Взял в свои руки управление застройкой пригородов Казани Раис Татарстана Рустам Минниханов, заявлявший ранее, что пригороды нельзя превращать в Шанхай, раздавая под строительство жилья земли сельхозназначения. Как показала жизнь, главы районов не способны контролировать и планировать процесс застройки территорий и это оборачивается транспортным и социальным коллапсом. Чтобы обуздать хаос, Минниханов запретил выдавать новые разрешения на строительство в сопредельных с Казанью Пестречинском и Лаишевском районах. А те проекты, на которые разрешения уже получены, подвергнут аудиту и, возможно, также запретят строительство, по крайней мере, высотных домов.
СТРОИЛИ, СТРОИЛИ И ПОНАСТРОИЛИ
Как уже анонсировалось, Рустам Минниханов взялся лично контролировать процесс, который за последние 10-15 лет явно вышел из-под контроля. В результате бывшие деревни под Казанью за счет строительства высотных ЖК превратились в города, при этом в отличие от городов, там отсутствует необходимая социальная инфраструктура – школы, детсады, поликлиники, скромные поселковые дороги тоже не были рассчитаны на такое количество автотранспорта.
Несколько лет назад мэр Казани Ильсур Метшин честно предупреждал горожан, что погоня за дешевым квадратным метром в пригородах обернется для них серьезными проблемами и жизнь людей буквально «превратится в ад». Мэр также признавался, что и в черте города строительство объектов инфраструктуры не успевает за строительством жилья, поэтому в новых ЖК возникают проблемы со школами и детсадами. В ответ на часто звучащие в адрес застройщиков обвинения, что они не строят школы и детсады вместе с жилыми домами, казанский градоначальник не раз объяснял, что по закону застройщики не обязаны заниматься строительством социальных объектов, это задача муниципальных властей.
«Я же не могу остановить строительство жилья и сказать: «Давайте мы сначала догоним количеством детсадов и школ, потому что тогда жизнь остановится», – заявлял Ильсур Метшин на встрече с журналистами, посвященной итогам 2022 года.
Если уж казанские власти не справляются с задачей обеспечить новые жилые массивы необходимой инфраструктурой, что говорить о районных.
И вот теперь поставить на паузу строительство в окрестностях Казани решил Рустам Минниханов. Как глава новой межведомственной комиссии по вопросам градостроительства он наложил вето на выдачу новых разрешений на строительство в Казанской агломерации, в которую кроме популярных у застройщиков Пестречинского и Лаишевского районов входят Высокогорский, Верхнеуслонский, Зеленодольский.
– Раис Татарстана несколько раз в достаточно жесткой форме требовал соблюдать вопрос социальной, дорожно-транспортной инфраструктуры. К сожалению, этого не сделали, – объяснил в понедельник решение руководства республики на совещании с коллегами Ильсур Метшин, добавив, что «нельзя ставить телегу впереди лошади» и возводить многоэтажки без сопутствующей инфраструктуры.
Что касается уже выданных разрешений на строительство ЖК в Казанской агломерации, предполагается, что их подвергнут тщательному аудиту на предмет того, насколько многоэтажная застройка соответствует возможностям имеющейся инфраструктуры. Не исключено, что по итогам совместной экспертизы Института пространственного планирования РТ, республиканских Минстроя и Миндортранса, а также муниципальных властей, строительство многоэтажек в том или ином месте запретят либо разрешат строить вместо «человейников» индивидуальные жилые дома.
Напомним, что кроме Казанской агломерации Рустам Минниханов будет контролировать застройку Камской и Альметьевской, где также начали возникать аналогичные проблемы, хотя и в меньшем масштабе.
ГЛАВЫ РАЗДАЮТ ЗЕМЛЮ, А ПОТОМ РАЗВОДЯТ РУКАМИ
«Республика Татарстан» поинтересовалась у жителей поселков в Казани и ее окрестностях, которым довелось на себе испытать последствия хаотичной застройки, что они думают по поводу решения Рустама Миннниханова.
– Полностью поддерживаю решение властей республики: давно пора ввести жесткий контроль за строительством в пригородах Казани, – считает активист из Куюков Пестречинского района Евгений Краснов. – Каждый новый комплекс – это прибыль для застройщика и долгожданное жилье для сотен и семей. Однако строить надо разумно, просчитывая перспективы развития района, оценивая комфортность будущего поселения для жизни. А у нас как получается? Главы районов раздают землю под строительство направо и налево, а потом на совещании у Раиса недоуменно разводят руками: «Кто же знал, что возникнет проблема с дорогами и садиками?». А как ей не возникнуть, если число жителей на той или иной увеличивается в разы? Людям ведь недостаточно иметь стены с потолком, им нужно учиться, работать, хорошо проводить выходные… Все начинается с грамотного планирования. Каждый проект застройки надо обдумывать, обсуждать на разных уровнях и детально прорабатывать.
Председатель ТОС «Привольный» (поселок Привольный раньше относился к Пестречинскому району, в 1995-м вошел в состав Казани, но жители до сих пор не могут добиться строительства школы для детей) Марат Вагизов решение одобряет, правда, считает, что его нужно было принять «еще вчера».
– Долгие годы никто не следил за порядком застройки на периферии, в результате мы имеем то, что имеем. Обвинять обычных людей в том, что они переезжают из города в пригород, на мой взгляд, неправильно. Квартиры в соседних районах стоят дешевле, чем в Казани, платежи за коммунальные услуги тоже ниже, свежий воздух и близость к природе тоже Но процесс строительства жилья должен был контролировать какой-то надзорный орган, а этого не было. Вряд ли ситуация изменится в ближайшем будущем. Разрешений на строительство выдано уже очень много, не думаю, что их будут отзывать.
Рядом с нами, например, строят «Вознесение -2». Это огромная территория, занятая жилыми домами. Каждому, кто в них заедет, нужны будут дороги, магазины, поликлиники… А инфраструктура и так уже трещит по швам.
Я считаю, изобретать велосипед не нужно. В Советском Союзе жилые комплексы, как правило, строились и росли вокруг заводов, фабрик, то есть жилье, социальная инфраструктура, дороги возникали не на пустом месте, а рядом с рабочими местами. Взять те же Набережные Челны, которые строились «вокруг» КАМАЗа, или казанский поселок Юдино , история возникновения которого неразрывно связана со строительством железной дороги Казань – Москва в конце XIX века. Нужно использовать опыт прошлых поколений, исправлять допущенные ошибки, залатывая дыры в социальной сфере, и не допускать новых.