БУРИЛИ И ПОБЕДИЛИ
– Все 142 километра дороги М-12, которые проходят по территории Татарстана, можно было сдать в один день, но участок сдавали поэтапно: седьмой этап – в ноябре, восьмой – в декабре, – рассказывает Фарит Ханифов. – Это нас, по большому счету, спасло. Потому что было сложно в морозные декабрьские дни завершать некоторые виды работ. К примеру, колотить «барьерку» – при температуре минус 30 градусов в грунт ничего не идет. Со всей стройиндустрии Татарстана собрали спецоборудование, бурили, но все-таки победили. На объект были доставлены даже реактивные двигатели со старых аэродромов, чтобы растопить лед. Этот двигатель пускали по полосе, он прогревал асфальт, после чего наносилась разметка. Строители работали по принципу «умри, но сделай». Молодцы, конечно!
По словам министра, сегодня один из любимых дорожных объектов Раиса РТ Рустама Минниханова – участок платной скоростной автотрассы Шали – Бавлы от пгт Алексеевское до Альметьевска, которая, как и платная магистраль М-12, войдет в состав международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. Эту дорогу начал строить еще в 2005 году известный татарстанский предприниматель Фоат Комаров на деньги от своего бизнеса. Впоследствии министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ (ныне – вице-премьер России) Марат Хуснуллин доказал на федеральном уровне необходимость строительства этой дороги. В итоге на поддержку данного проекта был выделен грант в размере 30 млрд рублей. Участок от Алексеевского до Альметьевска планируется сдать в 2024 году. Одна сторона трассы практически готова, построены 8 мостов и 14 путепроводов.
– Буквально на следующее утро после сдачи М-12, а это было 21 декабря, мы проехали по трассе Алексеевское – Альметьевск (протяженность – 146 км – «РТ»). За рулем был сам Рустам Нургалиевич, который довез нас до конечного пункта всего за один час и 15 минут, – рассказал глава Миндортранса РТ.
ПРО «ЩЕБЕНКУ» И «БЕТОНКУ»
Проинформировав журналистов об успехах 2023 года, Фарит Ханифов не умолчал и том, чего не удалось достичь.
– Например, не получилось широко ввести в обиход строительство простых щебеночных дорог в сельских населенных пунктах, – продолжил он. – В 2021 году направили 120 млн рублей на прокладку таких дорог в трех районах республики. Весной 2024-го посмотрим, как эти коммуникации проявили себя за два года. Они хороши тем, что строятся быстро из недорогого татарстанского материала – песка, карбонатного щебня.
Как сообщил министр, в настоящее время в Татарстане 500 деревень не имеют подъездных путей с твердым покрытием. В некоторых из этих поселений осталось по пять-шесть семей.
– Но все забытые деревушки расположены в красивых местах, где есть и леса, и родники, и различные водоемы, что для туристов лучше любого глэмпинга, – считает министр. – Если бы мы туда проложили дороги, то остановили бы отток населения из сельской местности. Думаю, в 2024 году предпримем еще одну попытку претворить в жизнь программу по строительству «щебенки».
А еще Фариту Ханифову хочется возродить строительство цементно-бетонных дорог. Недавно об этом же заявлял Рустам Минниханов. Когда возводились города Набережные Челны и Нижнекамск, там все дороги прокладывались в цементно-бетонном исполнении. И по ним до сих пор ездят. Настоящий советский подход: один раз сделать и на полвека забыть. Причем в Татарстане имеются предприятия, которые обладают соответствующими технологиями и оборудованием.
МАК ГОТОВИТСЯ К БРИКС
В международном аэропорту «Казань» (МАК) 18 декабря произошло радостное событие: за 2023 год он перевез пятимиллионного пассажира, хотя изначально воздушная гавань столицы республики была рассчитана на 2,5 млн пассажиров в год.
– Два года назад голландская компания завершила разработку мастер-плана по развитию МАК до 2050 года – информировал министр. – В 2023 году МАК объявил конкурс на проектирование новых терминала, перрона… Победителем стал московский научно-исследовательский институт гражданской авиации «Аэропроект». У него на субподряде будут работать наши институты – «ГипроНИИавиапром», «Татинвестгражданпроект» и другие.
