Именно такую фразу вы, скорее всего, услышите от рекрутера (специалиста по подбору кадров) в ответ на вопрос «Как найти работу?» Да, коротко на этот наболевший вопрос не ответить. Поэтому Ассоциация рекрутинговых компаний посвятила этому вопросу целую серию открытых мастер-классов под названием «Карьерный консультант», а еще эксперты поделились полезными рекомендациями для тех, кто в поиске работы, на страницах нашей газеты.
С ЧЕГО НАЧАТЬ
Конечно же, с резюме. Грамотно составленное резюме – первый шаг к тому, чтобы потенциальный работодатель нашел своего человека. Что ищут менеджеры по персоналу в наших резюме?
Через рекрутера проходят десятки резюме за день. И у тех, кто занят поиском будущих сотрудников компании, цель – отобрать не самых умных и красивых, а подходящих под конкретную вакансию людей. Поэтому, составляя резюме, полезно подумать: что имеет отношение к этой вакансии? Перегружать резюме лишней информацией не стоит. Тому, кто претендует на несколько вакансий, лучше создать несколько резюме, каждое из которых будет «заточено» под определенную позицию. Например, в резюме на позицию переводчика актуальна информация о том, где вы этому учились, как работали, портфолио с примерами работ. Претендуете одновременно на вакансию преподавателя английского – описание опыта и достижений уже в этой сфере, отзывы учеников.
По тому же принципу – чем конкретнее, тем лучше – стоит и заполнять графу «Личные качества», и писать сопроводительное письмо. HR-специалисты уже устали читать про «активность, инициативность, коммуникабельность». Есть у вас что-то, что вас отличает, чем вы действительно гордитесь, какая-то изюминка – расскажите об этом. Шаблонная фраза эйчара не привлечет, ведь он ищет конкретику.
На сайтах, предназначенных для поиска работы, как правило, есть готовый шаблон для резюме. А если вы создаете резюме самостоятельно, обратите внимание на его наглядность. Структурированная, удобная глазу форма будет работать на вас. Эксперты советуют оформлять резюме в виде таблицы, но не целиком, а частично – например, графу «Опыт работы». Кстати, перечислять места работы и учебы нужно с последнего, а не с первого, ведь «свежий», актуальный опыт намного важнее, чем какие-нибудь курсы бухгалтерии, которые вы окончили десять лет назад. Тяжело воспринимаются резюме в жанре «потока сознания», без знаков препинания, деления на абзацы – да, и такое бывает. Ну и, конечно, подпортит впечатление орфографическая безграмотность. Почему – пожалуй, объяснять не стоит.
У тех, кто занят поиском будущих сотрудников компании, цель – отобрать не самых умных и красивых, а подходящих под конкретную вакансию людей
Еще совет от специалистов: стоит быть готовым назвать хотя бы двух человек, кто мог бы дать о вас отзыв. Не обязательно указывать их контакты в резюме, лучше просто написать: «Рекомендации предоставлю по запросу». Это важно, кадровые службы часто собирают сведения о соискателях с предыдущих мест работы, поэтому лучше заранее предоставить контакты тех, кто отзовется о вас объективно. И, конечно, по возможности лучше уходить с предыдущего места работы мирно.
Итак, резюме составлено. Что предпринять, чтобы оно заработало? Для начала – разместите его на сайтах для поиска работы. Если не хотите тратить свое время, разместите хотя бы на самых популярных интернет-ресурсах. Лидером среди так называемых «работных» сайтов считается HeadHunter – hh.ru. Вторым по значимости называют superjob.ru, кроме него, в четверку самых рейтинговых входят job.ru и rabota.ru. А еще можно вбить в поисковик «Работа Казань», посмотреть, какой сайт поисковая система выдаст в числе первых, а значит, самых популярных и эффективных, и разместить объявление там.
Наталья Корнилова, заместитель директора одного из кадровых агентств, напоминает о важности связей. Если вы уже определились со сферой приложения своих талантов, пора начинать активно продавать себя: рассказать знакомым, что вы сейчас в поисках работы, ходить на презентации и конференции. «Пользуйтесь даже малыми возможностями, чтобы потом вырастить из них большие перспективы. Сформируйте перечень организаций, которые вам интересны, соберите о них сведения и ищите контакт сразу со всеми», – советует Наталья Корнилова.
МОИ ГОДА – МОЕ БОГАТСТВО?
Для нашей реальности характерна одна не очень хорошая тенденция – трудности с поиском работы у людей, которым осталось 5–10 лет до выхода на пенсию. Поэтому многие соискатели «прячут» свой возраст, заполняя резюме. Но делать этого не стоит по двум причинам. Во-первых, возраст легко вычислить по дате окончания вуза. Во-вторых, если для работодателя вопрос возраста действительно принципиален, он всегда найдет способ отказать соискателю в приеме на работу.
