НОВАЯ СТАРАЯ МАТРИЦА
На этот раз пишущую братию собрали в кинотеатре «Мир», прозрачно намекнув, что второе «культурное» полугодие традиционно будет проходить под знаком кино. Во-первых, это, конечно же, XX Казанский кинофестиваль, из названия которого аккурат к юбилею убрали слово «мусульманский», но вернули из небытия родовое для кинофорума понятие «Алтын минбар».
«Заявочная кампания продемонстрировала, что это решение было правильным», – прокомментировала Ирада Аюпова смену названия фестиваля. По ее словам, сам термин «мусульманское кино» рождал недопонимание и путаницу: то ли это кино, снятое в мусульманских странах, то ли по мусульманским канонам, то ли кто-то из героев непременно должен быть мусульманином и т.д. «Эта терминологическая неопределенность многих отпугивала, – отметила Ирада Аюпова. – Вернув фестивалю название «Алтын минбар», мы не поменяли его духовно-нравственную матрицу. Критерии отбора фильмов остались прежними, отношения с Духовным управлением мусульман сохранены, но идеология фестиваля людям стала понятнее». Попутно министр также поделилась инсайдерской информацией о том, кто в этом году скорее всего возглавит работу жюри Казанского кинофестиваля. По ее словам, согласие на это дал турецкий режиссер, актер и продюсер Метин Гюнай. «В России многие смотрят его сериал «Воскресший Эртугрул» о становлении Османской империи», – дала подсказку Ирада Хафизяновна.
ЗАГРУЖЕНЫ ПО САМОЕ НЕ ХОЧУ
Еще один долгоиграющий проект Минкульта ‒ «Кино за 7 дней». Ирада Аюпова анонсировала его четвертый сезон. В этом году в проекте примут участие киногруппы из стран БРИКС. По условиям конкурса зарубежные команды, выбрав подходящие локации в Татарстане, должны будут всего за одну неделю снять, смонтировать и озвучить несколько игровых короткометражек. По завершении проекта лучшие фильмы короткого метра объединят в полнометражный альманах. Два таких киносборника уже вышли в российский прокат.
Тема БРИКС на пресс-конференции главы культурного ведомства неожиданно всплыла и в связи с отменой в этом году фестиваля татарской песни «Узгэреш җиле». В дни саммита «все артисты будут загружены по самое не хочу», пояснила Аюпова. А на вопрос, состоится ли фестиваль в следующем году, министр уклончиво ответила: «Это проектная работа. Если защитим концепцию – значит продолжение будет».
ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО
К предстоящему осенью форуму БРИКС планируется завершить и строительство нового здания театра им. Г.Камала, которое ведется, по словам министра, «под жестким контролем». Также она несколько раз повторила мысль, что новое здание – это для всех большое испытание и вызов, имея в виду прежде всего будущее творческое наполнение огромного и высокотехнологичного театрального пространства. По словам министра, над тем, как вдохнуть в него жизнь «национального духа», сейчас думают все режиссеры республики. «Мы на год вперед прописали активности ‒ это и образовательные проекты, и лекционные, и хайповые ‒ там все будет», ‒ поделилась планами Ирада Аюпова. А в первое время, по ее словам, люди будут приходить туда просто из любопытства, как на экскурсию. По ее мнению, важно «сделать это пространство привлекательным для всех целевых аудиторий».
Другой вопрос, как сообразуются эти планы с моделью театра-дома, театра-семьи, которой всегда придерживались камаловцы, выстраивая свои отношения как с коллегами, так и с публикой? Не секрет, что здесь совершенно особая атмосфера ‒ в каком-то смысле действительно «домашняя» и в то же время притягательная для тех, кто по-прежнему ценит в театре некое таинство. Иными словами, не потеряет ли Камаловский театр свое лицо и не растворится ли его уникальная творческая аура в новом гигантском пространстве с прогулочными дорожками? На это Ирада Аюпова мягко упрекнула корреспондента «РТ» в том, что он ее «не услышал» и привела в пример Национальную библиотеку, после переезда которой в новое здание «все только выиграли». Возможно, но библиотека и театр ‒ это все же не одно и то же. Однако и продолжать дискуссию, не зная позицию самого Камаловского театра в этом вопросе, вряд ли имело смысл.
Поэтому следующий вопрос корреспондента «РТ» касался другого резонансного театрального дела ‒ буинского. Громом среди ясного неба стало для многих уголовное дело в отношении худрука и директора Буинского театра Раиля Садриева, которого подозревают в злоупотреблении полномочиями, связанными с продажей билетов на моноспектакль «Дервиш», где он играет главную роль. Называется и сумма ущерба ‒ 450 тыс. рублей. А пока идет следствие, Садриеву запрещено даже появляться в театре, который он же когда-то и создал.
«Я предлагаю в принципе отбросить эмоции и разделить два понятия: Раиль Садриев как творческая личность и административное устройство театра, ‒ посоветовала, комментируя ситуацию, Ирада Аюпова. ‒ Правоохранительные органы сейчас разбираются, мы тоже проверяем, как эти финансовые документы у нас проходили. Если документально подтвердится, что нарушений не было, то, думаю, все будет хорошо». Что же касается творческих вопросов, то, по словам министра, за 15 лет Буинский театр сильно продвинулся вперед, и прежде всего это заслуга художественного руководителя. «Раиль, безусловно, талантливый человек, и я очень его ценю. Тем не менее, даже в такой эмоциональной сфере, как театр и вообще культура, иногда надо выключать эмоции и с холодной головой двигаться дальше», ‒ резюмировала Ирада Аюпова.