Полчаса – и готово: Татарстан заряжает электромобили по всей стране

Экономные и экологичные электромобили набирают популярность в Татарстане: если в 2021 году в республике было всего 80 таких машин, то в 2023-м – уже 700. Многих удерживает от покупки железного коня с электродвигателем нехватка зарядных станций. Как выяснила «РТ», предприниматели нашей республики при поддержке государства поставили на поток производство ЭЗС, так что расти они будут, как грибы.

Автор статьи: Ирина ДЕМИНА

ПОЙМАЛИ ВОЛНУ

Бренд  Non-Stop Power (безостановочная сила), под которым в Татарстане производятся быстрые зарядные станции  для электромобилей, появился в 2020 году. А за два года до этого было создано ООО «Зеленодольский электротехнический завод», которое занялось  выпуском трансформаторных подстанций, распределительных устройств среднего и низкого напряжения с применением передовых smart-технологий.

Прежде чем запустить производство зарядных станций для электромобилей, предприниматели – владельцы завода провели маркетинговые исследования, проанализировали мировой и отечественные рынки и убедились, что за электрическим транспортом будущее. Уже к концу 2020 в Зеленодольске изготовили первую в России быструю электрозарядную станцию мощностью 120 кВт. На тот момент в стране использовались только «зарядники» мощностью 60 кВт и все – зарубежного производства.

Уже в 2021 году был налажен серийный выпуск ЭЗС. В том же году  Правительство РФ утвердило Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта. А следом и татарстанский Кабмин запустил программу «Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в РТ». В 2022 году раздел о зарядной инфраструктуре стал частью госпрограммы «Развитие энергетики», предусматривающей меры поддержки из федерального бюджета на создание такой инфраструктуры.

Так что зеленодольский проект, что называется, поймал волну и  стремительно начал развиваться. За три года на заводе произвели 500 электрозарядных станций, которые были установлены в России (в том числе 100 в Татарстане) и странах СНГ. Поскольку спрос на ЭЗС продолжает расти,  возникла необходимость создания отдельного производства. Так в 2023 году появилась дочерняя компания Зеленодольского электротехнического завода – ООО «Производственное предприятие «Технопрактика», для которого в промышленной зоне Приволжского Казани построили цех площадью 1,4 тыс. кв м.

РАЗОРВАЛИ ПОРОЧНЫЙ КРУГ

– Одно из ключевых требований для получения господдержки – локализация производства. У нас  около 90 процентов комплектующих для станций производятся в России, а ключевые компоненты в Татарстане, – рассказал корреспонденту «РТ» директор «Технопрактики» Аяз Галеев. – К примеру, коннекторы для быстрой зарядки делает зеленодольская компания «Эрвольт». Мы всегда уделяли большое внимание импортозамещению. Так что западные санкции и разрыв отношений с зарубежными поставщиками практически не сказались на нашей работе.

По словам Галеева,  несколько лет назад люди не покупали электромобили, потому что не знали, где они будут заряжаться. В свою очередь для бизнеса актуальность производства ЭЗС была под большим вопросом: а кто будет заряжаться? Зеленодольский электротехнический завод решился разорвать порочный круг и не пожалел об этом.

– Первую станцию мы поставили на своей производственной базе в Зеленодольске, вторую – в Набережных Челнах, – продолжает директор «Технопрактики». – Потом 14 станций у нас приобрела «Сетевая компания», которая установила их в районах республики. Сейчас у этой компании установлены 132 зарядки, большая часть из которых нашего производства…После того, как заработала госпрограмма, начался бешеный рост количества электромобилей. Очень много их поступает в Россию из Китая. На рынок выходит Evolute – новая российская автомобильная марка. У электромобильного бизнеса наконец появилась рентабельность. К слову, Татарстан – один из немногих регионов России, где существует достаточно развитая инфраструктура для электромобилей и на этом виде транспорта можно спокойно перемещаться. В некоторых субъектах РФ нет ни одной электрозарядной станции, так что владельцам придется часов восемь заправлять авто от обычной розетки. На нашей ЭЗС полная зарядка занимает полчаса.

