15 сентября исполняется 130 лет со дня рождения выдающегося татарского драматурга Карима Тинчурина. К этой дате казанский театр, носящий его имя, приурочил первую премьеру нового сезона.
Как уже сообщала наша газета, в преддверии юбилея открылись научная конференция и выставка, посвященные творчеству писателя, режиссера и актера. А сегодня вечером зрителей ждет премьера под названием «Последняя пьеса» – нечто совершенно новое в репертуаре татарской сцены. В ее основе не пьеса, а прозаическое произведение «Тридцать три дня» – одно из последних в творчестве Карима Тинчурина.
Новелла рассказывает о событиях 1918 года, когда Казань была оккупирована чешскими легионерами и войсками полковника Каппеля. Любопытно, насколько постановка удачно вписалась в канву времени: юбилей автора, столетие Октябрьской революции и канун столетия освобождения Казани от белочехов. О том, почему важны события тех дней, как шла подготовка к премьере, и о театральной жизни вообще мы побеседовали с главным режиссером театра Рашидом Загидуллиным (на снимке в центре).
– Рашид Муллагалиевич, как получилось, что в репертуаре театра оказалась хоть и адаптированная, но проза?
– Я очень рад, что нашел повесть «Коралловые бусы». Она уникальна по содержанию, и я открыл для себя Карима Тинчурина как великолепного прозаика. Повесть незавершенная, состоит из девяти новелл, нанизанных, как бусы, на одну ниточку. Сквозь них проходит история жизни молодого человека по имени Сулейман Тимербаев. Произведение по стилистике и структуре напоминает «Мои университеты» Максима Горького, а последняя новелла «Тридцать три дня» – «Белую гвардию» Михаила Булгакова.
Эта новелла будет впервые представлена в качестве пьесы. 130-летие Карима Тинчурина – совсем не рядовое событие в жизни театра, носящего его имя. Творческое наследие драматурга насчитывает около тридцати пьес, и все они ставились по несколько раз.
Я восхищаюсь тем, что Карим Тинчурин, год находясь под пытками, не подписал ни одного доноса, даже против себя. Наверное, если бы он остался жив, повесть заканчивалась бы более оптимистично, чем есть на самом деле
– Чем вас зацепила эта новелла?
– В ней описаны события захвата Казани в августе 1918 года. Белочехи с войсками генерала Каппеля находились в Казани тридцать три дня, после чего Красная Армия выбила их из города. Когда я изучал архивные материалы, готовясь к работе над спектаклем, ходил по историческим улицам города, то понимал, насколько те события находятся рядом – всего сто лет прошло. Автор наглядно показал, как легко люди переходят из мирной жизни в состояние военного хаоса.
– Наверное, новелла трогает еще и потому, что носит автобиографический характер?
– Мы сверяли хронологию описанных событий по историческим документам, там все передается довольно подробно, этим произведение и интересно. Яркие образы, каждый персонаж олицетворяет собой целый класс – мещане, ремесленники, белое офицерство и т. д. Поскольку повесть не завершена, к тому же написана за год до того, как автор оказался в застенках НКВД, мы назвали спектакль «Последняя пьеса».
Я восхищаюсь тем, что Карим Тинчурин, год находясь под пытками, не подписал ни одного доноса, даже против себя. Наверное, если бы он остался жив, повесть заканчивалась бы более оптимистично, чем есть на самом деле.
– Какие спектакли сегодня пользуются наибольшим спросом?
– Очень сложно предугадать прокатную судьбу конкретного спектакля. Иногда ставишь современную «забавную» комедию, и люди смеются, но кассовыми сборами похвастаться нельзя. А в другой раз возьмешь пьесу больше в просветительских целях, потому что классика должна быть, и она начинает жить своей жизнью. Основная масса наших зрителей на вопрос, что они хотят видеть в репертуаре театра, конечно, отвечают – комедию. Но сколько людей, столько и мнений. В основном мы выстраиваем репертуар так, чтобы процентов на 60-70 были комедии и мелодрамы, а остальное – трагедии и драмы.
Во мне борются режиссер-постановщик и главный режиссер-постановщик поставил спектакль, выразил свое видение – и все, больше его ничего не волнует. В этом смысле хорошо быть приглашенным режиссером. Последний раз по приглашению я ставил пьесу «Угасшие звезды» того же Карима Тинчурина в Турции в 2011 году. Это первый и единственный случай в истории татаро-турецких взаимоотношений, когда татарский режиссер ставил татарскую пьесу с турецкими артистами.
– Чем отличается турецкий театр от российского?
– В государственных театрах Турции нет постоянных трупп, артисты могут жить в разных городах и приезжать на кастинги. Спектакли эксплуатируются по бродвейскому принципу.
Во мне борются режиссер-постановщик и главный режиссер-постановщик поставил спектакль, выразил свое видение – и все, больше его ничего не волнует. В этом смысле хорошо быть приглашенным режиссером. Последний раз по приглашению я ставил пьесу «Угасшие звезды» того же Карима Тинчурина в Турции в 2011 году
– Вы часто бываете на гастролях, общаетесь с коллегами из других регионов России. Как живет национальный театр за пределами Татарстана?
– Самая большая проблема для всех – финансирование. В Татарстане с этим все более-менее, и коллеги из других регионов нам завидуют. У нас национальную культуру и театр поддерживают. Иногда послушаешь режиссеров из других республик – там годовой бюджет сопоставим со стоимостью постановки одного спектакля.
– По первому образованию вы актер. У вас нет желания вернуться на сцену?
– Я наигрался, когда был актером ТЮЗа. В процессе работы над спектаклем мне иногда приходится не только объяснять, но и показывать артисту, как нужно играть ту или иную роль. «Наигравшись» таким образом, я спокойно смотрю за работой актеров. Выходить снова на сцену… Нет, не хочу. Хотя мне когда-то прочили хорошую актерскую карьеру, я все же выбрал режиссуру. Кстати, одно из обвинений, некогда предъявленных Кариму Тинчурину, – что он не только пишет и ставит пьесы, но и сам в них играет.