Почерк разный, школа – одна

Казанская консерватория открыла Год педагога и наставника концертом-диалогом из произведений композиторов разных поколений.

Автор статьи: Светлана ОЛИНА

Фото: vk.com

 

 

Казанская консерватория открыла Год педагога и наставника концертом-диалогом из произведений композиторов разных поколений.

 

«Для музыкального искусства наставничество имеет особое значение, потому что в передаче секретов профессионального мастерства важнейшую роль играет творческое общение с педагогом», – подчёркивает ректор Казанской консерватории, профессор Вадим Дулат-Алеев. И закономерно, что первым творческим проектом консерватории в рамках Года педагога и наставника стал концерт «Казанская композиторская школа. Диалог поколений», на днях состоявшийся на сцене Большого концертного зала им. С.Сайдашева. 

В первом отделении прозвучали сочинения недавно ушедших композиторов, профессоров КГК Анатолия Луппова, Леонида Любовского, Александра Руденко и Бориса Трубина. Каждый из них был не только яркой творческой личностью, но и авторитетным наставником, благодаря чему казанская композиторская школа живёт и развивается.  Иллюстрацией этому было второе отделение концерта, программа которого целиком состояла из музыкальных опусов выпускников кафедры композиции 2023 года. Яркими премьерами слушателей порадовали Кирилл Куликов и Всеволод Сарандов (класс Елены Анисимовой), Лилия Исхакова (класс Виталия Харисова) и Анастасия Костюкова (класс Эльмира Низамова). Например, Лилия Исхакова представила симфоническую картину «О чём поёт ветер», где использовала мотивы татарской народной песни «Верхушки деревьев». «Мне было интересно поработать с татарским фольклором и попытаться как-то освежить его, добавить новых красок», – поделилась она своим замыс­лом.

Все сочинения прозвучали в исполнении симфонического оркестра Казанской консерватории. Причём ещё один диалог поколений происходил за дирижёрским пультом. Руководитель студенческого  оркестра маэстро Евгений Афанасьев несколько раз уступал своё место молодым коллегам – выпускникам кафедры оперно-симфонического дирижирования. 

По словам Вадима Дулат-Алеева, не всем везёт так, как казанским студентам-композиторам, которые имеют возможность услышать свои сочинения в исполнении симфонического оркестра консерватории, что, конечно же, не сравнится с распространённой практикой компьютерного озвучивания партитуры. В КГК эта традиция существовала ещё при Назибе Жиганове и недавно была возобновлена по инициативе нового заведующего кафедрой композиции Эльмира Низамова.

«Казанская композиторская школа – это большое наследие, которое находится в постоянном развитии. И я рад, что сегодня мы сможем услышать и музыку наших мэтров, у которых я сам когда-то учился, и первые симфонические опыты наших студентов», – отметил завкафедрой перед началом концерта. Также Эльмир Низамов обратил внимание на то, что казанские композиторы всегда были «на короткой ноге» с Симфоническим оркестром Татарстана, ещё со времён его первого руководителя Натана Рахлина: «Поэтому почти у всех наших композиторов есть симфонические полотна. И студенты не исключение. Они совсем ещё молодые, но даже в первых их работах для оркестра чувствуется выучка и, не побоюсь этого слова, школа».

К слову, с недавних пор Казанская консерватория входит в число музыкальных вузов страны, где можно бесплатно получить второе высшее образование по специальности «композиция». «Мы единственный региональный вуз, которому предоставлено такое право, наряду с Московской и Петербургской консерваториями, а также Российской академией музыки имени Гнесиных», – подчеркнул ректор КГК.

+1
0
+1
0
+1
0
+1
0
Еще