Новый перрон площадью 300 тыс. кв м будет способен принять воздушные суда всех типов, которые существуют в мире. Предполагается, что все самолеты, которые прилетят в столицу Татарстана на саммит стран БРИКС в октябре 2024 года, будут припаркованы в казанском аэропорту, а не перенаправлены в Самару, Екатеринбург, Уфу, Нижний Новгород.
– Мы должны принять 33 широкофюзеляжных судна, причем без остановки работы аэропорта в штатном режиме, – уточнил глава Минтранса РТ. – На сегодня МАК может обеспечить стоянку только 12-ти таких самолетов. Стоимость нового перрона оценивается в 7 – 8 млрд рублей. Надеемся, что финансирование возьмет на себя федеральное государственное унитарное предприятие «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)».
РЕЧНОМУ ФЛОТУ – ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ
Весной этого года для возрождения речных пассажирских перевозок в республике была создана компания «Флот РТ», для которой закупили два новых метеора и теплоход производства Зеленодольского завода им. Горького. Сейчас на баланс АО «Флот РТ» передают все 45 пассажирских судов и причальную инфраструктуру «Татфлота», который теперь занимается только грузовыми перевозками.
– Старые суда, уже негодные к эксплуатации, сдадим по программе утиль-сбора, которая скоро стартует. На полученную компенсацию приобретем примерно 10 судов, – поделился планами Фарит Ханифов. – А 13 теплоходов будем ремонтировать. Это «Москва», «омики», которые отработали по 30-40 лет, однако еще в хорошем состоянии. Буквально на днях определили заводы по ремонту их двигателей, винтов, генераторных установок, внутренней обшивки и так далее. Кроме того, будем обновлять и дебаркадеры.
Напомним, что в текущем году «Флот РТ» на новых метеорах совершил пробные пассажирские рейсы из Казани в Ульяновск, Чебоксары. А из Елабуги – в Сарапул, хотя удобнее и быстрее было бы сделать это из Набережных Челнов, однако в автограде нет подходящего причала. Но мэр Челнов Наиль Магдеев, по словам министра, к 400-летию города (будет отмечаться в 2026 году) обещает решить эту проблему.
Минувшей осенью Раис РТ Рустам Минниханов на встрече с министром транспорта России Виталием Савельевым обсуждал вопрос субсидирования речных пассажирских перевозок, которые не окупаемы. Впрочем, в субсидиях нуждается любой общественный транспорт.
– В Татарстане на 360 млн рублей в год субсидируются авиационные перевозки, на 450 млн – железнодорожные, почти на 100 млн – речные. Благодаря этому, данные отрасли держатся на плаву. Мы нацелены на то, чтобы в 2025 году перевезти по реке 500 тысяч пассажиров, – ставит задачу на будущее Фарит Ханифов.
АВТОБУСЫ ДОРОГИЕ, ТРАМВАИ – ЕЩЕ ДОРОЖЕ
Ну а самая затратная сфера общественного транспорта – это внутригородские автобусные перевозки, поскольку тарифы здесь регулируемые. В Татарстане они субсидируются на 1,9 млрд рублей в год.
В настоящее время автопарк республики насчитывает 1800 автобусов, из них ежедневно на маршруты выходят 1500.
– Планируется закупить 419 автобусов. Из них 119 будем приобретать для 12 муниципальных образований по специальным казначейским кредитам сроком на 20 лет под три процента годовых. Первые 25 автобусов в республику уже поступили – 10 «Лотосов» и 15 «газелей», – сообщил министр.
По его словам, с помощью новых автобусов предстоит решить проблемы с общественным транспортом, в Бугульме, Лениногорске, Зеленодольске, Нижнекамске, Елабуге.
– До февраля 2024 года рассчитываем получить и запустить в рейсы все автобусы, – надеется Фарит Ханифов. – Но наше требование – они должны быть укомплектованы телематическим оборудованием (видеокамерами, приборами учета пассажиропотока, валидаторами) за счет средств перевозчиков или муниципалитетов. А для того, чтобы им дать такую финансовую возможность, на два года освободим их от арендной платы за автобусы.
Что касается обновления трамвайного парка в таких городах, как Набережные Челны и Нижнекамск, которые изначально проектировались «под трамваи»,то на него, похоже рассчитывать пока не приходится, поскольку стоимость автобуса составляет сейчас 16 млн, а трамвая – 90 млн рублей.