На вопрос, сколько километров можно проехать после полной зарядки, Галеев ответил, что это зависит от модели электромобиля и объема батареи.

– Есть, допустим, европейские и китайские машины премиум-класса, которые могут проехать без подзарядки 700-800 километров. Но для большинства бюджетных авто это 300-400 километров. У нас есть свой электромобиль, и мы как потребители сами испытываем возможности и наших зарядных станций, и электротранспорта. Например, в 2020 году полностью зарядили свою машину и доехали до Набережных Челнов без дозарядки. Ехали ребята «экономно» – по дороге сильно не газовали, выключили музыку и отопление. А таксисты, например, в среднем два раза в сутки заряжаются.  

«КАДРЫ ВЫРАСТИМ  САМИ»

Для наглядности Аяз Галеев продемонстрировал мне белоснежную электрозарядную зарядную станцию, снабженную тремя коннекторами – китайского, европейского и японского стандартов. Кроме аббревиатуры NSP на ней размещена надпись – «Лауреат конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан» по итогам 2023 года».

– А наш партнер – «Эрвольт» с его коннекторами стал лауреатом сразу двух конкурсов: «Лучшие товары и услуги РТ» и «100 лучших товаров России», – отметил мой собеседник. – Если сейчас наша стандартная ЭЗС имеет мощность 150 кВт, то в планах создать станцию на 300 кВт и выше. 

По словам Галеева, сегодня предприятие, на котором работают 40 человек, способно производить в месяц 20-25 быстрых зарядных станций, которые реализуются по госпрограмме. Производственная площадь в 1,4 тыс. кв. м позволяет производить 60 станций в месяц. Но для этого требуется набрать еще 40 специалистов, а это не так просто.

– Мы не можем разместить объявление, мол, нам нужен инженер по зарядным станциям для электромобилей. Таких специалиста на рынке пока просто нет, – отмечает 33-летний директор «Технопрактики», который сам окончил КНИТУ-КХТИ  и прошел переподготовку в КГЭУ. – На старых предприятиях опыт работникам передается из поколения в поколение. А нам пришлось все изучать самостоятельно.  Конечно, если человеку образование позволяет научиться нашему делу, мы его научим. Десять студентов Казанского энергетического колледжа проходили у нас производственную практику. Ребята толковые, нам понравились. Летом у них выпускной, потом планируют трудоустроиться на наше предприятие. В дальнейшем будем рассматривать вопрос об их целевом обучении в энергоуниверситете. Таким образом предполагаем сами выращивать для себя кадры.

«ЭТО ДОРОГОГО СТОИТ»

На вопрос корреспондента «РТ», получало ли их головное предприятие – Зеленодольский электротехнический завод поддержку в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство…», Аяз Галеев ответил, что через Минэкономики РТ заводу была субсидирована часть затрат на приобретение нового оборудования, –  около 360 тысяч рублей. Кроме того, Инвестиционно-венчурный фонд РТ помог компенсировать часть расходов на оплату процентов по кредитам, выделив предприятию грант в размере почти 3 млн рублей. 

– Руководство Татарстана нас, предпринимателей-производственников, без поддержки не оставляет, – отметил директор «Технопрактики». – Безусловно, нас интересуют различные гранты на новые разработки, ведь зачастую собственных средств для этого не хватает. Но речь не только о деньгах. Центр поддержки экспорта РТ и Центр «Мой бизнес» постоянно проводят вебинары, обучение по различным направлениям, бесплатные консультации на юридические темы, это очень ценно для нас. Важно и то, что нас привлекают на различные выставки, в том числе международные, в которых принимают участие крупные игроки рынка. Есть возможность выстроить с ними диалоги и себя показать. Это дорогого стоит. Многие ведь даже не знают, что в Татарстане есть компания, которая производит быстрые зарядные станции для электромобилей. А на улице со специалистами-коллегами не познакомишься.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще