Пока журчит сельский родник…

Населённых пунктов с названием Гари найдётся немало. Откуда же оно возникло?

Сейчас уже сложно точно ответить на вопрос, кто основал это село на берегу речки Каринки. Кто пришёл сюда первым – татары или русские? И тех, и других сегодня в елабужском селе с необычным названием Гари проживает приблизительно поровну. Да и со временем основания села тоже немало вопросов.

Автор статьи: Артем СУББОТКИН

 

Гаринская-церковь
Гаринская церковь Ильи-пророка.

Сейчас уже сложно точно ответить на вопрос, кто основал это село на берегу речки Каринки. Кто пришёл сюда первым – татары или русские? И тех, и других сегодня в елабужском селе с необычным названием Гари проживает приблизительно поровну. Да и со временем основания села тоже немало вопросов. Одни краеведы утверждают, что поселение это существовало чуть ли не со времён Ивана Грозного. Другие указывают на более поздний период – вторую половину XVII века (первые официальные документы, связанные с селом, относятся к 1678 году).

 

ФАНАТИКИ-РАСКОЛЬНИКИ ИЛИ КРЕСТЬЯНЕ-ПОГОРЕЛЬЦЫ?

Населённых пунктов с названием Гари найдётся немало. И не только у нас в республике, но и по всей России. Откуда же оно возникло?

И вновь обратимся к истории. Если брать за основу документы, которые свидетельствуют о том, что село основали в «бунтарском» XVII столетии, следует вспомнить ключевые события той далёкой смутной поры. И в частности, церковный раскол, возникший из-за реформ патриарха Никона. Тогда часть старообрядцев, не желая подчиняться «светским антихристовым властям», уходила и селилась в глухих лесах на окраинах Российского государства.

Здесь они основывали скиты и поселения, которые стали оплотом для тех, кто не желал креститься «по-новому» – тремя перстами – и не признавал изменений в переписанных заново церковных книгах. Наиболее фанатичные последователи раскола и вовсе призывали к так называемым гарям – массовому самосожжению во избежание духовной пагубы. И такие случаи, нередко провоцируемые властями, которые отправляли на подавление раскольников солдат, к сожалению, имели место. Они подробно описаны в документах тех лет и в романе Алексея Толстого «Пётр Первый».

 


В начале XIX века в жизни гаринских крестьян произошло знаменательное для них событие – их деревушка стала селом. Случилось это после завершения строительства деревянной церкви в 1816 году. Но в середине семидесятых годов XIX века после пожара свод деревянной церкви обрушился


 

Вернёмся, однако, к нашим Гарям. Возможно, село возникло на месте сгоревшего раскольничьего поселения. Но это далеко не факт. Его могли основать на месте любого выгоревшего населённого пункта, пострадавшего от крупного пожара – в те годы они являлись частым массовым бедствием, уничтожавшим за один раз десятки бревенчатых сельских изб.

Как бы там ни было, точно известно лишь, что позже, уже в XVIII веке, жители Гарей относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота и пилкой леса. По более поздним сведениям 1859 года, в селе работала мельница, по всей видимости водяная – речка Каринка в прежние времена была гораз­до полноводнее, нежели в наши дни.

 

ОТ ДЕРЕВНИ К СЕЛУ

В начале XIX века в жизни гаринских крестьян произошло знаменательное для них событие – их деревушка стала селом. Случилось это после завершения строительства деревянной церкви в 1816 году. Но в середине семидесятых годов XIX века после пожара свод деревянной церкви обрушился.

Долгое время храма в селе не было, и только в 1876 году вятский архитектор А.Андреев разработал проект каменной Ильинской церкви. Возведение нового храма, который строился более двадцати лет, было окончено только к 1897 году. Столь длительный срок стройки объяснялся элементарной нехваткой средств: работы велись исключительно на пожертвования жителей села. А достаток у гаринских крестьян был весьма скромным, хотя и проживало здесь к тому времени более полутора тысяч человек.

В 1910 году Ильинский храм в Гарях украсили настенной росписью.

Богослужения в церкви Ильи-пророка продолжались в течение сорока с лишним лет. В годы советской власти храм закрыли. Одного из последних настоятелей, отца Николая (в миру Николая Орлова) арестовали и расстреляли в начале тридцатых, в период печально известного раскулачивания. Последним священником Ильинской церкви был его сын, отец Алексий, которого также арестовали и приговорили к восьми годам лагерей. На свободу он вышел перед началом Великой Отечественной войны, во время которой был призван на фронт, где и сложил голову в 1943 году.

