Путь к успеху в кадре и за кадром

В один прекрасный первый день сентября в начальный класс школы №2 к известной в Нижнекамске учительнице Ларисе Мурзиной по самому обыкновенному территориальному принципу поступил мальчик Родион.

Автор статьи: Галина СУЗДАЛЬЦЕВА

 

родион

 

В один прекрасный первый день сентября в начальный класс школы №2 к известной в Нижнекамске учительнице Ларисе Мурзиной по самому обыкновенному территориальному принципу поступил мальчик Родион. Обыкновенный первоклассник, сын не самых обыкновенных родителей: журналистов Фаниса и Надежды Кадыровых. С этого дня не только в жизни мальчика и его родителей, но и в жизни школы открылся новый коридор – увлекательный и творческий. Любознательные и пытливые одноклассники Родиона получили возможность не просто прикоснуться к профессиональному искусству одного из лучших телеоператоров города, но и войти в удивительный, многоликий и безумно интересный мир. Увлечение постепенно переросло рамки клуба по интересам и стало называться киношколой, проект получил известность, «повзрослел» до желания его участников снимать не только короткие ролики, но и серьёзное документальное кино и даже замахнулся на кино игровое.

Родион несколько лет назад окончил школу, поступил в Казанский институт культуры на факультет кинематографии и телевидения, а Фанис Кадыров – Фанис-абый, как по-семейному зовут своего наставника дети, – остался в школе всё при том же классе Ларисы Александровны, первой учительницы Родиона. «Пропал», как он сам о себе говорит. На самом деле Фанис-абый «пропал» раньше, услышав своим родительским слухом, что воспитывать нужно не столько ребёнка, сколько его окружение. Это высказывание и привело опытного оператора в школу: налаживать контакты с родителями класса, где учился сын. Так в классе появился совет отцов, который стал руководствоваться простым и мудрым принципом: вращаться в ближайшем окружении ребёнка.

Стремление погрузиться в интересы детского коллектива привело к неожиданному открытию: как мало родители на самом деле знают о собственных детях! Фанис Хасипович признаётся, что неожиданно понял, казалось бы, очевидную вещь – насколько сегодняшние дети и школа отличаются от того времени, когда учился он сам, и что его рецепты воспитания и советы в новых условиях практически не работают, хотя извечная проблема отцов и детей осталась в своём «тургеневском» формате… Чтобы глубже понять своё открытие, перечитал Тургенева и… впечатлился до слёз. Знакомые книги открылись по-новому, как и окружающая жизнь, отношение к профессии. Вот так через сближение со школой раскрылось эго взрослого состоявшегося человека, отца, главы семьи.

 


Родион несколько лет назад окончил школу, поступил в Казанский институт культуры на факультет кинематографии и телевидения, а Фанис Кадыров – Фанис-абый, как по-семейному зовут своего наставника дети, – остался в школе всё при том же классе Ларисы Александровны, первой учительницы Родиона. «Пропал», как он сам о себе говорит


 

Первое, что он сделал в качестве общего «классного родителя», – сам стал ровесником детей. Однажды собрались покататься на роликах. Тут выяснилось, что некоторые первоклассники значительно превзошли Фаниса-абыя в этом искусстве. С любопытством рассматривая незнакомый предмет, он зачем-то взял да и засунул в колёсико палец –  как делают дети, крутанул… Оказалось больно! Эта детская по-учительная глупость и физическая боль позволили взрослому человеку понять важность детского личного опыта. На таких открытиях он стал расти и как родитель, и как наставник детского коллектива.

Киношкола проросла в общении сама собой. В походы брали камеру, на всех классных и школьных мероприятиях делали «протокольные» съёмки, крутили их перед другими классами и родителями. Работы становились всё серьёзнее, пока наконец не доросли до уровня, достойного участия в конкурсах. И тем не менее это была ещё не кино­школа и даже не кружок – просто интересная любительская тусовка класса. Постепенно к увлечённым детям подтягивались заинтересованные родители, а Фанису Хасиповичу всё больше хотелось общаться с детьми. Ради более глубокого общения он окончил педагогические курсы, получил «корочки» – и всё же педагогом в полном смысле слова себя не считает, даже смущается, когда его поздравляют с Днём учителя. Хотя не менее важным, чем профессиональные достижения, считает то, что сумел создать центр притяжения, одинаково нужный для детей и для родителей, ведь, когда есть такой центр, любой проект «прокатывает», любое дело становится по плечу.

Признаться честно, супругам Кадыровым не раз предлагали перевести ребёнка в учебное заведение с более серьёзным имиджем – а им казалось, что это будет предательством, потому что уверены: кроме понятия престижности, есть и другие, более ценные понятия, хотя и менее заметные.

Так что же дала детям киношкола? Искусство владения камерой? Отчасти – да. Главное, что, столкнувшись с кинопроизводством, дети поняли, какой труд стоит за яркой обложкой, насколько сложна дорога к успеху и какова истинная цена признания. Не все из бурно увлёкшихся видеотворчеством выдержали испытание трудностями, но в этом руководитель киношколы видит положительный момент, как и в том, что к «домашнему» проекту понемногу подтянулись ребята из других школ. Так естественным образом кино-школа сама себя родила.

 


Киношкола проросла в общении сама собой. В походы брали камеру, на всех классных и школьных мероприятиях делали «протокольные» съёмки, крутили их перед другими классами и родителями. Работы становились всё серьёзнее, пока наконец не доросли до уровня, достойного участия в конкурсах


 

Сегодня уже сложно определить ту грань, когда про-изошло перерождение. Фанис Кадыров при этом признаётся, что настолько привязался к воспитанникам, что уже не мыслит себя без них. И ещё он благодарен детям за то, что они заставили его снова учиться и развиваться во всех отношениях, делать постоянные личные открытия, направлять в нужную сторону в хорошем смысле бешеную детскую энергию и одновременно учить своих подопечных самостоятельности.

В отношении своих юных последователей Фанис Кадыров ставит перед собой сложнейшую педагогическую задачу: вывести детей из инфантильной зоны комфортности, которой они, по его убеждению, «отравились».

Для полной убедительности – немного статистики: единственной кинокамерой, которая за десять лет прошла огонь, воду, медные трубы и самое большое испытание – детские руки, снято примерно 120 единиц продукции, включая видеопрезентации по просьбе учителей: в среднем одна работа в месяц – невероятная продуктивность! Детское сообщество кинодеятелей побывало с показами во всех культурных столицах страны, собрало внушительную коллекцию наград фестивалей и конкурсов разных уровней. Целый урожай наград собрал игровой фильм «Танго Франкенштейна» режиссёра-постановщика Алины Будановой.

Иногда в процессе работы кажется, что дети исчерпали свои запасы возможностей, эмоций и энтузиазма. Но наступает день премьеры – и снова возрождаются восторг родителей, удовольствие от сделанного, и они снова готовы творить. Всё как у взрослых.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще