц старой Казани, а также традиции деревянного зодчества в Республике Татарстан.
Все согласны, что последнее десятилетие тысячелетняя Казань меняется к лучшему. Благодаря политической воле к сохранению историко-культурного наследия решены многие вопросы архитектурного сохранения и развития исторического центра Казани, только за последние пять лет отреставрировано более ста объектов культурного наследия. Появились эффектные общественные здания, улучшилось благоустройство улиц и площадей. Но как-то постепенно и незаметно исчезла историческая среда старой Казани – те улочки нашего детства «то в горку, то под горку», по которым любили просто так, без всякой цели гулять казанцы и в летний вечер, и в снежную зиму. В сети Интернет на Facebook создана группа «Kazan nostalgique», где архитекторы, краеведы, историки и неравнодушные жители Казани делятся своими фотоархивами с видами прежней Казани. Здесь же любителями старины вывешены архитектурные акварели Равиля Айдарова.
Деревянное зодчество – самая уязвимая часть историко-культурного наследия, а потому и самая ценная
Какое же счастье было снова увидеть старую любимую Казань на этих чудесных акварелях! Равиль Айдаров – автор более 200 видов деревянной застройки Казани, его работы экспонировались в рамках международной конференции «Культурное наследие в XXI веке», в галерее «Хазинэ» (2013), Казанском федеральном университете (2015) и Госсовете РТ (2016), а также выставлялись в Москве. Такие выставки неизменно пользуются успехом. Многие казанцы приходят, чтобы увидеть те дома, в которых они раньше жили, – на улицах Тельмана, Достоевского, Свердлова, Волкова, Калинина, Каюма Насыри, Тукаевской… До сих пор у меня перед глазами старожилы Старо-Татарской слободы, которые со слезами на глазах рассматривали акварели, практически вживаясь в эти архитектурные пейзажи, обсуждая детали зданий, как будто это портреты ушедших близких людей. Письменные отзывы казанцев и гостей столицы о выставках Равиля Айдарова полны искренней благодарности автору за то, что ему удалось передать обаяние старой Казани, выразить это ощущение тепла деревянного дома.
Город живет своими напряженными буднями, уверенно двигаясь в завтрашний день. Новое вторгается в нашу жизнь, делая ее все разнообразнее и интереснее, но, оказывается, людям очень важно не только ощущение прочности настоящего, но и память о минувшем. Без старой Казани новая будет неузнаваема, это будет другой город.
Деревянное зодчество – самая уязвимая часть историко-культурного наследия, а потому и самая ценная. Как показало исследование Р. Айдарова, в отдельных районах старой Казани 70 процентов составляли деревянные улицы и кварталы, застроенные усадебными и многоквартирными домами, общественными и культовыми зданиями. Там жили представители разных социальных сословий, кипела своя торговая, культурная жизнь. В монографии с большой любовью к старому городу и замечательно полно отражены архитектурная среда, подробности облика отдельных улиц и бытовые сценки, позволяющие погрузиться в атмосферу волжского губернского города.
В позднюю советскую эпоху деревянные дома превратились в перенаселенное ветхое жилье. Именно тогда Равиль Айдаров, занимая должность архитектора Вахитовского района, а затем главного художника Казани, впервые столкнулся с проблемой сохранения деревянной застройки в исторической части города. В те годы решить эту проблему за счет городского бюджета не представлялось возможным, а такого понятия, как «инвестор», тогда не было. В лучшем случае к памятным датам проводились мероприятия по улучшению облика деревянных домов, связанных с ленинскими местами (по улицам Ульяновых, Щапова, Бутлерова, Волкова и др.). Но массовая жилая деревянная застройка – перенаселенная, с удобствами «во дворе» – представляла собой неразрешимую задачу. Части Вахитовского и Приволжского районов были застроены деревянными кварталами, внутри которых сохранялись дровяные сараи, холодные туалеты, старинные каретники и амбары, двухэтажные купеческие склады. Подступиться к этим кварталам с целью их реконструкции было немыслимо дорого для города. При шестистах памятниках истории и культуры Казани средств выделялось в лучшем случае на десяток из них в год. В основном это были объекты Казанского Кремля и несколько наиболее ценных общественных и культовых зданий.
По словам Равиля Сайяровича, тяжело было наблюдать тихое умирание деревянных домов. Неоднократно посещая их по служебным делам и общаясь со старожилами, он проникся чувствами, во многом предопределившими его научные интересы и художественное творчество.
В ходе реализации Программы ликвидации ветхого жилого фонда (1996–2004 гг.) вся деревянная застройка, включая объекты культурного наследия, попала под отселение. Памятники не сносили, но инвесторов для них не находилось, и деревянные дома регулярно поджигали. В этот период Равиль Айдаров ходил по старым улицам с фотоаппаратом, стараясь запечатлеть на пленку то, что нельзя было спасти в реальной жизни. Тогда же Равиль Сайярович приступил к выполнению архитектурных акварелей, воссоздающих архитектурный облик сильно обветшавших или утраченных домов. Его кандидатская диссертация по теме «Архитектурно-пространственная организация деревянной жилой застройки Казани второй половины ХIХ – начала ХХ веков» была ответом на многие актуальные вопросы изучения деревянного зодчества Казани.
Следующим этапом стало издание историко-архитектурной монографии «Казанский деревянный дом ХIХ – начала ХХ века в акварели и графике», которая содержит уникальные, впервые публикуемые авторские архитектурно-графические работы. В ней, кроме акварелей, на основе диссертационного исследования собраны, научно классифицированы, подробно описаны и проиллюстрированы все разновидности деревянных домов и улиц Казани, их конструктивные, объемно-планировочные особенности, декоративное убранство фасадов и интерьеров. В настоящее время эти материалы востребованы, в частности, при восстановлении исторического облика Старо-Татарской слободы. К примеру, я руковожу проектом реконструкции Дома Бахтеева (ул. Г.Тукая, 72), при разработке которого мы использовали акварели Равиля Айдарова как иконографический материал.
В сети Интернет на Facebook создана группа «Kazan nostalgique», где архитекторы, краеведы, историки и неравнодушные жители Казани делятся своими фотоархивами с видами прежней Казани. Здесь же любителями старины вывешены архитектурные акварели Равиля Айдарова
Сейчас Равиль Сайярович подготовил новую серию архитектурных акварелей, посвященную деревянным общественным зданиям Казани. Это еще 100 новых работ. И прежде всего они поражают разнообразием архитектурных объектов, среди них – выставочные павильоны, триумфальные арки, трактиры, гостиницы, больницы, садово-парковые и остановочные павильоны, цирк, летний театр, мосты, пристани. Теперь все это не уйдет в небытие, а останется с нами благодаря творчеству Равиля Айдарова.
Ученый уверен, что интерес к деревянному зодчеству Казани со временем будет только возрастать и сегодня стоит задача восстановления некоторых наиболее ценных объектов. Особенно это актуально для Старо-Татарской слободы, которая имеет сегодня статус достопримечательного места и может обрести новую жизнь, если на ее территории будет восстановлена хотя бы часть исторической застройки – одна улица или один квартал…
Историко-архитектурная монография Равиля Айдарова «Казанский деревянный дом ХIХ – начала ХХ веков в акварели и графике» является бесценным вкладом в национальную архитектурную культуру Республики Татарстан и, по моему мнению, безусловно, заслуживает присуждения Государственной премии имени Габдуллы Тукая.
Фарида ЗАБИРОВА,
заместитель председателя Всероссийского общества
охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК),
заслуженный архитектор РТ