Кадровые службы часто собирают сведения о соискателях с предыдущих мест работы. | |
Поэтому лучше заранее предоставить контакты тех, кто отзовется о вас объективно. |
Летом 2013 года в России был принят закон, который запретил работодателю указывать так называемые ограничения дискриминационного характера в объявлениях о вакансии. Это значит, что теперь фирме может грозить штраф до 15 тысяч рублей, если в вакансии, например, будет указано: «Требуется специалист от 25 до 35 лет», «предпочтительно молодая девушка». Тот же закон запрещает «фильтровать» кандидатов и по другим признакам, таким, как национальность, вера, место жительства и т.п. Хорошо это или плохо?
Юлия Касилова, директор одного из казанских кадровых агентств, называет этот закон принятым «к сожалению для соискателей». Право предпочесть молодого кандидата пожилому человеку или выбрать мужчину, а не женщину, у работодателя никто не отнимал. Запрещено не само явление, а лишь его формулировка. И, выбирая из множества вакансий на сайте, потенциальный соискатель лишается возможности оценить, насколько он подходит фирме. Человек может потратить время, силы и эмоции на надежды, которые вряд ли оправдаются.
ВСТРЕЧАЮТ ПО ОДЕЖКЕ
Когда специалист по подбору персонала видит ваше резюме, он еще не знает о вас ничего. Потому стоит позаботиться о том, чтобы создать хорошее впечатление. Но при этом важно и не испортить его ненароком. Каким образом? Есть несколько способов.
Фотография в резюме. Резюме без фото выглядит, конечно, безлико, теряется на фоне других – ведь зрительные образы легче воспринимаются и запоминаются. Но, выбирая свой портрет для резюме, важно не перестараться, чтобы не стать источником веселья для эйчаров. Фото с отпуска в купальниках, селфи плохого качества, фотографии с семейных застолий и свадеб – не для деловой обстановки. Причем, что интересно, свадебные фотографии любят размещать почему-то именно мужчины – такую забавную тенденцию заметила Юлия Касилова. Наверное, просто у кого-то свадебный снимок – единственное фото в костюме. Но дело-то не в костюме, а в соответствии обстановке. Простой, но хорошо передающий ваш образ снимок, не обязательно профессиональный, – проявление вашей индивидуальности, «зацепка» для эйчара в кипе резюме. Очень хорошо, если фото сделано на рабочем месте – за столом в офисе, если вы менеджер, или в поварском колпаке и форме, если вы работаете в сфере общепита.
Адрес электронной почты – источник веселья номер два для кадровых работников. E-mail – тоже часть той одежки, по которой встречают, поэтому и здесь лучше не экспериментировать с адресами типа neadekvatna@ya.ru. Но многие и об этом забывают. Юлия Касилова вспоминает случай, когда кандидат на руководящую позицию прислал файл по электронной почте. С названием почтового адреса было все в порядке, а вот в графе «имя отправителя» отобразилось «Ленулька Красотулька». Комментарии излишни.
На сайтах, предназначенных для поиска работы, как правило, есть готовый шаблон для резюме. А если вы создаете резюме самостоятельно, обратите внимание на его наглядность. Структурированная, удобная глазу форма будет работать на вас
Третий важный момент – социальные сети. Или нужно строго засекречивать свою личную страницу, или держать ее «в чистоте». Практически каждого работодателя интересует, как проявляет себя в интернет-пространстве потенциальный сотрудник. Бывает даже, что дается такой запрос: нужен только кандидат со страницей в соцсети. Есть одна хорошая рекомендация – не выкладывать в сеть ничего, чем бы вы не были готовы поделиться с первым встречным. То есть привыкнуть к тому, что ваша открытая страничка – территория не лично ваша, а общественная.
Наталия Хисматуллина, директор другого известного в Казани кадрового агентства, отмечает еще одну типичную ошибку соискателя. Многие претенденты путают основные и дополнительные навыки. А их важно уметь различать, чтобы не преподносить с гордостью дополнительные качества, не имея основных. Наталия приводит в пример тех, кто приходит устраиваться на работу в ее кадровое агентство. На вопрос «Почему вы считаете себя подходящим кандидатом для работы в сфере подбора персонала?» большинство отвечают, что любят и умеют общаться с людьми. Не все понимают, что общение с людьми займет лишь процентов двадцать всего рабочего времени, а основная деятельность эйчара – это аналитическая работа, обработка резюме, а еще назначение встреч, заключение договоров. «Кандидату есть смысл вникнуть в реальную потребность работодателя и под эту реальную потребность и «продавать» свои навыки. Тогда сразу становится понятно, какой навык ключевой в данном конкретном случае, а какой – дополнительный», – говорит Наталия Хисматуллина.
Поэтому не стоит отчаиваться, если ваши навыки работодателю не пригодились и выбрали не вас, – возможно, вы просто не там ищете. Дело не в том, что кто-то из соискателей лучше или хуже своих соперников, а в том, что серьезный работодатель заинтересован в подходящем работнике, который будет с ним надолго. Эрудита с двумя высшими образованиями вряд ли возьмут простым офис-менеджером со средним окладом – человек с амбициями не задержится долго на таком месте, а если и задержится, то быстро «перегорит». Поэтому при поиске работы, как и в других сферах жизни, искать стоит не лучшее, а свое.
Окончание в следующем номере «толстушки».