На коллегии Минобрнауки обсудили, к чему стремиться республиканской системе образования
Выстроить систему, которая будет давать качественное образование всем детям республики и постоянно стремиться к самосовершенствованию, призвал педагогов Татарстана Премьер-министр Ильдар Халиков. Во вторник он принял участие в итоговой годовой коллегии республиканского Министерства образования и науки.
Обеспечить качественным образованием всех детей республики, независимо от того, живут они в большом городе или самой дальней деревне, – вот та мысль, которая так или иначе красной нитью проходит через все последние крупные совещания татарстанского Минобрнауки. Напомним, что эту задачу год назад на заседании республиканского Совета безопасности поставил перед образовательной системой Татарстана Президент Рустам Минниханов.
Как бы хороши ни были отремонтированные и оснащенные всем необходимым школы, главным в них все-таки остается учитель
Как отметил в своем отчетном докладе на коллегии вице-премьер – министр образования и науки Энгель Фаттахов, для решения поставленной задачи в республике делается много. Создана приличная материальная база, повышены зарплаты педагогов, существует серьезная грантовая поддержка учителей, в том числе молодых. Но работать, конечно, еще есть над чем. И главная задача – кадровая. Как бы хороши ни были отремонтированные и оснащенные всем необходимым школы, главным в них все-таки остается учитель. А с учителями у нас пока не везде хорошо. Например, выступавшие после министра глава Мамадышского района Анатолий Иванов и директор 19-й казанской гимназии Нияз Гафиятуллин, каждый по своему поводу, пожаловались на нехватку педагогов естественно-математического профиля, особенно молодых. Министерство тоже озабочено этой проблемой, и уже давно. На ее решение в рамках программы развития образования «Килэчэк» была направлена система грантов «Наш новый учитель», которая, пообещал Энгель Фаттахов, несмотря на завершение программы, будет продолжена. Кроме того, рассказал министр, при поддержке Президента Татарстана его ведомство с этого года начинает реализацию проекта специальной стипендиальной поддержки двухсот студентов, целевым образом (по направлению муниципалитетов) обучающихся в педвузах на учителей математики, физики и химии.
Кстати, о химии. Ее изучение в школах республики теперь будет проходить более углубленно и с внедрением информационных технологий. Соглашение о сотрудничестве в этом деле в финале коллегии Минобрнауки подписало с компаний «Иокогава электрик СНГ».
Школа прежде всего должна готовить не к экзаменам, а к жизни, | |
и гордиться учителя будут не только тем, что выпускники хорошо сдали ЕГЭ, но и тем, что в будущем они станут достойными гражданами своей страны. |
Но вернемся к учителям. На сей раз не будущим, а действующим. Напомним: в прошлом году впервые провели массовое тестирование (в формате ЕГЭ) педагогов базовых школ, проверяя их знание собственных предметов. Министерство, по словам Энгеля Фаттахова, не стало анализировать результаты тестов, отдав это на откуп муниципалитетам. И, видимо, напрасно – министр признался, что после ознакомления с итогами тестирования у него возникли сомнения в их объективности. Скажем, некоторые учителя Кукморского, Мамадышского, Арского, Балтасинского, Лениногорского районов продемонстрировали высочайшие результаты, которые почему-то не коррелируются с уровнем знаний их учеников. Глава Минобрнауки пообещал в ближайшее время созвать по этому поводу еще одну коллегию, на сей раз в закрытом режиме…
В свою очередь Ильдар Халиков, признав неоспоримые успехи республиканского образования (о которых свидетельствуют результаты олимпиад различного уровня и итоги ЕГЭ, который наши школьники почти по всем предметам сдают лучше, чем в среднем по России), призвал не забывать о том, что у нас кроме школ-лидеров, дающих те самые высокие результаты, есть и школы-аутсайдеры. И пока на них не обратят пристальное внимание, в республике не получится обеспечить качественным образованием всех детей.
Премьер-министр также поднял тему безопасности школьных перевозок, отметив, что ситуация, возникшая в конце прошлого года, когда вдруг обнаружилось, что большое число школьных автобусов работают без системы мониторинга, недопустима. Он рассказал, что на прошлой неделе Президент Татарстана выделил дополнительные деньги, чтобы обеспечить в районах обменный фонд трекеров (устройства приема-передачи данных для спутникового контроля автомобилей), и призвал руководителей районных управлений образования держать этот вопрос под постоянным контролем.
В прошлом году впервые провели массовое тестирование (в формате ЕГЭ) педагогов базовых школ, проверяя их знание собственных предметов
Ильдар Халиков призвал педагогов не забывать и о вопросах воспитания, заметив при этом, что школа прежде всего должна готовить не к экзаменам, а к жизни, и гордиться учителя будут не только тем, что выпускники хорошо сдали ЕГЭ, но и тем, что в будущем они станут достойными гражданами своей страны.
В целом же Премьер-министр, по его признанию, доволен сегодняшним состоянием нашего образования.
– Вместе с созданием условий для работы и повышением зарплаты к педагогам Татарстана предъявляется и больше требований, – отметил он. – Но что приятно – если в первые годы реформирования нашей системы образования это вызывало напряжение, то сегодня я вижу ваше творчество, инициативу, вижу людей, которые понимают свои задачи, хотят работать, созидают. И я обращаюсь к вам с просьбой, чтобы совместно с министерством вы инициировали и генерировали новые проекты. Ведь без вашего участия не удастся создать качественную систему, и не просто качественную, а такую, которая стремилась бы к самосовершенствованию.
А еще Премьер-министр заметил, что надо бы упростить существующую систему отчетности, которая отнимает львиную долю времени у педагогов, завучей и директоров. Избавиться от ненужных отчетов, автоматизировать все, что можно… Зал предсказуемо встретил эти слова бурными аплодисментами. К сожалению, тут приходится вспомнить, что о необходимости избавить учителей от лишней писанины уже много лет говорится чуть ли не на каждой коллегии и августовском педсовете. Но, как видим, эта проблема в нашем образовании пока что самая неразрешимая…