Храм Ильи-пророка и сегодня, несмотря на долгие годы забвения и нынешний довольно неприглядный вид, являет собой образец классической церковной архитектуры своей эпохи.

 

НОВАЯ ВЛАСТЬ – НОВАЯ ВЕРА

 

Елена-Петровна-Кривилёва
Елена Петровна Кривилёва прожила в Гарях всю жизнь и знает здесь почти каждого.

 

Одна из старейших жительниц села, пенсионерка 1926 года рождения Елена Петровна Кривилёва, с которой мне довелось познакомиться во время нашей поездки в Гари, рассказывала, как до закрытия церкви ей, тогда ещё маленькой девочке, довелось петь в церковном хоре на клиросе в храме.

– Я тогда с дочкой священника дружила, – вспоминает бабушка Лена. – Помню, как с другими девочками мы пришли в церковь на Пасху. И учителя вместе с директором туда вскоре нагрянули – стали нас, детишек, из храма выгонять. Я из церкви выбежала, а тут меня на паперти учительница наша схватила и кричит: «Нина, Нина, как тебе не стыдно – ты в церковь ходишь?!» А я у неё из рук вырвалась – и бегом к дому. Про себя лишь твержу: «Слава богу, что меня не узнала – с Ниной спутала!..» Прибежала домой – хвать учебник и к окошку села. Думаю, пусть с улицы меня видят, что я дома сижу, уроки учу…

На следующий день в школе тем ученикам, кого опознали в церкви, устроили своего рода экзекуцию: заставили полчаса стоять в кабинете директора перед портретом Ленина.

Сейчас православная молодёжь из елабужского духовного центра «Аксиос» ведёт работы по возрождению храма в селе Гари, помогая его настоятелю отцу Владимиру восстанавливать здание. Хочется верить, что это восстановление не будет столь долгим, как когда-то строительство гаринской каменной церкви.

 

В ОКРУЖЕНИИ СЁЛ-ПРИЗРАКОВ

Сижу за столом в просторной комнате деревянного сельского дома. Бабушка Лена радушно угощает меня чаем с липовым мёдом, а я, склонившись над блокнотом, привожу в порядок свои записи.

Елена Петровна Кривилёва прожила в Гарях всю жизнь и знает здесь почти каждого. Работала на ферме здешнего колхоза имени Зои Космодемьянской – сначала дояркой, затем бригадиром, а потом назначили заведующей.

О том, сколько сотен тонн молока сдали государству в те годы труженицы гаринской фермы, красноречиво свидетельствуют награды, которые баба Лена бережно хранит, надевая их только в дни больших праздников.

– Раньше-то село наше большим было, – делится она своими воспоминаниями. – До войны здесь более тысячи человек проживало.

А вот после войны – всего 565 человек. Не все вернулись с фронта, многие погибли. Сильно сократилось население и после хрущёвского разукрупнения, когда колхоз в Гарях ликвидировали, а его земли отошли к совхозу имени Бехтерева. А уж после того как закрыли ферму, многие, особенно молодые, стали уезжать из села в город. Сейчас в Гарях, наверное, и трёхсот постоянных жителей не наберётся.

 


Несколько лет назад здесь произошло знаменательное в жизни гаринцев событие – восстановили родник. Деревянный сруб для него изготовил Булат Галяутдинов, установив его вместе с другими односельчанами над оголовком весело журчащего сельского ключа


 

Сын Елены Петровны Михаил Васильевич Кривилёв тоже живёт в Елабуге, работает на заводе и в родное село приезжает, как и многие его сверстники, лишь на выходные да по праздникам.

Дом, в котором живёт бабушка Лена, – предпоследний на их улице. Дальше протянулся почти на полтора километра заросший бурьяном пустырь.

– А ведь раньше здесь дома стояли вплоть до самого бугра, – сокрушённо вздыхает Елена Петровна. – Ничего не осталось. Ещё каких-нибудь полтора десятка лет назад сколько в округе сёл было!.. Удаловка, Семёновка, Ключёвка, Каменка, Сентяк… Где они теперь?..

Сегодня на месте этих сёл-призраков остались заросшие травой домовые ямы и полуразвалившиеся фундаменты. Да ещё старые, всеми забытые погосты с бугорками заброшенных могил. Грустно видеть это…

И всё же… Думаю, что селу Гари уготована иная, более счастливая судьба. Несколько лет назад здесь произошло знаменательное в жизни гаринцев событие – восстановили родник. Деревянный сруб для него изготовил Булат Галяутдинов, установив его вместе с другими односельчанами над оголовком весело журчащего сельского ключа. Пускай же древнее село живёт долго, пока звенит старинный родник, воду из которого сельчане пили с незапамятных времён.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще