В Мамадышском районе презентовали гастроэтнографический тур
Путь к сердцу туриста лежит через желудок – так можно перефразировать известную поговорку для описания нового туристического маршрута по Татарстану. Но вкусняшки – всё-таки не самое главное в туре «Одна дорога – пять культур» по Мамадышскому району. Тур интересен прежде всего тем, что даёт возможность лучше узнать обычаи сразу пяти народов нашей республики.
Во время презентационной поездки журналисты и представители турагентств посетили пять поселений: татарское Нижняя Ошма, русское Красная Горка, марийское Большая Шия, кряшенское Зюри и удмуртское Пойкино. В каждом населённом пункте гостям показали местные обряды, песни и танцы и, конечно, с присущим татарстанцам гостеприимством предложили отведать разные вкусности национальных кухонь. Корреспондент «РТ» убедился в том, что новый гастроэтнографический тур неслучайно получил Гран-при Всероссийской туристической премии «Маршрут года – 2019» в номинации «Лучшая идея».
Сююмбике здесь отдыхала
Во время нашего автобусного путешествия по маршруту об истории и легендах Мамадышского района рассказывала научный сотрудник местного краеведческого музея Гуляндам Давыдова. Слушатели переносились из современного мира с электронными гаджетами в былинные, сказочные времена… А рассказать про самый большой по территории в Татарстане муниципалитет есть что – сюда и царица Сююмбике приезжала отдохнуть, и «крестьянский царь» Пугачёв наведывался.
В татарском селе Нижняя Ошма нас встретили женщины в национальных костюмах, причём не с традиционным чак-чаком на подносах, а с тош теле – так тут принято. «Тош теле» в переводе означает «птичий язык», это сладость к чаю в виде хрустящего хвороста. А дальше лакомимся чаем с травами, оладьями из печи, чак-чаком и эчпочмаками… Всё это под баян, песни и танцы. Позже на сцене Дома культуры зрителям показали обряд сватовства: невеста собирала приданое, и к ней в дом пришёл жених со сватами.
Не успели проголодаться, как нас уже встречают хлебом-солью в русском селе Красная Горка и потчуют картошкой, пельменями с капустой, грибами и прочими постными блюдами и соленьями. На сцене вновь обряд сватовства, но уже с русским колоритом, потом песни, пляски и, конечно же, хоровод. Хозяева активно приглашают поучаствовать в нём гостей. И как тут устоять? Потом учат ручейку, змейке и другим хороводным движениям. А мастера народных промыслов представили на мини-выставке свои изделия, которые даже можно было приобрести.
Лакомимся блинами
В марийском селе Большая Шия женщины в национальных костюмах надели на запястья гостей ленточки-обереги. На груди у селянок сверкают женские шейные украшения из бисера и монет. А мужчины в белых рубахах с красным орнаментом налили нам по рюмашке местного самогона – лучшая профилактика от вирусов (Онищенко не даст соврать). Потчевали вкусными сырниками (по-марийски – туара), трёхслойными блинами (коман мелна), пирогами, ватрушками и другой вкусной выпечкой.
На сцене Дома культуры показали обряды, связанные с одним из любимых праздников марийцев, который называется Семык. В этот день поминают умерших родственников и просят у них благословения на удачу в делах и в быту. А потом были зажигательные песни и пляски – как только деревянный пол не проломился – таков был накал страстей! Бабульки (так они сами себя называют) из ансамбля «Мари памаш» могли дать фору молодым песнярам и танцорам. И как уж не пуститься в пляс вместе с ними?
В кряшенском селе Зюри мы (в который уже раз за день – да кто это считает!) пьём вкуснейший чай с кореньями шиповника и вареньем из крыжовника, рябины, смородины, тыквы. Именно в Зюри проводится фестиваль кряшенской культуры Питрау. В прошлом году он состоялся в двадцатый раз и собрал более 60 тысяч участников из Татарстана и соседних регионов Поволжья.
На сцене местные актёры представили обряд гадания на кольцах под Новый год (обычно гадают от Рождественского сочельника до Крещения). И, конечно, гостям представили песни и танцы кряшен.
В удмуртской деревне Пойкино мы поднимаемся к деревянному Дому культуры в гору пешком – автобус туда проехать не может. По пути открывается красивый вид на реку Юкачи (приток Вятки) и лес. А на столе – чай, перепечи (открытые пирожки)… Как сохранить фигуру при таком богато накрытом столе?
На сцене гостям показали свадебные обряды, песни и танцы…
Важная деталь: в каждом поселении участники экскурсии раскрашивали красками в национальные цвета один из керамических пазлов-магнитов. После объезда всех пяти пунктов из частей разной формы можно было сложить символическое сердце пяти народов, проживающих в дружбе и согласии в Мамадышском районе.
Что, уже вечер и пора в Казань? Как жаль, что так быстро пролетел день! На обратном пути мы заехали в краеведческий музей Мамадыша и полюбовались на местную «Эйфелеву башню» (здешний арт-объект).
Маршрут «Одна дорога – пять культур» планируют запустить с мая, он будет трансформируемым. То есть можно будет заказать более короткий вариант – одно или два села плюс райцентр Мамадыш или полное погружение в пять национальных культур и кухонь. Это уже будут решать туроператоры, видимо, отталкиваясь от спроса. А предложить уставшим от всяких там Парижей и Лондонов туристам здесь есть что. Конечно, Мамадыш не Париж, но… Ведь не зря Лев Николаевич Толстой написал об этом крае ставшую потом крылатой фразу: «Вы не поверите, что я скорее бы стал жить в Мамадыше, чем в Венеции, Риме, Неаполе».
Вот так! Так что давайте хранить то, что имеем.